Нужно ли православному доказывать свою нормальность?

— Эта девушка православная. И еще она учится в университете, — добавляем мы, —  на престижной специальности, да и еще у нее хорошая работа. В администрации. Или в банке.

Я тоже часто пытаюсь упомянуть о своем образовании и опыте былых работ, чтобы «сгладить» впечатление о своей православности.

Почему? Почему все чаще, говоря о воцерковленном человеке невоцерковленному, добавляют о его успешности в жизни? Что это? Отголоски ветхозаветных мнений о благоволении Божием? Или страх показаться неадекватным миру, жаждущему успеха во всем?

Эти обвинения кажутся ужасными. Все мы на словах признаем неотмирность нашей веры. Но на деле раз за разом хотим показать свою адекватность миру. Хотя порой признать себя «городским сумасшедшим» — так помогает успокоиться и не переживать, что отнесутся как к маргиналу.

P/S. все совпадения в тексте — совпадения. Говорю всегда о себе 🙂 А вам приходилось доказывать свою нормальность?

ред.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Нужно ли православному доказывать свою нормальность?: 50 комментариев

  1. Мне наоборот регулярно приходится удивлять собеседников тем, что я православная.
    Я ношу афрокосички, милитари брюки и все такое. У людей как правило сдвиг по фазе случается, но иногда — разрыв шаблона. А шаблоны надо рвать, конечно, что православная должна отрастить юбку в пол, платок и не поднимать глаз.
    А уж если православная еще и дизайнер в крупной атомной конторе и руководитель своего предприятия… то взрыв мозга у собеседника гарантирован.

    • Для невоцерковленных — это положительный «взрыв мозга», несомненно.

      а для людей (в том числе воцерковленным), привыкшим к стереотипам… придется потрудиться над собой, чтобы принять известную формулу «в главном — единство, во второстепенном — разнообразие, и во всем — любовь».

      Трудный у вас путь, Дарья, удачи! 🙂

      • Глюк. Отвечала вроде bikin-blago который или которая так и не представилась.
        Вы бы подписались бы — в настройках вордпресса…

          • Привет, Насть)
            Так вот, для «воцерковленных» взрыв мозга происходит обычно крайне болезненно. Потому что в их среде принято мерить «православность» собеседника внешними формами — как одевается, постится ли, и самым крутым для мирянина тут является факт служения при храме. Это вообще пик моды и вершина карьеры.

            Вопрос — как «выжить» в среде «воцерковленных» нормальному человеку? Лишенному стереотипов?)

          • Привет))) Тогда я буду под своей головой говорить. В самом деле, хоть я и редактор, не могу же от имени благочиния говорить 🙂

            (не получается поставить ответ после комментария ниже, почему-то)

            Даша, вы (хотя так хочется сказать ближе — ты :)) так категорично ставите вопрос. Как в песни Цоя «весь мир идет на меня войной».

            Ведь вы знаете ответ: просто быть собой 🙂 это честно.

            Раньше я изо-всех сил старалась загнать себя в нарисованный мной же образ православной молодой женщины, более того, свою семью пыталась загнать в рамки образа «православная семья». Это как слишком натянутая струна, чуть не сорвалась. На каком-то этапе такие рамки, возможно полезны, как карантин. но могут быть и опасны.

            Поэтому долой лубочные картинки, даешь живого человека 🙂

          • Мало быть собой, Насть. Этого недостаточно, чтоб защититься от такой враждебной реакции.
            Все, что мы можем — это СВОИМ ПРИМЕРОМ показывать разнообразие и полноту жизни православного христианина.

            Справедливо Певец Караоке сказал.

  2. Это отголоски не ветхозаветного представления о благоволении Божием к человеку, а следствие 70 лет атеистической пропаганды, когда верующего представляли, как забитого невежественного неудачника. Вот мы и начали по инерции с 90-х годов доказывать обратное, что мы не такие!

    • о.Роман, как думаете, добились мы в этом «успеха»))))) Изменилось восприятие верующего?

      • Думаю, что нет! Люди далёкие от Церкви делятся на две ккатегории: одни с придыханием говорят о священниках, как о людях интеллигентных, высоко культурные, обладающих эрудицией и пр. Другие считают, что все попы невежественные, в общем мракобесы! )

        • А моя мама (будучи крещенной, но невоцерковлённой) когда впервые! на восьмом десятке лет стала постигать православие (при помощи видео-роликов с беседами священников) была крайне удивлена, что ОКАЗЫВАЕТСЯ священники не тащат насильно в веру и ДАЖЕ не ругаются на людей. :-))) Это было её самое первое приятное впечатление. На второе место попало её изумление по поводу их эрудиции и простоты общения.
          Это ж как нужно было засорить головы не одного поколения!…

  3. Встречаемся недавно с девушкой из параллеьного курса. Привет-привет
    -Как дела?
    -Все хорошо, после университета год в Москве проучилась на дизайнера интерьера, узнала больше чем за 6 лет обучения в ВУЗе, а ты как?
    -Работаю журналистом
    -Где?
    -В епархии
    -ГДЕ?
    -В Церкви я работаю журналистом в Церкви
    -ха-ха, ну тебя и занесло, журналистом в Церкви, ха-ха
    так мы и расстались, как то неловко и грустно страло на дше, раздражает если четно когда то, что тебе очень дорого вызывает у оо то такую реакцию…….а потом подумала, ну и плевать, чего малодушничать, если кто-то Христа не признает, пожалеть ее за это надо а не смущаться.

    • надеюсь, это редкая реакция)))

      хотя мне кажется, даже в среде журналистов есть немножечко отношение свысока к церковным журналистам. Вы не чувствовали? Хотя может. это мои домыслы и впечатлительность 🙂

      В любом случае, это нам на пользу.

      • Нет, никогда такого не чувствовала, наоборот, особенно в Хабаровске интерес к Православию адекватный и неподдельный. Проблема в том, что мы все толком не знает историю России, где все :наука, культура, искусство,образование,медицина,промышленность т.д. зарождалось посредство Православной веры.

        • —— Проблема в том, что мы все толком не знает
          историю России, где все :наука, культура,
          искусство,образование,медицина,промышленность т.д.
          зарождалось посредство Православной веры. ——

          Ага. И животноводство.

        • >зарождалось посредство Православной веры

          Посредство зарождалось. Описка по Фрейду =)

          пс: потому что не надо ерунду-то писать 😀

      • может быть, наверное плохо знакомы с нашей работой, впроче журналисты — это же треть власть, к ним подход то нужен)))

        мне кажется, что порой хоть из кожи лезь, люди светские чувствуют что ты не их, поэтому не принимают, хоть как оденься, а все равно….не то, есть те, кто сомневается, но на самом деле больше тех кто просто хочет брать от жизни все, это исключит из своего опыта общения

    • » Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» Так когда-то давно заносчиво пела «Машина Времени» С первой половиной соглашусь, прогибаться под мир дело бесполезное и не благодарное, а вторая половина просто смешная, -размечтались. Истина не обманет. С Божьей Помощью можно вполне быть успешным и в наше время, нормальные люди если не врать не изворачиваться и отстаивать свои убеждения, даже если они не согласятся с вами, за верность будут уважать, а у кого мировоззрение распространяется не выше обеденного стола и не дальше территории где можно что-то съесть и выпить, ну отойдут они с презрением от вас, заскучаете что ли.

  4. Мне кажется нужно доказывать не нормальность, а полноту жизни. Религиозная культура, как любая другая, подразумевает под собой систему табу.
    Но если человек сумеет показать собой, своим поведением, что все ограничения наложенные на себя он принял именно от полноты любви Божей, то обычно его воспринимают хорошо.

    ______
    Надо мной пару раз друзья шутили, особенно за любовь к хорам и колокольному звону. Мол, выйдешь на пенсию не чиновником, а звонилкой.
    А так, больше удивления было, когда стал в церковь ходить часто. Особенно со стороны ученых-естественников. Но со временем устаканилось.

    Я всегда в крайности бросался пока стоящего искал. Друзья наверное просто привыкли)

    • Тогда каждый должен себе задать трудный, но честный вопрос: а есть ли во мне эта полнота жизни? Господь ее дает, бесспорно. А беру ли я?
      ____________
      Нет полноты жизни. Вот, наверное, почему тогда некоторые православные (говорю жестко) чувствуют себя ущербными. Это скрыто глубоко, это проявляется, в частности в страхах и агрессии по отношении к миру нецерковному, в стремлении к изоляции.
      ____________
      В общем все сводится к тому, чтобы БЫТЬ, а НЕ КАЗАТЬСЯ. Ты «плохой» православный, так не возносись и не считай себя лучше других.

      Люди почувствуют правду, и от такого православного будет больше пользы в благовестии. И доказывать ничего не надо тогда))))

      • —- Нет полноты жизни. Вот, наверное, почему тогда некоторые православные (говорю жестко) чувствуют себя ущербными. —

        Я думаю все проще, Настя.
        Мало любят себя и мало любят людей которые рядом. Отсюда вся человеческая ущербность.
        Когда у человека глаза от любви сияют нету там ущербности. А когда сверкают фанатизмом, она аж льется через слово.
        Фанатизм это такой такой социально-фашисткий клей, который нужно из себя выдавливать по капле.
        Как долго и надрывисто вещала одна рок-группа «там где страх, места нет любви».

        —— это проявляется, в частности в страхах и агрессии по отношении к миру нецерковному, в стремлении к изоляции.——

        Я когда начинаю временами с понедельника новую жизнь и через некоторое время чувствую преимущества перед нецерковными друзьями, специльно заставляю себя вспоминать, что разбойник первый в раю оказался.
        Очень помогает.

          • —- А что такое полнота жизни? —-

            Виктор, ну в контексте моего поста наверное очевидно.
            Для нецерковного человека есть ряд удовольствий от которых ему вроде как нет смысла отказываться.

            Если верующий человек своим поведением покажет что это не потеря, а действительно замещение сиюминутного и тленного — вечным, то думаю такого будут уважать и прислушиваться.

            Бывает, да что нас не слушают, или шутят. Но имеенно в моем случае, это полностью моя вина. Я конкретно плохих людей вижу меньше чем хороших и со всей ответственностью поонимаю, что недоработал над собой.
            Если вокруг тысячи не спасаются, значит во мне нет пока молитвы настоящей, нет достаточно любви и уж тем более дел.

  5. мне кажется, что порой хоть из кожи лезь, люди светские чувствуют что ты не их, поэтому не принимают, хоть как оденься, а все равно….не то, есть те, кто сомневается, но на самом деле больше тех кто просто хочет брать от жизни все, это исключит из своего опыта общения

    • » Миловидность обманчива
      и красота суетна; но жена,
      боящаяся Господа, достойна хвалы »
      (Прит. 31:30)

      Внешнее и внутреннее неразделимы, но действуют они самостоятельно.
      Юбка до земли или брюки-милитари ничего не прибавят к невежеству, и ничего не отнимут от хамства и самолюбия.

      Штаны можно на юбку быстро сменить, и голову можно покрыть, но только дело ведь не во внешности. Нутро свое куда денешь? Куда деть внутреннююгниль, двоедушее — для одних я — одна, а для других — другая. К каким качествам можно отнести желание — унизить других людей. Уж никак, ни к
      христианским добродетелям. И что же делать, чем руководствоваться?

      «У нас есть достаточное руководство — совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь был лишен ее помощи», — говорит св. Иоанн Златоуст.

      Имеющий уши — да услышит!

      • Спаси Бог, Людмила, вы меня так хорошо описали. Есть над чем подумать 🙂

        • Нет, Анастасия, я имела в виду других людей.
          Я думаю, что Вы обладаете совсем другими
          качествами, судя по Вашим записям. Ни разу
          не замечала, чтобы Вы хотели кого-либо обидеть.
          Желаю Вам, Помощи Божией, душевных сил
          и добрых гостей Вашего блога.

          • Вас кто-то обидел, что вам теперь везде обидчики мерещатся?))
            Присоединяюсь к вопросу Певца — о методах. Обидчивость — это не плод молитвы или невидимой брани, а что-то иного сорта, не так ли?

          • Я присоединяюсь к тезке. Анастасия Помощи Божией вам в делах ваших.

      • —— Внешнее и внутреннее неразделимы, но действуют они самостоятельно.
        Юбка до земли или брюки-милитари ничего не прибавят к невежеству, и ничего не отнимут от хамства и самолюбия. ——

        Ув. Людмила, Вы бы лучше поделились личным опытом. То есть как Вы сами ежедневно боретесь со своим хамством и самолюбием.

        Это же блог, а какие-то общие вещи мы и в других местах читаем…

        • Почему Вы так болезненно отреагировали, словно
          Вас лично задели?
          А с собой, конечно борюсь, также как и все мы.
          Я ничуть не лучше других. И в этой борьбе, есть
          и победы и поражения. Ну а методы, это уж извините, личное…

          • болезненно?
            Не заметил.. Просто интересно стало к каким выводам и методам Вы пришли из таких размышлений.
            Или это относится только к «другим людям», как Вы и сказали Насте?

            И что может быть личного в методах? Сечете себя чтоли…или отсутстие методов имелось в виду?

          • Певец Караоке!
            Диалог можно считать состоявшимся, когда
            люди услышали друг друга. Я ответила на Ваш вопрос, что ещё Вы хотите услышать?
            В моём возрасте или молчат, или говорят
            то,что думают.
            А насчет ——«сечёте себя чтоли…»——
            считаю, что мужчине, недостойно писать
            такие вещи.

          • —- мужчине, недостойно писать
            такие вещи. ——

            Все просто Людмила.
            Я когда редактором был, статьи в стиле бездарно-скандальной журналистики удалял и присылал обратно пустой лист. Рефлекс видать сработал на Ваш пост (понятно как и кому написаный).
            Посему, о том что достойно мужчине, мне другие люди расскажут, надеюсь.

  6. Лично у меня плоды только в православии. Божья воля? Православие, духовность — это огромный плод. Из него вырастают другие плоды. Приписка религиозности к внешнему успеху и внешней религиозности — как успех, — это фарисейство. Трудно, если семья и бывшие друзья придерживаются иной точки зрения. Отчуждённость — это огромная проблема общества. Нужно помнить, что Бог взирает на нас. Мы не одни.

  7. А вот моя жена Ольга -точно,своя среди чужих,и чужая среди своих.И никому ничего не доказывает:носит русскую одежду,и в этом вся …Поделимся огромной радостью:недавно из храма Рождества Христова станицы Дмитриевской Екатеринодарской епархии о.Евгений Поляком нам сообщил,что прапрадед Ольги Василий Андрианович Копанев — генерал-майор,Атаман Лабинского отдела Кубанского Казачьего войска в к.19-н.20 вв.Мы потрясены величием Тайн Божиих!

    • Такие открытия всегда поражают. Владимир Гайфулович, может быть вы расскажете об этом подробнее. на страницах блога своего прихода, или на нашем, если хотите 🙂
      адрес моей почты komarova007 служебный знак yandex.ru

      • У нас страницы в фейсбуке:»Владимир Гайфулович Зангиров» и «Ольга Зангирова»

    • Владимр Гайфулович! А я нашла эти данные о Вашем родственнике, очень интересно.

      В Высочайших приказах, опубликованных в №12 «Кубанских Областных Ведомостей», Копанев Василий был пожалован есаулом.

      В «Справочных книжках» за 1891 и 1894 годы Василий Адрианович — войсковой старшина, командир 2 Лабинского полка. В «Кубанских календарях» за 1898-1902
      годы Василий Адрианович указан как полковник, Атаман Лабинского отдела.

      Кроме высоких деловых качеств и твердого характер полковник Копанев отличался отзывчивостью на чужую беду, щедр на благотворительные дела, любил людей, особенно детей и жертвовал немалые деньги в пользу общественных и благотворительных организаций.

      10 июня1896 г. председательница Кубанского местного управления Российского Общества Красного Креста, супруга Наказного атамана Е.И.Малама уведомила Копанева о том, что в Екатеринодаре открыто местное отделение Общества, а при нем — община сестер милосердия под название «Кубанская». Копанев тут же сделал солидные вклады в это благородное начинание, чтобы помочь «страдающему человечеству.

      В «Кубанском календаре» за 1904 год Копанев уже отставной генерал-майор. Звание генерала, как считает Андрей Горбоносов, Василий Адрианович скорее всего получил при выходе в отставку.

      «Кубанский календарь»1907 г. называет отставного генерал-майора Копанева почётным мировым судьёй Екатеринодарского Судебно-мирового округа, членом правления Кавказского отделения крестьянского банка в Екатеринодаре, и членом правления Кубанского исправительного приюта от Кубанского казачьего войска.

      А это,В Высочайших приказах, опубликованных в №12 «Кубанских Областных Ведомостей», Копанев Василий был пожалован есаулом.

      А это, выдержки из книги Александра Александровича Старка «На Русской Ривьере» (1913).
      А.А. Старк описывает путешествие, которое сделал из Уч-Дере в Романовск в августе 1882 года:

      » Но вот и дом, где живут Копаневы. Он – любимы всеми. Он командир казачьей сотни, занимающей прибрежные посты; в то время пограничной стражи еще не было. И он, Василий Адрианович, и она, Софья Андреевна, — бесконечно милые и добрые люди; у них я всегда нахожу самый радушный, теплый приют. Как хорошо, что на свете есть такие хорошие люди. Они-то, хорошие люди, и делают жизнь такою приятною. Отдыхаем, подкрепляемся великолепным обедом, пополняем свои запасы всем необходимым, провизией, порохом, патронами. Вот и жара спала, и мы выступаем далее…»

  8. Друзья, мне так хочется повторить слова героя рассказа Стругатских «Пикник на обочине»
    «И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ» со страниц нашего блога. 🙂

    (надо же, 12 лет прошло после прочтения, а фраза до сих пор в голове)

    Спаси Бог!

  9. Очень интересный вопрос… доказывать свою нормальность специально из-за того что православный никогда не приходилось, всё как то Богом управлялось, а вот поддерживать православность приходиться… Многие знают на работе, что я православный и я понимаю, что по моему поведению могут судить о Православии и это конечно стимулирует, и сквозь, бывает огромное, нежелание стараться не ругаться, и прощения просить и прощать самому и любить конечно… Несколько коллег принципиально стараются не общаться, некоторые сначала настороженно как то, а потом нормально. Бывало с других отделений зовут выпить-закусить-поесть мясо — говорю что не хочу и др, стараюсь до последнего не говорить, что пост и я воздерживаюсь..и не потому что стыдно, а чтоб их не смущать. В коллективе становишься такой справочной, стараешься отвечать на многочисленные вопросы-недоумения. Во время совместных застолий коллеги уже привыкли что у меня может быть пост и относятся спокойно, в зависимости от состава стола и настроения окружающих, бывает и пост нарушаю, опять же да бы не смущать окружающих. Мне думается важен и внешний облик — «Дух творит себе форму», внешний образ несет и внутреннюю нагрузку, каждый образ что то выражает, о чем то говорит, думается что футболки — рубашки с черепами там, рок-рэп атрибутикой или листьями канабиса и др старался бы не покупать и соответственно не носить. Ведь контактируем мы с окружающим миром через внешнее. Как говорятся «встречают по одежке»… Образ православной девушки «юбка в пол и платок», на мой взгляд, очень красив и красив именно своей простотой, т.е не смотришь во что девушка одета, а смотришь на глаза, мимику, т.е такой внешний образ как раз и призывает к вниманию к внутреннему, духовному человеку. Если же наоборот образ яркий-креативный-необычный, а то и в храме, то и глаз чаще останавливается только на внешнем, к внутреннему человеку как то не добирается, как то начинает думаться, а зачем она так вырядилась? для чего? может какой-то тайный смысл которого ты не понимаешь? а может для неё и важно только произвести внешний эффект и привлечь внимание к своей персоне? на этой мысли срабатывает звоночек- «вот, уже осуждаешь!», и просто отворачиваешься и стараешься не смотреть в ту сторону, да бы не искушаться. И одно дело когда просто, там волосы синие или штанины разные, это еще как то понятно, это еще хоть как то целомудренно, а когда и не целомудренно, тогда еще тяжелей…человек то слаб. Понравилась свое время история как один из святых много лет подвизался в борьбе с блудной страстью и думая что победил её, решил проверить себя и пошел подсматривать в баню и пал конечно, не смог справиться…

  10. Виктор, вы говорите, «справочной», а часто ли приходится спорить или даже защищать веру? Ведь русский человек любит поговорить «за жизнь», когда и начинаются споры о вере, о Церкви.

    К тому же в сми сейчас наблюдается негативная волна.

    А вопрос о нормальности вырос из жизни. Просто не могу понять, почему человека, который не сделал конкретным людям плохого и даже не имеет с ними общения, не просто считают, но и называют прилюдно сумасшедшим. Только потому, что он «ходит в Церковь» 🙂

    • Спорить о вере с невоцерковленными как то не приходилось, а вот объяснять довольно часто, конечно иной раз предъявляют претензии к Церкви, к мифическим жирным попам на мерседесах и др в эдаком духе, объясняю, рассказываю, что вижу сам, как на самом деле обстоит дело, слушают..сомневаются и довольно часто остаются при своем мнении.))) А с ума, некоторые, сшедшим конечно считают-называют, и меня это даже радует (лелею себя тщеславной мыслью, что последняя заповедь Блаженств это может быть и немножко про меня)))
      Сорить о вере приходится чаще с церковными людьми — наш портал тому яркий пример)))

    • Прошу прощения, что вклиниваюсь…

      «…А вопрос о нормальности вырос из жизни. Просто не могу понять, почему человека, который не сделал конкретным людям плохого и даже не имеет с ними общения, не просто считают, но и называют прилюдно сумасшедшим. Только потому, что он «ходит в Церковь»…»

      А знаете, меня за глаза тоже называли сумасшедшей, да и ловила взгляды с таким вот подтекстом, и отношение ко мне одно время было как к не от мира сего. Хотя во время этого «гонения психологического» я была ой как далека от всего церковного (гуляла в то время другими путями). Просто я не пила, не курила, не матюкалась, помогала посильно тем, кто нуждался (не только материально) — первое, что сейчас пришло в голову ))). Но и этих пунктов за глаза хватало, чтобы быть белой вороной.
      Поэтому, мне кажется, что тут дело не столько в том — ходит человек в церковь или нет. Людей могут отпугивать ПОСТУПКИ. Даже правильные. Просто сейчас модно жить КАК ВСЕ. А всё, что выбивается из-под этого шаблона, то и настораживает. Вспомните, одно время очень расхожую фразу, что если кто не пьет в компании, то обязательно стучит или больной. Ну, и так далее…

      • Почему хорошие поступки могут «отпугивать»?

        Потому что они обличают человека, который так не поступает. Он может это не осознавать, но чувствовать. А это неприятно.

        • Может это все же наши фантазии, что «нас не любют». Я в церкви почти 10 лет. Работала в Норильске. Отношения на работе были хорошие. Я не скрывала, что стала церковным человеком, но и о Вере говорила только с теми, кому это было интересно, а с другими старалась не касаться этой темы. И мы нормально ладили. В полемику со мной не вступали, пальцем около виска не крутили. У меня и врагов не было. Когда-то давно я была самоуверенной очень, считала, что прекрасно рабираюсь в людях, и если мне человек не нравился, я старалась дистанцироваться. Господь посрамил меня. Из «врагов» одна стала моей очень близкой подругой и остается ею уже более 30 лет. А второй на мое «фи» демонстрировал вполне дружеское расположение и в трудной ситуацию очень помог мне. Так что я давно поняла, что если мне кто и не нравится -это не факт что он плохой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *