Путевые заметки «Монастыри Приморья»

Отправляясь в паломническую поездку любой человек имеет какое-то особое состояние души, которое возможно как раз и подвигает его на эту поездку, так же и мы, выезжая на поезде из Хабаровска не знали наверняка, что нас ждет, но были лишь в предвкушении с соприкосновением со святыми и приобретению ни с чем не сравнимой благодати.

Но начну по порядку:

1 день: сойдя на ст. Ружино, мы пересели в комфортабельный автобус, направляющийся в сторону нашей первой святыни – Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря.

Стоит несколько сказать об истории этого замечательного места. Обитель была основана в 1894 году, с о. Валаама в помощь при основании были присланы два инока, поэтому Обитель стали называть «Новым Валаамом». Последние годы только положительно сказались на росте монастыря, сейчас на его территории находятся типография, услугами которой в начале 20 в. пользовались редакции многих газет; паровая мельница; кузнечно-слесарная мастерская; свечный завод; пасека; сад, на котором выращиваются яблоки разных видов, груши, сливы и огород, а также дом для богомольцев, школа, хлебопекарня, больница и другие сооружения.
После братской молитвы в монастыре, мы пошли на Литургию в храме в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца. Храм, построенный из кедрового леса в 1899 г., имеет форму креста с 12 куполами. Примечательной особенностью храма является то, что в нем располагаются частицы Животворящего древа Креста Господня, 31 частица св. мощей разных угодников Божиих и икона Св. Троицы, писанная на Афоне на сучке Мамврийского Дуба.

Сразу после трапезы в монастыре наш путь лежал к следующему месту поклонения – в Богородице-Рождественский женский монастырь, по дороге к которому у нас получилось заехать в Покровский храм в Уссурийске.

Храм выстроен в традициях православной церковной архитектуры XIX века. Среди святынь храма — мироточивая Казанская икона Божией Матери, иконы святителя Николая и Казанская большая – из разрушенного Никольского собора, Уссурийская икона «Объятия Отча», Почаевская икона Божией Матери и ковчеги со святыми мощами.

 

В Богородице-Рождественском женском монастыре нас встретила монахиня, которая проводила нас помолиться по дубовой рощице в часовню возле озера;

а перед вечерней службой мы с нетерпением ждали послушаний, чтобы потрудиться и монахиням помочь: взрослые пололи грядки,

а дети с монахиней собирали подорожник.

Ежедневно в храме монастыря совершается полный круг дневного богослужения, и совершается монашеское правило утром и вечером. Насельницы обители стремятся к исполнению валаамского устава, действовавшего в обители до ее разрушения. В 4 часа начинается полуночница и исполняется часть монашеского правила, затем совершается утреня. Повечерие с канонами и вечерние молитвы также свершаются в храме с 20 часов. Служба со священником бывает не менее трех раз в неделю.
По отъезду из монастыря матушка подарила детям православные книжки. Прибыв в г. Владивосток нас уже ждали комфортабельные двухместные номера в гостинице «Русь», где у нас появилось немного времени отдохнуть и набраться сил перед следующим днем.

2 день: с самого утра мы посетили Покровский кафедральный собор, разрушенное здание которого еще в 30-е годы и недавно восстановленное, располагалось на территории кладбища и соответственно неразрывно связано с историей самого храма.

Примечательной особенностью храма является то, что в нем хранится одна из исторических святынь Владивостокской епархии, образ Божьей Матери «Порт-Артурская».


После трапезы в монастыре, у каждого из нас опять появились свои послушания, в основном – прополоть грядки. Сегодня сестры милосердия ведут обширную миссионерскую деятельность: служат в больнице рыбаков, в онкологическом центре, в тысячекоечной больнице, в городской детской больнице № 2, ведут патронажное обслуживание одиноких больных. Кроме физической и медицинской помощи, сестры милосердии окормляют своих пациентов: готовят их ко крещению, исповеди, причастию. Учат молитвам, читают духовную литературу, беседуют по Закону Божию, готовят ко христианскому переходу в иную жизнь и христианскому погребению.

В обед мы уже собирались уезжать во второй мужской монастырь – монастырь Серафима Саровского на о. Русский. Серафимовский мужской монастырь образован на острове Русском близ Владивостока по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского в 2002 г.

На Дальнем Востоке — это единственный островной монастырь. «Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» — эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе. Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители. Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим.

Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души. Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы». Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.
После вечерней службы можно было исповедоваться, затем, устроившись в комфортабельных домиках, предназначенных специально для паломников, у нас появилось немного времени узнать от нашего руководителя группы, Ольги Петровны, интересные факты о монастыре и храме, например, «историю о том, как не могли сбить крест на храме…».

3 день: В таком одновременно скором ритме и всеобъемлемости полученных чувств и переживаний, мы встретили третий день нашей паломнической поездки. После окончания Литургии, оставалось совсем немного времени до отправления в г. Владивосток. Прибыв в город после обеда свободное время мы провели посещая часовню Андрея Первозванного, в котором располагаются мощи Матроны Московской и мироточащая икона святой Параскевы Пятницы.

Решение о строительстве храма командование Тихоокеанского флота (ТОФ) приняло летом 2003 года после принесения во Владивосток мощей апостола Андрея Первозванного, который является покровителем российского флота. Строительство часовни началось 10 августа 2004 года, когда состоялось освящение закладного камня.

У нас оставалась последняя ночь, которую мы провели в поезде «Владивосток — Хабаровск», и на утро уже оказались на перроне первоначального места отправления. Какие? – другие… Одухотворенные после стольких святых мест, наполненные такой живительной благодати в горящих сердцах…

 

One comment

  1. Ирина М:

    Поездка очень понравилась. Очень не хотелось чтобы она заканчивалась. Каждый монастырь оставил в душе то, о чем нужно еще подумать. Большое спасибо организаторам поездки. Ирина.