Гостья из Приморья представила мастерскую педагогического опыта: «Методические аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры»

В Советской Гавани прошли открытые уроки и Мастер-класс учителя истории и обществознания школы №2 с. Чугуевка, Приморского края Ольги Александровой Крыловой.

В актовом зале школы № 1 удивительный педагог Ольга Александровна Крылова показала директорам, завучам и учителям школ Советско Гаванского района Мастерскую педагогического опыта: «Методические аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» (Анализ открытых уроков, методические рекомендации по преподаванию модуля ОПК в 4 классе).

Когда в зале водворилась полная тишина, Ольга Александровна начала свой замечательный рассказ о прекрасном дворце, который увидели два человека. Но у них было совершенно разное представление о том, как могло возникнуть здание такой красоты.

— «Посмотри,- начал говорить первый, — какой талантливый Архитектор у этого дворца!»

— «Да не может быть, — воскликнул второй, — поднялся сильный ветер, собравший камни и песок, и так сам собой он возник!»

— «Какой же ты глупец!, — ответил собеседник, — как без мудрого архитектора не возникает само собой ни одно здание, так и наш прекрасный мир вокруг также не мог образоваться сам собой без Творца.»

На экране появилась музыкальная презентация.

Давайте и мы с вами, — позвала рассказчица, возьмем котомки, оденем сапоги и войдем в дремучий лес. Кто нам только не попадется в нелегком путешествии! Вот осторожно выглядывает лисичка и любопытно смотрит на нас. Чему можно поучиться у нее? Наверное, утонченности, грациозности и ловкости. А это кто там так поднял шум, затрещали ветки. Это медведица с медвежатами. Что же означает слово «медведь»? Оказывается он всегда «ведает», знает где находится мед. Медведи очень любят лакомиться медом. Как мед приносит и нам и медведям сладость, так душеполезные поучения услаждают душу. Незаметно на горизонте потемнело от больших синих туч, поднялся ветер, началась гроза… Это ведь доставило неприятности и неудобства лесной растительности и животным. Так и людям неприятно, когда мы шумим и холодно с ними обращаемся. Вот пожелтели листья на деревьях, пришла осень в своем разнообразии и яркости. Осень — это седой, умудренный ярким жизненным опытом человек, полный незабываемых переживаний и впечатлений. Но ведь чтобы вырастить плоды добродетелей, нужно провести в себе большую работу. Есть на нашей земле самые разнообразные деревья! Вот только одни приносят сладкие и большие плоды, и их много, есть те, которые приносят мелкие и кислые или горькие; а есть и такие, которые вообще не приносят плодов. Так и нам нужно очистить душу от разнообразия в ней сорняков-страстей, вырвать их с корнем, и тогда она принесет плоды добрых дел. Есть даже песня, составленная на Руси народом, и ее поют до сих пор: «Мой духовный сад, как запущен ты! От негодных трав заросли тропы…»

А вот мы и на берегу реки. Она течет без устали, несет свои воды, показывая нам пример трудолюбия, целеустремленности, стремления каждого омыть и очистить. Нужно, чтобы человек уходил от нас утешенный, успокоенный и умиротворенный. А когда кто бросит в тебя камень — едкое слово, как река в своих водах, необходимо проглотить его и промолчать в ответ. «Доброе слово и злого человека делает добрым, а злое слово и доброго человека делает злым» — говорит прп. Макарий Египетский. Вот только небольшие крупицы рассуждений Ольги Александровны об окружающем нас мире.

«Но какие же уроки мы можем извлечь из окружающих нас людей?» — спрашивает она, задавая нам и другие подобные вопросы: «Кто хочет узнать, как разговаривают цветы на поляне? Это же настоящее чудо! А как воскрес Христос?»

На своих уроках в школе она учит детей рассуждать. «Посмотрите ребятки, сейчас все покрыто глубоким снегом, природа как бы спит. А весной, — только пригрело солнышко, сразу все оживает. Это Господь так утешает человека, сердце которого должно гореть любовью к Творцу. Был такой человек — Сергий Радонежский. Как-то к нему пришел огромный и страшный медведь. Он не только не тронул святого, но и взял прямо из руки преподобного краюшку хлеба. Один раз святой воскресил умершего мальчика.

Нам тоже надо учиться у святых доброте, смирению, особенно в отношениях с самыми близкими людьми: не проходить мимо с холодностью, больше оказывать им внимания.

Изучая презентацию Ольги Александровны, мы как-бы попадаем на большой луг с яркими большими цветами. Это маки. В южных краях они расцветают прямо на Пасху. Вообще, красный цвет Воскресения Христова — цвет Его крови, которую Он пролил за каждого человека и доброго, и злого. И мы с вами иногда проливаем кровь за других.

А это незабудки. Посмотрите, какие они дружные и как их много. Они учат чистоте мыслей и слов. И мы здесь все вместе собрались из 10-ти школ.

Вот поляна ромашек. О чем они говорят? Они рассказывают о том, как надо идти по полянке. На этот вопрос один маленький ученик ответил, что идти надо именно босиком. Как, например, Моисей вступал на освященную Богом землю. Святая земля — это душа человека, выше которой нет ничего на свете. Давайте и мы будем похожи на ромашки, будем дарить всем радость, тепло и мир.

А вот и наши края с колокольчиками — «цветиками таежными». У каждого из них головка опущена вниз. Они учат нас смирению, кротости, молчанию… И призывают к молитве, которую необходимо записать в самом сердце, как это делал св. Игнатий Богоносец. Он постоянно говорил: «Господи, помилуй меня грешного». Он пострадал за Христа, был съеден зверями цирка. А затем нашли его сердце, на котором увидели золотом написанные начальные буквы Имени Господа Иисуса Христа.

Ну а мы с вами должны молиться так, чтобы в душе взошло солнышко, и запели птицы.

После такого захватывающего мастер-класса присутствующие разделились на группы, чтобы все в разных классах смогли посмотреть открытые уроки наших гостей из г. Чугуевка. Ольга Александровна провела свой урок в 5-м «Б» классе на тему: «Милосердие и сострадание».

В начале урока учительница представилась детям, рассказала откуда она приехала к ним, а затем обратила внимание детей на фотографию в презентации, призывая их приглядеться повнимательнее, что там делают ученики.

Вначале они ответили, что видят субботник, но оказалось, что ребята навещают пожилых людей своего поселка и помогают им. Тему урока об уважении к людям и доброте дети записали себе в тетрадь.

Ольга Александровна спросила учеников: «Кто же нам показывает собой пример доброты, милосердия и сострадания?» И сама же ответила: «Иисус Христос». У всех ли есть нательные крестики?

Так как как на уроке присутствовал благочинный района игумен Савватий, его попросили показать свой большой золотой крест. А он, в свою очередь, рассказал ребятам о крестах на куполе храма.

Урок продолжился притчей, которую Христос рассказывал Своим ученикам: «О милосердном самарянине». Ученица Настя прочитала ее вслух, а потом ответила, что ближний это тот, кто помог в этот трудный час. Остальные дети с помощью Ольги Александровны делали выводы, как часто они помогают своим близким и приводили яркие примеры, виденные ими даже утром в школе: как Олег помог Данилу в начале урока – дал ему листочек; как Батюшка раздавал людям книги в школе, и т. д.

На доске было написано слово «Милосердие». Оно ведь состоит из двух корней — «милое» и «сердце». А сегодня нужно ли быть милосердным? Возможно ли это сейчас?

Большинство ребят многого ищут в этой жизни для себя. Но как тает снег, как проходит шум листьев, так и все видимое в этой жизни пройдет. Но слова Господа: «Накорми голодного, напои жаждущего…», — не пройдут никогда. В нашей стране много ветеранов. Они когда-то спасли нас от войны.

Дети, кто хоть как-то помогает своим близким? Они, конечно, выкрикивали, опережая друг друга: «маме помогаю убираться, сижу с маленьким братиком…и др.» В итоге они записали в своих тетрадях, что сострадание – это жалость и сочувствие. Ну а к животным нужно ли испытывать сострадание? Катя рассказала историю о том, как она помогла бездомному щенку.

Но, к сожалению, есть и жестокосердные люди… В классе зазвучал мелодичный голос певицы Светланы Копыловой о том, как хозяин хотел утопить свою старую собачку, а она все равно спасла его от смерти. Эта песня тронула гостей до слез

Будем же, дорогие мои, ко всему живому относиться с состраданием. Самое главное в жизни – помочь ближнему.

Вот и следующий слайд в презентации с яркой картиной мамы с дочкой, пожертвовавшей для нищих малышей своим куском торта.

Дети в классе по очереди вспоминали о том, как они с родителями, заходя в храмы в большом городе, видели нищих, просящих подаяния, и подавали им монетки.

После этого последовала игра: «Тепло моего сердца», в которой участники держали в ладошках бумажное сердечко и во время музыкальной паузы говорили добрые слова или истории, связанные с личным милосердием к своим близким.

Ну а в конце урока Ольга Александровна дала слово благочинному — о. Савватию. Он предложил детям зайти в церковную лавку и почитать там интересные книжки. Затем Батюшка рассказал им о русских святых — наших родственниках и героях Отечества, которые очень помогают читающим об их подвигах. Ведь все они живут в мире любви, которую много оказывали еще при своей жизни людям.

Е. Палехская, регент храма св. прав. Воина Феодора Ушакова. Фото автора.

DSC01279 DSC01284 DSC01286 DSC01334

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.