В Дальневосточном художественном музее продолжает свою работу выставка икон из собрания Государственного музея г. Москвы. Свое очередное заседание участники «Клуба православных экскурсоводов» посвятили знакомству с представленными на выставке экспонатами.
Валентина Мамедова:
Занимаясь на богословских курсах, мы основательно изучали особенности иконописного искусства,знакомились с иконографическими типами Спасителя, Божъей Матери. Но, когда пришли на выставку, были поражены тем, как любим был в народе Образ Пречистой, как на протяжении столетий люди раскрывали свое поклонение и искреннюю сердечную радость от молитвенного общения с Нею. Недаром, эта экспозиция икон получила название « Образ Богоматери». Невольно напрашивалась мысль, если в одном историческом музее Москвы хранится такое количество икон, богослужебных предметов, то сколько же такого рода экспонатов находится в других музеях, по всей стране. И, если задуматься о том, что перед ними столетиями вставали с молитвой на устах и взрослые, и дети, начинаешь глубже понимать выражение:« Икона- это окно в Вечность».
Сотрудник музея Анна Александровна Левченко подготовила для нашей группы интересную и содержательную экскурсию.Она обратила наше внимание на орнаментальное оформление икон : вот тонкие, отточенные орнаменты «мелкого письма», свойственные иконописцам палехской школы, а на иконе Божъей Матери Абалакской присутствует с технология так называемой «лепки по левкасу». Каждая икона в этой коллекции имеет свою долгую историю, а характерные приемы иконописцев помогают узнать, когда и где возник тот или иной Лик Божьей Матери. В этом плане обращает на себя внимание трехстворчатый складень из сиро-палестинского региона. Можно предположить, что он попал в Россию благодаря паломникам. Складень состоит из трех частей: «Воскресение Христово», «Богоматерь Неувядаемый цвет» и «Рождество Христово». Манера написания ликов сильно отличается от традиционно -византийской или русской. Но в то же время она практически противоположна западным влияниям, привнесшим в икону объемность и натуралистичность. Лики персонажей выписаны лаконично, графически и эта черта напоминает о традициях народного искусства, умеющего достичь высокой степени выразительности простейшими приемами.
Нам предложили детальнее всмотреться в фигуры и лица пастуха и волхвов. Они совсем не велики по размеру, но при этом очень выразительны: пастух наивен, волхвы полны значительности. Лицо Богоматери в центральной части триптиха, обозначенное несколькими графическими штрихами, несет на себе черты этнической специфичности. С помощью рассказа экскурсовода мы словно бы почувствовали тех безвестных авторов, которые тоже были людьми своего времени. Отсюда так интересно было рассматривать клейма и орнаменты по периметру икон, увидеть, как Лики Богородицы и Младенца Христа излучают свет, притягивают взгляд. Испытав ощущение незримого присутствия Царицы Небесной, мы пережили и восприняли проникновение света Её облика в наши души. И в этот момент каждый просил Пречистую о сокровенном.
Тем, кто еще не посетил выставку и желает окунуться в мир иконописи и истории, советуем не повторить нашу ошибку: запланируйте больше времени на посещение, вам его явно будет не доставать.