Окно в Вечность

Афиша_Образ БогоматериВ Дальневосточном художественном музее продолжает свою работу выставка икон из собрания Государственного музея г. Москвы. Свое очередное заседание участники «Клуба православных экскурсоводов» посвятили знакомству с представленными на выставке экспонатами.

Валентина Мамедова:

Занимаясь на богословских курсах, мы основательно изучали особенности иконописного искусства,знакомились с иконографическими типами Спасителя, Божъей Матери. Но,  когда пришли на выставку, были поражены  тем, как любим был в народе Образ Пречистой, как на протяжении столетий люди раскрывали свое поклонение и искреннюю сердечную радость от молитвенного общения с Нею. Недаром,  эта экспозиция икон получила название «  Образ Богоматери». Невольно напрашивалась мысль, если в одном историческом музее Москвы хранится такое количество икон, богослужебных предметов, то   сколько же такого рода экспонатов находится в других музеях, по всей стране. И,  если задуматься о том, что перед  ними столетиями  вставали с молитвой на устах и взрослые,  и дети, начинаешь глубже понимать выражение:« Икона- это окно в  Вечность».

Сотрудник музея Анна Александровна Левченко подготовила для нашей группы интересную и содержательную экскурсию.Она обратила наше внимание на орнаментальное оформление икон : вот тонкие, отточенные  орнаменты «мелкого письма», свойственные иконописцам палехской школы,   а на иконе  Божъей Матери    Абалакской присутствует с технология так называемой  «лепки по левкасу». Каждая икона в этой коллекции имеет свою долгую историю, а  характерные приемы иконописцев помогают узнать, когда и где возник  тот или иной Лик Божьей Матери.    В этом плане обращает на себя внимание  трехстворчатый складень из сиро-палестинского региона. Можно предположить, что он попал в Россию  благодаря паломникам.  Складень состоит из трех частей: «Воскресение Христово», «Богоматерь Неувядаемый цвет» и «Рождество Христово». Манера написания ликов сильно отличается от традиционно -византийской или русской. Но в то же время она практически противоположна западным влияниям, привнесшим в икону объемность и натуралистичность. Лики персонажей выписаны  лаконично, графически и эта черта напоминает    о традициях народного искусства,  умеющего достичь высокой степени выразительности  простейшими приемами.

Нам предложили  детальнее  всмотреться  в фигуры и лица пастуха и волхвов. Они совсем не велики по размеру, но при этом очень выразительны: пастух наивен, волхвы полны значительности.  Лицо Богоматери в центральной части триптиха, обозначенное несколькими графическими штрихами, несет на себе  черты этнической специфичности. С помощью  рассказа экскурсовода  мы словно бы почувствовали  тех безвестных авторов, которые тоже были людьми своего времени. Отсюда так  интересно было рассматривать клейма и орнаменты по периметру икон, увидеть, как Лики Богородицы и Младенца Христа излучают свет, притягивают взгляд. Испытав ощущение незримого присутствия Царицы Небесной,  мы пережили  и восприняли проникновение света Её облика в наши души. И в этот момент каждый просил Пречистую  о сокровенном.

Тем, кто еще не посетил выставку и желает  окунуться в мир иконописи и истории, советуем не повторить нашу ошибку: запланируйте  больше времени на посещение, вам его явно будет не доставать.IMG_20160729_171418

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.