Горбатого исправит могила?

«Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:33–41).
Эту Евангельскую притчу читали сегодня, в 13 Неделю по Пятидесятнице, за Божественной Литургией.
Те, кто регулярно ходит в храм, вероятно, слышал и читал эту притчу. Её смысл кажется понятным и прозрачным. Виноградарь в этой притче, без сомнения, Сам Бог – Творец вселенной. Виноградник – это наш мир, наша Земля. Слуги – это пророки, а сын виноградаря – это Сын Божий, Господь Иисус Христос. Злые виноградари – это народ Израильский.
Если взглянуть на эту притчу глазами человека впервые переступившего церковный порог и никогда раньше не слышавшего её, на что он обратит внимание, что услышит? Во-первых, наверное, удивится необыкновенному долготерпению хозяина виноградника. С точки зрения современного общества, да и не только современного, если арендатор забывает, что это не его собственность – существует масса правовых, в том числе и силовых методов напомнить, кто хозяин виноградника. Посланных слуг избивают, убивают – и хозяин опять ничего не делает, не мстит. Мало того, зная, что уже произошло, рискует послать единственного сына, наследника, в надежде разрешить конфликт мирно: «говоря: постыдятся сына моего». Убивают и сына. Только после этого страшного злодеяния хозяин наказывает злых виноградарей. Это удивительно. Что же за люди эти виноградари, почему они так поступают? Разве они не знают, что только пользуются чужой собственностью, разве они не знают, что если они будут её удерживать, им придётся не только расплатиться, но и понести наказание? Неужели этот виноградник даёт такую прибыль, что заставляет виноградарей забыть и стыд, и совесть, и всякий страх? Христос говорит притчу не только о современных Ему иудеях. Это притча о каждом из нас – и верующем, и неверующем. Как метко сказала в 30–е годы одна неграмотная бабушка, когда внук читал ей в Великий Четверг «12 Страстных Евангелий»: «Если бы Христос пришёл в Россию – сколько сраму было бы на весь мир!». То есть, в какое бы время и в какую бы страну не пришёл бы Господь – конец Его был бы таким же, разве что орудие казни могло бы быть иным.
В жизни каждого из нас, верующих, Господь являлся много раз. Много раз помогал, творил чудеса, отзывался на просьбы, изложенные в молитве. Как часто бывает, после таких посещений мы забываем Его поблагодарить. Мало того, с течением времени радость и изумление от Божественного посещения притупляются, и мы забываем и о самом событии, о чуде, произошедшем в нашей жизни – и снова грешим.
И в жизни людей неверующих, людей нецерковных тоже присутствует Господь, и им Он тоже помогает, потому что умер на Кресте за каждого, живущего на земле. Сколько раз мы с мольбой обращались ко Господу и давали обещание, если произойдёт, нужное нам событие, или исцеление, или исцеление наших детей, наших близких – я изменю свою жизнь, пойду в храм. Но далеко не каждый получив просимое исполняет обещанное. Многие начинают уговаривать себя, оправдывать себя: «нет, мой ребёнок выздоровел, потому, что врачи хорошие, и лекарство нужное вовремя нашлось, всё можно легко объяснить, а чуда никакого не было и Господь тут ни при чём. Наверное, мне всё почудилось, наверное, это простое стечение обстоятельств» – в самооправдании мы все специалисты. Мы не замечаем, что подобным поведением мы не только уподобляемся, мы и есть те самые злые виноградари.
В нашем народе есть такая поговорка: «горбатого могила исправит». Мы так говорим о тех, кого жизнь учит-учит – и всё не впрок. Он всё продолжает совершать те же ошибки, наступать на те же грабли – словом, не меняется. «Могила исправит» – значит, не исправится, таким будет до конца жизни. Люди семейные знают, как супруг или супруга пытаются изменить свою половинку, подстроить под себя. И как это сложно, если вообще возможно. А какие тяжкие последствия такие действия вызывают, тоже известно всем – начиная от скандалов, заканчивая распадом семьи. Мы знаем, как тяжело меняться человеку. А если посмотреть на эту поговорку с точки зрения христианина, в свете Евангелия – смысл её может быть совсем другим, обнадёживающим. Чья могила может исправить неисправимого, «горбатого»? Гроб Христов. Спаситель воспринял нашу человеческую природу, чтобы её исправить, изменить. И пройдя через смерть, ад, через гроб, Христос обожил человеческую природу. И нам всем надлежит после нашей смерти, после нашей могилы по всеобщем воскресении воспринять эту обновлённую природу.
На собственном опыте мы знаем, как человек меняется, приходя к Богу, приходя в храм, приступая к Таинствам. Под воздействием Благодати Божией каждый из нас, переступив порог храма, изменился. «Как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:4,5) Измениться человек может с Божьей помощью. А как же изменить ближних? Меняя себя, стяжав Любовь Божию, стяжав Дух Божий, изменившись внутренне, мы можем изменить окружающих. По слову преподобного Серафима Саровского Чудотворца: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Запись опубликована в рубрике веб-проповедь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Горбатого исправит могила?»

Добавить комментарий для Таисия Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.