Слово Высокопреосвященнейшего Владимира на Собор Пресвятой Богородицы после Литургии в Христорождественском соборе

8 января 2017 года в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Хабаровский и Приамурский совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе г. Хабаровска. По завершении Божественной  Литругии митрополит Владимир поздравил всех молившихся за богослужением со светлым праздником Рождества Христова.

Сердечно поздравляю всех прихожан и священнослужителей, которые сегодня прибыли, в том числе из других приходов нашего города, для того, чтобы здесь, в Христорождественском соборе разделить радость престольного праздника —  великого и мироспасительного праздника Рождества Христова, события, которое стало ключевым и поворотным моментом в истории всего человеческого рода.03-dsc05824

Сегодня  мы в евангельском чтении за Божественной Литургией слышали повествование о том, каким угрозам подвергалась жизнь Богомладенца Христа сразу после Его пришествия в мир.

52107-b

Рождество Христово, Андрей Рублев

Слышали о том, как злочестивый царь Ирод, желая погубить младенца, отдал распоряжение своим воинам умертвить всех младенцев от рождения и до двух лет. Матери Божией с Иосифом Обручником, которому было видение Ангела, надлежало бежать в Египет и там пребывать до того времени, пока, как говорит нам евангельский текст от Матфея, «не умрут, ищущие душу младенца». Таким образом, мы видим, что с самых первых дней земная жизнь Господа Иисуса Христа была связана с тем сопротивлением, и с тем борением, которое воздвиг против Него, Сына Божия, враг рода человеческого дьявол.

Матери Божией вместе с праведным Иосифом ничего не оставалось, как взять младенца и бежать в Египет, дабы со временем, уже после смерти Ирода вернуться в Иудею и поселиться в городе, именуемом Назарет, чтобы сбылось еще одно пророчество о пришествии Господа Иисуса Христа «и назореем наречется».

Назореем, с одной стороны, в честь особой религиозной группы, которая существовала в Иудее в то время и вела жизнь, подобную монашеской сегодня. И, с другой стороны, Господь был именован назреем, по названию города Назарет, в котором Он поселился, и в котором протекало его детство.

52114-b

Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь

Мы в предшествующей проповеди слышали о жизни Пресвятой Богородицы, на долю которой также выпало множество скорбей и испытаний. Сегодня мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы и молитвенно прославляем тех людей, которые близки были Господу и Спасителю в Его земной жизни. Господь пришел в этот мир скромно, тихо, незаметно, родившись не в царском дворце, придя на землю не в богатстве и величии, но в простоте и смирении. Родившись в вертепе,  Он был положен в ясли, где лежали животные.

Завершив дело спасения рода человеческого, был положен мертвым и бездыханным, дабы воскреснуть в третий день, победив смертью смерть и всем от века усопшим дать возможность воскреснуть и наследовать жизнь вечную.

52110-b

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия

Сегодняшнее Евангелие указывает нам на угрозы, которые сопутствовали первым дням жизни Господа Иисуса Христа. Его жизнь началась в пещере и закончилась также смертью и воскресением в пещере. Также жизнь Христовой Церкви была на протяжении всей своей тысячелетней истории  связана с разного рода угрозами. Сначала со стороны ревнителей иудейского закона, тех людей, которые лицемерно поклонялись Богу, не хотели принимать Господа Иисуса Христа, отворачивались от тех чудес, которые Он совершал, не желали слушать Его учение. Наконец, они нашли самого слабого в духовном смысле из Его учеников, который предал Господа Иисуса Христа.

52113-b

Рождество Христово, фреска. Каппадокия

Мы видим еще при жизни Господа на Него нападки, и это удел, в том числе, всех Его последователей. Читая Евангелие, мы видим во время земной Его жизни нападки на Него иудеев, позднее Церковь будут преследовать  гонители Римской империи. Это гонение на протяжении первых трех столетий жизни Христианской Церкви будет поддержано всей мощью государственной Римской власти. И на протяжении всех двадцати столетий, сколько существует Церковь Божия на земле, не было, наверное, спокойных периодов, всегда находились либо гонители, либо возникали лжеучителя, которые в силу своих каких-то умственных построений старались внести что-то новое, не совсем правильное, и через это Церковь Божия сотрясалась. Возникали и расколы. И, конечно же, в этой связи нельзя не упомянуть о страшных гонениях, которые враг рода человеческого через людей воздвиг на Церковь Христову в нашем Отечестве  в двадцатом столетии.

52115-b

Рождество Христово, XVIII век, Болгария

В этом году мы будем молитвенно вспоминать столетие революционных событий, всех тех потрясений, которые за этим последовали. И, конечно, будем размышлять, как случилось так, что был полностью изменен государственный строй, полностью поломан и уничтожен традиционный уклад жизни нашего народа. Как случилось , что наши русские люди, которые жили в стране, испокон века именуемой Святой Русью, вдруг восстали против Бога, стали уничтожать святыни, стали уничтожать священнослужителей, мирян, впоследствии друг друга. Как случилось, что внешне благочестивые люди с оружием в руках, со злобой дьявольской восстали против Бога, своего создателя.

52160-b

Рождество Христово. Греция. Современная фреска

Мы знаем, что эти люди декларировали во всеуслышание неплохие цели, стремились к светлому будущему, старались построить новое государство, и, вроде бы, что-то удавалось. Мы не можем ругать советский период истории нашего Отечества, потому что он тоже был связан со славными страницами в жизни нашего государства. Но попытки построить рай на земле, да еще и без Бога, полагаясь только на свой разум и свои силы, не увенчались успехом.  Политический строй, замышлявшийся сто лет назад как нечто совершенное, вечное, построенное для блага и светлого будущего не только русских людей, но и всех жителей земли, пал в один момент.

Все это говорит о том, дорогие братья и сестры, что невозможно построить рай на земле без Бога. Богом уже был создан рай, который наши прародители Адам и Ева утратили в результате нарушения единственной заповеди. Они были вынуждены покинуть этот рай для того, чтобы скитаясь по земле, испытывая холод, голод, болезни, в поте лица своего зарабатывать себе хлеб насущный, чтобы прокормить свое потомство, чтобы род человеческий получил свое развитие здесь на земле.

52278-b

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия

Сегодня мы не должны забывать о том, что как бы мы не стремились сделать что-то доброе и полезное, как бы ни старались преуспеть, без Бога мы не сможем ничего достичь. Если не будет воли Божией, если мы не призываем Бога в помощь, не стремимся жить по Его святым заповедям,  то наши попытки – попытки ограниченного человеческого естества, бывают если не бесплодными, то не всегда достигают цели в том или ином благом деле.  А если мы обращаемся ко Господу с молитвой на устах, испрашиваем Его благословения, тогда сам Господь выступает нашим помощником, защитником и наставником. Господь помогает устроить наши, в том числе, земные заботы так, чтобы мы могли достойно прожить жизнь здесь на земле и в будущем веке наследовать Его Царство.

52109-b

Богомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь

Мне хотелось бы пожелать вам, дорогие братья и сестры, чтобы события Рождества Христова и то, что последовало за самим Рождеством, запечатлелось в нашем сердце. Чтобы мы, размышляя над Рождеством, не только умилялись самому факту пришествия в мир Спасителя, не только восторженно смотрели на вертеп, на икону Рождества, но и помнили, что Господь пришел на землю для того, чтобы совершить дело спасения рода человеческого от тяготевших над ним власти греха, проклятия, смерти, которые вошли в этот мир через грехопадение Адама и Евы.

52278-bСегодня мы прославляем Его как Богомладенца Христа, но мы знаем, что Ему предстоит совершить ту крестную жертву, ради которой Он пришел на землю. Предстоит пролить Свою кровь, для того, чтобы каждый из нас имел возможность в будущем веке объединиться с Богом, нашим Творцом и создателем в Небесном Царствии. Как бы человек не стремился, он не мог разрушить стену, которая была воздвигнута в результате грехопадения между человеком и Богом, не мог преодолеть тяготение греха, о котором говорил апостол Павел: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15)

12523151_771035409706472_5626926937719075416_n

Иконостас Христорождественского собора.

Каждый из  нас знает это тяготение разного рода греховных поступков, которые нам легче совершить, нежели  подвигнуть себя предпринять усилие на совершение благого дела. Это преодоление самих себя, последствий первородного греха в самих себе, мы можем осуществить только при посредстве благодати Божией. Поэтому Господь  дал нам Таинство Евхаристии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, соединяемся с Ним в Таинстве, и через это получаем благодать противостоять греху, лжи, всякой злобе.

На нас, как на христианах, лежит особая ответственность являть своей жизнью, делами,  словами, поступками пример подлинной чистой светлой христианской веры тем людям, с кем мы сталкиваемся в окружающем  мире.  И пусть эта радость помогает и другим людям пройти путь к храму и встретить в храме Господа, который есть путь, истина и жизнь.05-dsc05843

Всех вас сердечно еще раз поздравляю со светлым праздником Рождества Христова! Храни вас всех Господь, дорогие отцы, братья и сестры!

8 января 2017 г.

Репродукции икон Рождества Христова взяты с сайта Pravoslavie.ru

Смотрите также:

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Высокопреосвященнейший Владимир совершил Литургию в Христорождественском соборе г. Хабаровска

В гостях у Богомладенца. На Рождественской ночной литургии 2016 г.