Резолюция круглого стола «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в рамках деятельности образовательных учреждений и общественных организаций г. Хабаровска»

20140127_1613  декабря 2013 г.

Отдел по делам молодежи Хабаровской епархии Русской Православной Церкви

в рамках Регионального этапа XXII Международных Рождественских Чтений

Круглый стол «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в рамках деятельности образовательных учреждений и общественных организаций г. Хабаровска».

Участники: Белозеров Олег Иванович, заместитель директора по учебной и воспитательной работе ДФ Российской Правовой Академии Минюста России;

Кантышев Никита Андреевич, руководитель городской организации «Хабаровск за здоровый образ жизни»;

Кобзев Никита Сергеевич, руководитель «ВИК им. Е.А. Дикопольцева»;

иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии;

иерей Андрей Долгополов, координатор образовательного направления отдела по делам молодежи Хабаровской епархии;

диакон Максим Погор, координатор спортивно-патриотического направления отдела по делам молодежи Хабаровской епархии

Галеса Евгений Сергеевич, координатор культурно-массового направления отдела по делам молодежи Хабаровской епархии.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

В результате обсуждения проблемы воспитания молодежи, а также проблем, связанных с формами организации духовно-нравственного воспитания в городе Хабаровске участники круглого стола пришли к следующим выводам:

Патриотическое воспитание молодежи может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем. Пример многих развитых стран показывает, что опора на национальный менталитет народов, их населяющих, а также выявление нравственных идеалов и ценностей в их культуре и традициях, может произвести консолидацию усилий нации и обоснование идеологии эффективного развития в социально-экономическом плане.

Участники круглого стола для установления единого понимания заявленной проблематики определили для себя понятия «духовности» как присутствия Духа Божьего в человеке, высочайшего свойства человеческой личности, возникающего в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу этому развитию[1] и «нравственности» как особой формы общественного сознания, которое нормирует общественные отношения на основе идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.[2]

Если духовность мыслится как присутствие в человеке нематериального, «того, что вне человека», то это дает основание утверждать, что в нем изначально заложен принцип духовного возрастания. Тогда человек духовен, когда он стремится к постоянному совершенствованию своего духа, когда он стремится к идеалу. К вечному, будучи сам смертным, к самопожертвованию, будучи постоянно в состоянии неудовлетворенных потребностей, к порядку и облагораживанию места вокруг себя, даже если вокруг хаос и т.д.

Участники круглого стола принимают положение вещей в области духовно-нравственного воспитания молодежи как не вполне здоровую ситуацию, отягченную следующими обстоятельствами:

Воспитание в семье. Без семьи невозможен успех в воспитании. Второй по значению в воспитании социальный институт – школа признает, что и усилия, направленные на формирование зрелой нравственной личности подрастающего ребенка, не могут оказать решающего значения, если в семье закладываются стереотипы, противоположные по смыслу истинным ценностям: любви к людям, любви к Родине, милосердию, дружбе, верности, вере.

Государственные программы по патриотическому воспитанию в последнее время предусматривают достижение ключевых показателей, выраженных в цифрах. Это позволяет оценить результаты намеченные государством по истечении определенных периодов действия программы. Это несомненный плюс. Но, при этом можно свидетельствовать, к примеру, что подведение промежуточных итогов действия программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» остается неосвещенным для общества. Необходимо обратить внимание государственных служащих, ответственных за реализацию вышеупомянутых программ, на формирование отчетности по таким программам в открытом доступе.

Потребительское отношение к жизни мешает проявлению духовности в человеке. Даже если человек материально обеспечен и готов тратить деньги на благотворительность, зачастую только этим видом помощи действие благотворителя и ограничивается. Такая ситуация только способствует духовному оскудению общества. Материалистическое, в его смысле главенства экономического базиса над духовной надстройкой, понимание, безусловно потворствует таким явлениям как зарабатывание имиджа «добрых людей», «добрых организаций», да и в общем, зарабатыванию дополнительных доходов. Участники круглого стола предполагают, что дальнейшее взаимодействие государственных, общественных организаций, коммерческих структур и Церкви в рассматриваемой сфере необходимо строить на принципах бескорыстного служения идеалам и ценностям духовно-нравственного порядка, а не на принципе «Что я с этого буду иметь?»

Пассивное или наоборот агрессивное противостояние сторонников секуляризма  и «толерантности» по поводу преподавания «Основ православной культуры» в школах. Нередко родителям при осуществлении выбора между «Основами православной культуры» и «Основами светской этики» не оказывается консультативная помощь. Многие родители склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия, когда как на самом деле это по своей сути нерелигиозная, атеистическая, бездуховная мораль.

   Низкий уровень знания среди молодежи собственной культуры и истории.

Духовно-нравственным воспитанием молодежи в нашем городе, как и во всей стране, занимаются практически все значимые социальные институты: семья, школа, средние и высшие учебные заведения, армия, различные общественные объединения, Русская Православная Церковь наряду с остальными традиционными для России конфессиями.  Участники круглого стола дают такую оценку деятельности государственных и общественных учреждений в данной области.

Мероприятия, инициируемые и проводимые религиозными образованиями, зачастую имеют только «духовный» акцент. Так как самые заметные и постоянные мероприятия проводят различные отделы Хабаровской епархии, то чаще всего в них видна образовательная, культурная или собственно религиозная  компонента (крестные ходы, фестивали, чтения, праздничные акции).

Напротив, мероприятия государственных учреждений и деятельность общественных организаций зачастую имеет только нравственный акцент в определенной узкой специализации. У центров допризывной подготовки и военно-патриотических клубов свои методы и  «специализация», у образовательных учреждений свои, у разных общественных сообществ – третьи.  При этом государственные мероприятия, как отмечается всеми участниками, чаще формальны, и реальную одухотворенность вносят в этот процесс, пожалуй, только люди, искренне преданные своему организаторскому делу, и которые воспринимают его как «служение».

Необходимо взаимодействие. Необходимо участие в действующих общественных советах, но не в каждых, а в тех, которые преследуют цель – духовно-нравственного возрождения России. Необходимо координационное, информационное, организационное объединение усилий в проведении мероприятий по воспитанию молодежи в духе истинных, традиционных для России ценностей.

В рамках круглого стола между участниками уже намечены точки соприкосновения для совместной деятельности:

— содействие активистов общества «Хабаровск — за здоровый образ жизни» в пропаганде против алкогольной зависимости в нанайском поселке Найхин в помощь клирику Свято-Иннокентьевского храма иеромонаху Никанору (Лепешеву), который духовно окормляет данное поселение;

— волонтерская поддержка духовно-просветительских бесед, организованных Хабаровской епархией на темы «Алкоголизм», «Наркомания», «Аборты», «Курение», «Любовь и влюбленность», «Семья» и т.п. в школах г. Хабаровска.  Благодаря договоренности, возникшей между Министерством образования Хабаровского края и Приамурской митрополией в лице митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия,  у волонтеров православного молодежного движения «Курс-Восток» есть возможность проводить беседы на духовно-нравственные темы со школьниками, то есть с людьми своего поколения. Пока эта работа не получила достойного масштаба, так как отсутствует достаточное количество волонтеров. Тем не менее, есть уже опыт, есть наглядные пособия, разработанные материалы для проведения этих бесед. Главное, что есть заинтересованность и благосклонность школьного руководства к таким встречам молодежи. Поэтому это может стать одной из форм взаимодействия общественных организаций и Русской Православной Церкви по решению общей задачи – духовно-нравственному воспитанию молодежи;

— возможность участия в беседах на духовно-нравственные темы перед спортивными тренировками в ВУЗах диакона Максима Погора – координатора спортивного направления Отдела по делам молодежи Хабаровской епархии

— совместное участие в иных мероприятиях, организуемых участниками.

Участники круглого стола выражают свое желание сотрудничать друг с другом, а также договариваются о дальнейших подобных встречах. Совместные обсуждения проблем и поиск пути их решения, как раз и являются объединением усилий, о котором говорилось выше, и которые, несомненно, приближают участников к общей цели – улучшения обстановки в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.


[1] Большой Энциклопедический словарь. 2000

[2] Философия: Энциклопедический словарь. – М. Гардарики. Под ред. Ивина А.А. 2004

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика