Спонтанное религиозное творчество детей. Наблюдения непедагога.

Все мы хотим, чтобы наши дети были настоящими христианами. Не роботами, выполняющими обряды по привычке и не лицемерами, которые четко угадывают желания родителей. Мы хотим, чтобы они горели духом. По мере сил мы трудимся над этим… Но иногда наши усилия не то чтобы вредят, скорее создают дополнительные сложности для радостного возрастания ребенка в вере. Предлагаю вам порассуждать на тему детского религиозного творчества.

Первое поражение

— Дети, давайте сделаем «вертеп» — аппликацию… У мамы прекрасная идея сделать коллаж. Камни пещеры будут из оторванных кусочков бумаги, именно оторванных, это даст нужную фактуру. Богородица и Богомладенец взяты из детского календаря… Но что-то дети вяло рвут бумажки, так и норовят приклеить не туда – «портят» картинку. Отвлекаются, балуются… Мама раздражена и еле заканчивает работу.

— Дети давайте слепим ясли и животных вокруг.

— Мама, слепи ты, мы не умеем.

Еще как умеют! Просто им скучно. Будь они постарше (а не 4,5 и 2 года), они бы не посмели воспротивиться творческому призыву матери  и вылепили бы из чувства долга.

Это творчество навязано. Конечно, из самых благочестивых намерений. Результат – нулевой. Хорошо, что не отрицательный.

Оставить все как есть? И да, и нет.

Медный всадник против колобка

Как проходит обычное занятие с детьми? Дети отломите столько-то пластилина. Теперь сделайте из него колобка. К колобку приделайте колбаску…  Да, таким образом дети могут научиться лепить шаблонных  зверят. Что предлагаю? Забыть инструкции и то, что вы сами не умеете лепить. Думаете, ребенок не способен слепить что-нибудь интересное самостоятельно? Нужно только его заинтересовать.

Вот работа 4,5 летнего мальчика. Памятник «Родина-мать» и «Медный всадник».

 

 

 

 

Главные детали первого «памятника» — меч и развивающиеся волосы. Главная деталь  второго —  вздыбившаяся лошадь и треуголка на голове Петра. Ребенка поразили памятники… а уж как слепить он сам решил: без колобков и колбасок.

Вывод: нет шаблону.

Жизнь или театр?

Одеяло на голове, в руках «нечто», сделанное из конструктора и палочка. Ребенок подходит ко мне торжественно. И – о ужас! – говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите!» 5 секунд на раздумье, что же делать: отругать, объяснить, подыграть? Страшно, но становлюсь на колени… Пожалуйста, не бросайте в меня тяжелые вещи. То что для нас может показаться баловством, игрой и даже кощунством, для ребенка 4 лет сейчас жизнь. Я вижу это в глазах. Он действительно священник и в руках у него его святыня. Если засмеюсь, это может стать его трагедией на всю жизнь.

Вот и ходят по дому «монахи» с колготками на голове, с кадилом и самодельным «Евангелием».

Только сядешь с бутербродом на кухне – появляется в дверях живая картинка из детской Библии «Креститель Иоанн» — ребенок с самодельным крестом. Он, указывая пальцем в небо, провозглашает: «Покайтесь»… ну какой после этого бутерброд.

Дети даже специально подсмотрели, как батюшка складывает руки для благословения и благословляют друг друга. Такие детские игры – это повод многое объяснить.

Вывод: серьезное отношение к игре и творчеству ребенка. В том числе и к результату деятельности. Мне кажется, будет страшно обидно, если мы «слепим обратно» его кривенькую церквушку. Хотя сам он это потом сделает.

Детская икона. Кстати, они такие иконы вешали под взрослый иконостас. Значит, они серьезны!

 

 

 

Пластилин и нравственность

Лепка помогает ребенку осознать нравственные моменты. Например, на фотографии лепка «Каин и Авель».

Посередине – жертвенник. Каин – черный пластилин. Авель – белый. Ребенок понял разницу между ними. Или он долгое время не мог слепить «воинство небесное»: не было белого пластилина.

 Суть в деталях.

Ребенок не рисовал до 4,5 лет. Вообще не хотел. Мама (по собственной лени) не заставляла. Но Великим постом этого года он начал рисовать. И оказалось – ребенок видел и запоминал даже то, что не каждый взрослый увидит. Например, попросите взрослого человека изобразить в рисунке Божию Матерь.  Далеко не каждый вспомнит об обязательном изображении символов, обозначающих приснодевство. Ребенок не умеет даже фигуру человека нарисовать – но важное в образе он передал – три «звездочки» (на рисунке выглядят как заплатки).

 А это изображение момента «Иудеи кричат: Распни Его! Распни!» Ключевое в фигуре изображения Христа (сверху слева) – терновый венец и связанные руки. Поразительно! Дети видят и замечают главное.

Вывод: не требовать от ребенка учиться рисовать и рисовать конкретные вещи: солнышко и домики, дать ему свободу. Научится видеть самому и объяснять ключевые моменты.

Черное пятно.

— Малыш, это что за пятно?

— Мама, это Иисус с учениками в лодке…

Так и хочется сказать: ну где же, где? Ведь просто черное пятно! Умолкаем. Он здесь видит так, значит так оно и есть.

Вывод: любое детское творчество имеет право на уважение. Даже если нам совсем не понятно.

Карандаш+прищепка – ребенок считает это крестом. Остается только поцеловать. Крест и ребенка.

Ох, Ветхий Завет.

— Дети, что вы делаете?!! Дети режут плюшевого мишку.

– Мам, мы приносим жертву!

Да, Авраам, приносящий в жертву сына, самое трудное место для меня… Как объяснить это 4-летнему ребенку, чтобы он не пугался. Поэтому стараюсь убрать книгу «Священная библейская история» (архиепископа Вениамина со множеством картинок), но они упорно отыскивают. Ладно, пусть смотрят и творят, хотя это меня как родителя утруждает.

Вывод: будем смелее. Нам ли бояться сложных тем и вопросов… Да, и Библию надо все-таки прочитать.

Так о чем хочу сказать?

Мне кажется, детское творчество должно быть максимально свободно от родителей. Что может сделать мама или папа? Только создать вдохновляющую среду. Это, во-первых, жизнь. Обратите внимание ребенка на момент, дайте ему впечатление. Помню как единственным «результатом» 5-минутногостояния на Каноне св Андрея Критского было «а у батюшки епитрахиль-то черная!». И все – никакого покаянного чувства. Но он задумался и начал задавать вопросы «Почему?» «И что такое Великий пост?»

Во-вторых, книги, музыка, мультфильмы. Детям можно лишь чуть-чуть подсказать. И они заинтересуются.

По мотивам мультфильма «Пересвет и Ослабя»

 

 

 

Важно отказаться от критики и стремления подогнать под шаблон.

Забыть о своем удобстве. Палас в пластилине.  Краска повсюду в детской, даже на коте. С этим, действительно, трудно смириться.

Да, еще и неудобные вопросы типа  «Мама, а кто Авессалом?» Кто-кто, дядя такой был…

И конечно, и творим сами. Это очень заразительно. Ведь если нас не вдохновляют религиозные сюжеты, почему они должны вдохновлять наших детей?

Так в понимании ребенка Господь благословляет детей.

 

 

 

 

 

P.s. На «научность» эти выводы, конечно, не тянут. Даже в силу того, что слишком мала выборка: 2 ребенка из миллиона творческих всеодаренных малышей. Но может, поможет кому-то остановиться в гонке за детскими рекордами и научиться видеть в этих черных пластилиновых шариках настоящее детское творчество.

О занятиях с детьми лепкой есть чудесные книги Елены Макаровой «Как вылепить отфыркивание». Толчком к созданию своих пластилиновых курсов для нее стало удивление: «Почему дети в гетто во время войны творили более свободно, чем современные дети».

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Спонтанное религиозное творчество детей. Наблюдения непедагога.: 4 комментария

  1. Анастасия, это ведь Ваши чудесные мальчишки? Особенно, мне понравились
    «Иоанн Креститель» и «Монахи». Видно, что серьёзно «входят в образ».
    Пусть растут здоровыми и счастливыми, на радость маме и папе!

  2. Замечательная статья!
    Впечатлили монахи в колготках 🙂
    Я тоже против шаблонности. Каждый ребенок уникален и талантлив — главное не мешать 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *