Таинства Православной Церкви.
Церковь на земле — средоточие истиной духовной жизни, святыни правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь — общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви — Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее — Господа Иисуса Христа и ее Кормчего — Духа Святаго.
Спаситель, раскрыв в Евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основании ее семь таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9,1).
Святой Симеон, архиепископ Солунский (†1429), так говорит о семи таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святаго Духа, — говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства они суть: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение и Священство».
Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели — одно возрождающее, другое, утверждающее — Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа.
Третье божественное таинство — Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 55, 56).
Но младенец растет, и в месте с годами развиваются страсти от злоупотребления свободной воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое таинство — Покаяние. Оно подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.
Как благословение Бог дал человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутнив любовь человеческою похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины таинством Брака, призывая их возлюбить друг друга по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца.
Заботясь о чаде своем, Церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым таинством Елеосвящения.
А для того, чтобы в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойнейших из сынов своих рукоположением, не прерывающимся с апостольских времен, сообщает им таинство Священства. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святаго Духа.
Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, Пророчески поставленного Моисеем в Скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у Престола Славы.