Сикачи Алян, глава V

(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь

К 17 часам на встречу со мной никто из сельчан не пришёл. Я расстроился, но вспомнил предупреждение, что пунктуальностью сикачи-алянцы не отличаются и просто могут начать собираться позже. В начале седьмого подошли две молодые женщины с детьми, одна – с двумя мальчиками, другая – с мальчиком и девочкой. Дети были разного возраста, где-то от пяти до десяти лет. Мамы сказали, что хотели бы крестить своих чад, а одна из них и сама собиралась принять Крещение. Минут через двадцать подошла ещё одна женщина  с двумя мальчиками лет восьми и десяти, тоже с просьбой окрестить их (сама она собиралась стать их крёстной). В общем,  настраивался я на беседу с уже крещёными людьми о создании в селе православной общины, а пришлось проводить катехизацию.

Проходила она в помещении музея:

Сначала я решил кратко поговорить с детьми, а потом, отпустив их, со взрослыми. Как объяснить ребятне от пяти до десяти лет, зачем нужно Крещение? Я решил прибегнуть к помощи образов. Сначала, конечно, как можно проще (насколько смог) сказав о Боге, о бессмертной душе, о грехе, о Кресте Христовом и о Его Воскресении. (Кстати, кое-что об этом, а также про диавола, ад и рай дети уже знали, – как потом выяснилось, из бесед с ними баптистов). А для наглядности положил перед ними распятие (походный напрестольный крест) и раздал им небольшие иконки Божией Матери «Блаженное чрево» («Хабаровская»). 

Образы же я употребил следующие. Как для рыбы естественно жить в воде, так для человеческой души естественно жить в Боге; рыба, выброшенная на берег, умирает, и душа, лишённая связи с Богом, гибнет; все мы из-за грехов «выброшены на берег», а Крещение возвращает нас в естественную среду обитания. Для цветка естественно тянуться к солнцу, а нашей душе – к Богу; цветок вянет и гибнет без света, а наша душа – без благодати; мы все из-за грехов лишены Солнца – Бога, а Крещение возвращает нас в Его Свет. Грех – это болезнь, из-за него наша душа стала слабой, не способной как следует сопротивляться злу; в Крещении нам даётся возможность выздороветь и стать сильными душой: не идти на поводу у зла, побеждать его и делать добро. Все мы рождаемся пленниками диавола и греха, а Бог в Крещении освобождает нас от этого плена и делает свободными.       

Рассказав обо всём об этом (периодически прерываясь, чтобы попросить мальчуганов-непосед не баловаться с иконами), я спросил: «Ну, что, ребята, понятно вам, для чего нужно креститься?» Самая маленькая участница беседы – задумчивая девочка Ксюша (лет около пяти) – ответила: «Да, понятно». А вот более взрослые мальчики дали отрицательный ответ. Пришлось для них пойти по второму кругу: «Что лучше, когда душа похожа на умирающую рыбу, выброшенную на берег, или когда она живёт в своей естественной среде обитания? Что лучше, когда душа завядшая, как цветок, лишённый солнца, или когда она цветёт и приносит плод? Что лучше, когда душа слабая, или когда она сильная? Что лучше, когда душа в плену, или когда она свободна?» Конечно, ответы на эти вопросы детьми были даны правильные. И на последовавший вопрос: «Ну, теперь понятно, зачем нужно Крещение?» всеми, кроме одного отрока, был дан ответ: «Да». Правда, уж больно неуверенно прозвучало это «да»… Но я не стал дальше мучить ребят, даже того мальчика, который ответил отрицательно. Возложив надежду на Господа, Который гораздо лучше, чем я, сможет им объяснить, что именно с ними произошло в Крещении, коснувшись Своей благодатью их сердец.   

Вот некоторые из этих нанайских сорванцов (фото сделаны уже на следующий день, перед Крещением):


(на втором фото они с Леонидом Сунгоркиным)

…А задумчивая и понятливая маленькая Ксюша вдруг спросила: «А где Бог находится?» Я ответил: «Он везде, но мы Его не видим». Она: «А почему Он от нас прячется?» Я: «Он не прячется, это мы разучились Его видеть». Она: «А как научиться видеть Бога?» И я на несколько мгновений онемел, ошеломлённый взрослой глубиной младенческого вопроса. И, как мог проще, короче и обобщённей рассказал о молитве, жизни по заповедям и участии в Таинствах. Но снова остался неудовлетворён своими разъяснениями и понадеялся, что Сам Бог не оставит без ответа вопрос Ксюши. Самый важный из всех вопросов на земле. Да и на Небе.

Кстати, вот и мудрая Ксюша (в малиновой куртке):

(А следующие два её фото были «случайно» сделаны чуть раньше, утром этого дня, во время нашей экскурсии по детсаду)

Потом я ещё некоторое время пообщался со взрослыми: двумя мамами и одной будущей крёстной.

Закончив огласительную беседу и всех отпустив, поужинал вкуснейшими карасями, которые любезно пожарила для меня фельдшер Любовь Геннадьевна. Ночевал я в школьном медпункте, на кушетке.

Продолжение здесь.

PS. Большая часть фото любезно предоставлена Леонидом Сунгоркиным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.