Необычная литургия перед Рождеством Христовым

Прихожане, пришедшие 6 января на литургию, обратили внимание на её необычность: в ектении звучали непривычные прошения к Богу, в центре большой группы молящихся с зажженными свечами, стояла девушка в белых крестильных одеждах. Она первая подошла к Евхаристической чаше.

Первое причастие

Это была Крещальная литургия – литургия, совмещенная с чинопоследованием таинства Крещения. Традиция была восстановлена и получила благословение почившего Святейшего Патриарха Алексия II, о чем рассказал в своей проповеди клирик нашего храма о. Стефан Нохрин.

Традиция…

Мало кто из современных христиан знает, что в древней Церкви чин Крещения совершался не отдельно, а во время литургии. Происходило это несколько раз в год – на праздники Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы. Крещение становилось особым праздником для всей общины, в котором рождался новый христианин. По принятии таинства Крещения, новые члены Церкви еще некоторое время не снимали крестильные одежды, чтобы все видели – вот идет новоначальный.

Человек, решивший принять крещение, должен был получить назидание в христианской вере. Изложение веры происходило обычно системно, последовательно в виде бесед и наставлений. Содержание бесед строилось на чтении Ветхого и Нового Завета. В завершении оглашения, как подведение итогов, давался Символ Веры – краткое и точное изложение основ христианского вероучения.

Время введения в основы христианской веры называлось периодом оглашения и составляло в среднем три года, однако срок мог быть увеличен, в случае совершения оглашаемым тяжких грехов, либо сокращен при опасности смерти или иных значимых причинах.

От оглашаемых требовалось серьезное изменение своей жизни: осознания своих грехов и готовности к борьбе с ними, очищения ума от суеверий и различных нехристианских представлений о мире, Боге и человеке и многое другое.

Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме литургии верных, что сохранилось и до сего дня. Они должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: “Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся”.

– Кто из оглашенных выйдите. Никто из оглашенных, только верные вновь и вновь в мире Господу помолимся». Принявший крещение назывался верным членом Церкви.

… сегодня

По разным причинам длительность оглашения сокращалась. В наши дни оглашение чаще всего состоит из трех бесед. Но в некоторых храмах начинает возрождаться традиция длительного оглашения. С 2016 такая форма воцерковления появилась и в нашем храме.

Встречи проходят один раз в неделю в формате вопрос-ответ: чтение книг Священного Писания всегда вызывает много вопросов у участников оглашения, на которые и отвечает катехизатор. В этом и ценность такого формата – это не формальные лекции, а живое общение, в котором акценты делаются на те моменты, которые недостаточно ясны оглашаемым.

6 января 2018 закончились занятия группы длительного оглашения. Большая часть оглашаемых были крещеными. Одна участница – в оглашении готовилась ко Крещению.

Важно отметить, что в оглашении нуждаются не только люди, решившие принять крещение, но и уже крещеные — те, кто крестился в бессознательном детском возрасте, или просто без понимания смысла и последствий совершенного действа, своей ответственности перед Богом. Крещенные без достаточного научения должны восполнить его

Канонические нормы, связанные с оглашением

В наше время в силу сложившихся исторических причин чинопоследование таинства Крещения совершается по желанию отдельного человека и долгое время практически было предано забвению то, что Крещение новых христиан является общим делом всех членов Церкви.

Крещение во время литургии открывает истинный смысл и для общины, и для самого крещаемого. Оглашение, покаяние, крещение, миропомазание, причастие – ступени вхождения оглашаемого в Церковь. Происходит встреча не только с Богом, Христом, Главой нашей Церкви, но и со всем ее телом – с ее общиной, и в этот момент они становятся одним целым.

Чинопоследование Крещальной литургии показывает, что Церковь особенно радуется, когда принимает новых христиан: во время Херувимской они стоят впереди всех перед Царскими вратами, их отдельным образом поминают в ектении, они первыми идут ко Причастию.

Такое крещение – действительный праздник для каждого участника таинства. По своей торжественности оно напоминает свадьбу. После литургии одна из прихожанок подошла к новокрещенной и сказала “Хочу поздравить невесту, а где жених?”. А жених — Христос.

Мы поздравляем нашу сестру Марию, принявшую таинство Крещения! Желаем ей глубокой искренней веры Богу, обретения своего места в соработничестве Ему!

3 comments on “Необычная литургия перед Рождеством Христовым

  1. Слава Богу за всё! Очень радостно за то, что многие христианские традиции возвращаются в наше время!

  2. Молодцы! Дай Бог, чтобы подобная практика была возрождена во всей Православной Церкви, а не только в отдельных приходах…

  3. Добрый день, братья и сестры. Хотелось поделиться своей радостью о событиях, рассказанных в статье. Мне посчастливилось быть в первой группе длительной катехизации в храме Серафима Саровского под руководством священнослужителя — о.Стефана. Сама я покрестилась ещё в далёком 1992 году даже без всяких собеседований. Хотя само крещение запомнилось на всю жизнь. Поэтому я считаю, что нашей группе выпала необычайная удача — нашёлся человек который решил не просто пройти 3 встречи оглашения, а пройти полную катехизацию по всем канонам нашей христианской церкви. Второй раз чин крещения не проводят, но мы, участники группы длительной катехизации вместе с Алесей прошли весь путь от начала оглашения до крещения заново. Мне раскрылся весь смысл самого оглашения, крещения и самое главное — познание Божественных истин. Конечно, сказать что я всё теперь знаю — неправильно. Передо мной открылась только малая часть того большого знания о Боге, об окружающем нас мире и о самом человеке. Появился осознанный смысл жизни и то к чему мы должны стремиться. Мы не только крещённые люди, мы часть Церкви — братья и сестры, одна семья. Большая благодарность о. Стефану, что он смог достучаться до наших сердец и довести наше оглашение до сознания, до глубины наших сердец. Благодарна его помощникам. А новоиспечённой сестре Марии желаю укрепление в вере и даст Бог она найдет свой путь в служении ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.