26 НОЯБРЯ. РАЙОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ В Г. СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ

 

DSCN0678DSCN0679

Первый день 

Вначале мероприятия благочинным района игуменом Савватием были подарены журналы «Душа» и газеты «Образ и подобие». Затем вступительное слово сказал исполняющий обязанности главы администрации района Магдий А. В. За ним по одному выступающие выходили с докладами: методист района Черненко Н. А., игумен Савватий с докладом » Духовность и образование в России. Начало пути»; заведующая Отделом срочного социального обслуживания Зотова И. Н.

Доклад о. Савватия:

Как, избирая Апостолов, Христос первыми призвал две двоицы: братьев — Симона и Андрея, Иакова и Иоанна; так и апостолами славян стали два брата — Мефодий и Константин (в схиме Кирилл).

С детства братья познакомились со с языком славян, обычаями и верованиями. Мефодий — воевода; Константин всецело отдался науке; получил воспитание в Царьграде с царем Михаилом III и имел должность библиотекаря при храме Святой Софии. Братья все оставили ради Христа.

Славянские племена в то ремя начали знакомиться с христианством, но языки греческий и латинский были им не знакомы. У них не было даже своей письменности. Несмотря на многие душевные добрые качества, они были страшилищем для христианских народов, будучи в состоянии все разрушить на своем пути.

Сознавая ответственность, Константин после сорокадневного поста и усердной молитвы составил Славянскую Азбуку, взяв за основу азбуку греческую в 24 буквы. Он добавил 14 букв из других азбук, т. к. в славянском языке больше звуков, чем в греческом.

В 863-м году с помощью Мефодия и учеников своих он начал переводить на славянский язык Священное Писание, начав с Евангелия от Иоанна. 11 мая было начертано по-славянски: «… Искони бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово..» С того дня полилась письменная славянская речь и положено начало умственному просвещению славян, славянской письмености и образованности. Этот-то день, по-новому стилю — 24 мая, и празднуется ныне как День Славянской пистменности и культуры.

Через 100 лет крестилась Русь. Великий князь Владимир принял крещение в том самом Херсонесе, в котором свв. Братья проповедовали. Отсюда принесены славянские богослужебные книги, переведенные Кириллом и Мефодием.

Прибывшие из южнославянских стран священники сразу стали совершать Богослужение на родном русскому народу языке. Так мы воспользовались трудами свв. Кирилла и Мефодия.

Князь Владимир открывал школы и повелевал забирать в них для учебы боярских детей на «учение книжное». Летопись говорит о «плаче над мертвецами», так как матери не хотели отдавать своих детей на учение.

С принятием христианства утверждается единый для государства официальный язык, в основе которого лежит кириллический алфавит.

Историки и лингвисты отмечают интересную деталь: до официального принятия христианства на Руси возникло произведение, пропогандирующее новый христианский взгляд на Всемирную историю — «Речь философа», включенная впоследствии в «Начальную летопись». Точно не установлено, была ли «Речь философа» русской по происхождению, но очевиден факт, что уже в IX-X вв. постепенно накапливались сила, навыки, знания, необходимые для образования литературы в полном смысле этого слова — литературы, как особой части культуры.

Накопление это было незаметно для современников — восточных славян, но составило тот багаж знаний, из которого впоследствии и родилась отечественная высочайшего уровня литература, тем более, что с принятием христианства Русь получает более открытый доступ к сокровищам Византиии и христианской Европы.

После смерти св. князя Владимира дело просвещения продолжил его сын Ярослав Мудрый.

В XI веке возводится прекраснейший шедевр древнерусского зодчества — храм Святой Софии в Киеве (Аналогия Константинопольской Софии). Этот храм стал символом Древне-русского государства.

В Св. Софии проходили торжественные церемонии, приемы иностранных посольств, велось летописание, была собрана библиотека.

Литература в Софийском соборе не только переписывалась, но и переводилась с греческого, болгарского и других языков; также из различных зарубежных источников брались отрывки, переводились, составлялись изборники, создавались собственные сочинения.

Так создавались первые книжные фонды, которые можно с уверенностью назвать первой Русской Библиотекой.

Создавалось дело великого труда и чрезвычайной важности.

Ярослав организовывал школы, подобно отцу — князю Владимиру: например, в Великом Новгороде. В школах обучали философии, риторике, грамматике.

С принятием христианства переводятся богослужебные книги, аскетические, нравственные поучения, житийная литература и т. д.

Со времени Ярослава Мудрого распространяются летописи: крупнейшим центром русского летописания XI-XII вв. был Киево-Печерский монастырь — крупнейший очаг культуры и просвещения в Домонгольский период.

Летописцы этого монастыря создали обширные летописные своды — драгоценные свидетельства прошлого русской земли.

На их основе в 1113 г. был создан общерусский летописный свод «Повесть временных лет». Также иноки составляли жития святых.

С целью просвещения народа, Ярослав Мудрый поставлял по городам и селам священников, определяя жалование, заставлял часть тратить на образование, создание церковно-приходских школ. Кроме этого, он собрал вокруг себя целое общество образованных людей, которые занимались «Книжными делами»; собрал в Софийском соборе библиотеку. В 1030 г. лично в Новгороде основал училище, куда было собрано более 300 детей.

Накануне монголо-татарского нашествия, несмотря на влияние раздробленности, Русь объединяется общим мировоззрением на основе христианских ценностей, формирующих единую культуру. «…Книжные образовательные центры того времени появляются и на периферии — в Чернигове, в Турове, в Смоленске…»

По количеству и качеству книжных изданий, Русь выходит на одно из первых мест в Европе. Надо сказать, что это был залог национальной безопасности, который впоследствии позволил Руси преодолеть монголо-татарское иго.

В конце XIV века наряду со старыми образовательными центрами Новгорода и Пскова появились новые: в Твери, в Ростове, в Суздале. Также и монастыри: Троице-Сергиев в Москве; Кирилло-Белозерский на Севере, Соловецкий становятся очагами распространения духовности и литературы.

По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а потом и многонационального государства, появляются книжные собрания в Москве — новом центре русской культуры.

Древняя Русь оставила бесценное литературное наследие, которое создавали «мудрые книжники, такие как Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, Нестор летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Епифаний Премудрый, митрополиты Московские Алексий, Киприан, Макарий и др.

19 апреля 1563 г. диакон Иван Федоров приступил к набору первой печатной страницы книги «Апостол».

Благодаря действиям великого князя Владимира и его последователей, были заложены духовные, мировоззренческие и нравственные основы, на которых строилось и развивалось наше Отечество.

Неслучайно, президент В. В. Путин, выступая во время Валдайских встреч сказал о различиях западной и нашей православной цивилизациях. Западную он назвал сугубо прагматичной, а нашей цивилизации, по словам президента, свойственно стремление к Божественной правде и человеческой справедливости.

 Подготовил DSCN0664Игумен Савватий (Перепёлкин), благочинный Восточного округа Хабаровской епархии.

 После этого ведущая заместитель начальника Отдела образования Редькова А.А. и методист Черненко А. Н. наградили детей, принимавших участие в конкурсах по литературе, искусству «Духовное творчество»  и видео-конкурсах «Зачем творить добро».

  Были награждены Сурник Никита (9-й класс школа № 16), Бочкарева Мария ((6-й кл. школа № 15) и  Швец Анастасия — 1 место за два видео-фильма в видео-конкурсе.

  Следующий доклад «Через творчество к просветлению души» озвучила заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ № 1 Зорина О. В.

С работой «Духовно-нравственный аспект музейного образования» выступила методист районного Краеведческого музея им. Н. К. Бошняка Дунайцева И. В.

 По ее словам, — «музей — это духовно-нрвственный институт памяти, источник живой культуры. Он оказывает эмоционально-чувственное воздействие на аудиторию. В музее человека окружают вещи и события всех эпох. Там проходят лекции, научные чтения, музейные праздники, часы, викторины, музыкальные программы и многое другое…Музей — среда, обладающая особой эстетической аурой. Здесь дети осознают свою причастность к родному краю. На мастер-классах они создают уникальные поделки. А когда им показывают внутреннее убранство крестьянского дома, ребята размышляют: «Что значит «Красный угол?»»Какие функции у русской печи?» Персональные творческие выставки мастеров вызывают восторг. Они обогащают душевный мир детей. На празднике, посвященном «Дню Славянской письменности» их приобщают к родному языку. В конце своего выступления Ирина Владимировна привела всем в пример слова одного известного человека: «живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла…»

 В заключении первого дня Рождественских чтений в школе № 3 ведущая Редькова Анна Алексеевна сказала: «Мы находимся в самом начале нашего пути и надеемся на долгосрочное сотрудничество…»

DSCN0672

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.