Завершилось празднование великого двунадесятого праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа, длившееся 13 дней.
Праздник Богоявления имеет 4-х дневный подготовительный период предпразднства, непосредственно сам праздник отмечается 19 января и, следующие за ним, дни называются попразднство. Заканчивается празднование 27 января отданием праздника.
В храме преподобного Серафима Саровского праздник Богоявления отмечался согласно Церковному Уставу и в христианских традициях.
Период предпразднства Церковь подготавливает людей к празднику: во время богослужений в храмах звучат особые стихиры, тропари и каноны. Пения и чтения предпразднства не только воссоздают библейские истории, но и помогают понять и прочувствовать глубочайший смысл наступающего праздника, который открывается в тропаре, поющимся на навечерии Богоявления:
Христос явися, всю тварь хотя обновити
Христос явился, все творение желая обновить
Главное событие – явление миру Пресвятой Троицы, свершившееся во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа, мы вновь вспоминали и переживали на торжественном богослужении в ночь с 18-го на 19-е января:
Господи, при Твоём крещении во Иордане открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, именуя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова. Явившийся и просветивший мир, Христе Боже, слава Тебе!
– тропарь Крещению Господню
В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, в навечерие Богоявления и по окончанию Божественной литургии было совершено Великое освящение воды. В течение всего дня производилась раздача воды, и каждый человек мог взять Великую Святыню домой.
19 января в 10 часов состоялся крестный ход на «иордань» — прорубь, сооруженную на прудах парка «Северный» и ее освящение. После чего все желающие окунались в морозную прорубь. Рядом с «иорданью» были размещены палатки для обогрева, принятия горячего чая, а представители правопорядка, обеспечивали безопасность.
Древняя традиция окунаться в этот день в освященные водоемы, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов существует по всему миру. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня и важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Но человек, все же решившийся на купание, должен делать это благоразумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно, с молитвой. И, конечно, не заменяя свое присутствие на праздничном богослужении на купание в прорубе.
При подготовке статьи использованы материалы сайта Foma.ru