Паломническая поездка в дальний приход

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

Каждый год 1 июля на престольный праздник храма Боголюбской иконы Божией Матери собираются паломники. И по благословению своего духовного отца и приглашению настоятеля храма батюшки Николая я отправилась в поездку.

Добраться до села имени Полины Осипенко из Хабаровска можно автобусом или на личном транспорте. Автобусом, особенно когда едешь в первый раз, довольно утомительно – 12 часов пути кажутся такими долгими.

Потом, на месте, время летит. Не успеешь оглянуться – и надо отправляться в обратную дорогу. А уезжать уже не хочется – столько благодати получишь за день-два, что потом ждёшь следующего года, чтобы вновь ощутить незримое присутствие Богородицы, которое особенно чувствуется в церкви. В храме две иконы Небесной Покровительницы – одна, из Софрино, — на клиросе, другая — на анолое, писаная, подарок сестёр Свято-Петропавловского женского монастыря. По словам батюшки, софринская икона часто мироточит, на ней даже появлялись капельки крови.
Это списки с Боголюбской иконы Божией Матери 1157 года.

История написания иконы такая. Переселяясь с юга в Северные земли, в Ростов, великий князь Андрей, сын Юрия Долгорукова, вёз с собою Владимирскую икону Божией Матери. На реке Клязьме кони остановились. И никак не шли дальше. Тогда благочестивый князь приказал отслужить молебен перед иконой, а на другой день, 18 июня, ему явилась Богоматерь и повелела поставить икону в храме во Владимире, а на месте своего явления устроить церковь и монастырь.

Андрей заложил на берегу Клязьмы монастырь и повелел написать икону Божией Матери в том виде, в каком она ему явилась. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке и с ликом, молитвенно обращённым к Спасителю. Перед Богородицей на коленях стоял сам великий князь.

После постройки храма Андрей Юрьевич установил день празднования в честь новой иконы, которую назвал Боголюбивой, а место явления ему Пречистой Девы Марии – Боголюбовым. Обитель, устроенная благоверным князем, получила название Боголюбской, да и сам князь с того времени стал именоваться Андреем Боголюбским.

Церковь в селе им. П. Осипенко деревянная — деревенская. Её строили всем миром. Прихожане и те жители, которым не безразлично было благое дело, вносили свою лепту в духовную жизнь села по мере сил и средств. Но основные пожертвования на возведение церкви и воскресной школы привнёс Владимир Георгиевич Фукалов. Начинал строительство храма отец Тихон, а роспись и дальнейшее окормление прихода продолжил отец Николай.

На праздник приехали поддержать батюшку Николая священники — отец Никон из Чумикана, отец Евлогий из посёлка Берёзовый, дьякон отец Андрей из Хабаровска и, конечно же, отец Тихон, а также пятеро хабаровчан и прихожане из Бриокана.

Особая благодать была на утренней службе, радостное состояние души не покидало нас и во время крестного хода к Поклонному кресту, и потом за трапезой, где собрались все вместе — и батюшки, и паломники, и прихожане, и просто жители села. Много пели духовных песен, велись интересные разговоры.

После трапезы священники посетили детский дом, дом милосердия, больницу, а затем мы все вместе отправились на моторных лодках во Владимировку, посёлок прихода храма Боголюбской иконы Божией Матери.
Всё было интересно. И то, что во Владимировку можно добраться только на лодке. Это летом. Зимой, когда Амгунь покроется льдом, до посёлка добираются на личных автомобилях по берегу и, где можно, по льду. Интересно и то, что мы ехали к негидальцам. Для меня это слово прозвучало как «неандертальцы». Столько лет прожила на Дальнем Востоке и не знала, что есть у нас в Хабаровском крае такая народность. «Негидалец» в переводе означает «человек, живущий у реки», а Владимировка — единственное в России место их компактного проживания. Негидальцев легко отличить от представителей других малочисленных народностей Севера: в их орнаменте обязательно присутствует трилистник (он вышит на национальной одежде, ровдужных сапожках, перчатках, ковриках- камаланах). К трилистнику у негидальцев отношение, соизмеримое с поклонением.

Трилистник – травянистое растение до 30 – 40 см высоты с тройчатыми листьями и бледно-розовыми или белыми цветами, растущее на стыке твёрдой и болотистой почв и как бы предупреждающее об опасности. В народной медицине используется как лекарство от отравления.

Надо сказать, уже в Х1Х веке в этих местах действовала миссионерская школа. Более восьмидесяти пяти процентов негидальцев были крещены. Может быть, не случайно у народности такое трепетное отношение к трилистнику. И объяснение глубже – в триединстве Божества?

Нас встречают очень гостеприимно и тепло. Радушные женщины — всё-таки это национальные черты характера — радушие, доброжелательность, бесхитростность этносов Севера, населяющих наш край. С ними просто общаться, как с детьми, непосредственность подкупает — я от этого как-то уже отвыкла в постоянной городской суете. Поэтому здесь отдыхаешь душой.

На молебен на лужайке перед клубом, который служит и приходом посёлка, собрались женщины и маленькие дети. Очень чисто и уютно. Всё располагает к молитве. И молебен под открытым небом среди огромных сосен перед Боголюбской иконой Божией Матери, которую мы привезли с собой, был каким-то особенным. Удивительное состояние души не покидает нас, когда крестным ходом мы идём по посёлку. Отец Николай заходит в каждый двор, освящая дом, постройки. По пути встречаются колодцы, их батюшка тоже окропляет, местные женщины набирают студёной прозрачной воды, и мы никак не можем ею напиться. Солнце стоит высоко, пахнет свежеспиленным деревом — около многих заборов высятся кучи неошкуренных брёвен лиственницы для строительства, но, несмотря на июльскую жару, дышится легко.

После молебна и крестного хода нас ожидает трапеза. Сидим в доме у Дарьи Ивановны Надеиной, но готовила не только она. Из соседнего дома женщина принесла уху из сига. Всё очень вкусно, и стараниями хозяек не остаёмся голодными.

Вечереет, и нам пора возвращаться.
Покидаем посёлок с чувством, что уезжаем на время, что это были наши близкие родственники и что мы непременно побываем здесь ещё раз. Рано утром снова дорога. Только уже в Хабаровск.

Это была моя первая паломническая поездка. На следующий год я опять приехала на престольный праздник. В тот год отец Тихон привозил в приход ковчежец с частицами мощей апостолов Петра и Павла, Иакова, Марии Магдалины и частичкой Животворящего Креста Господня, и мы перед отъездом сфотографировались. А потом неожиданно батюшка Николай дал мне подержать святыню, и матушка Марина успела запечатлеть этот момент.

* * *

Поэтому, если у вас появилось желание поддержать батюшку в его дальнем приходе, приложится к Боголюбской иконе Божией Матери, а самое главное, получить духовную благодать, приезжайте. Вас всегда здесь ждут. Отец Николай будет рад всем паломникам.

Светлана Андык,
прихожанка Свято-Елизаветинского храма.

Comments are closed.