8 октября православные христиане чтят память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.
По древнему преданию, Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии, чей жизненный уклад, несмотря на достаток, был весьма прост и скромен, а сердца преисполнены милосердия к ближней и глубокой любви к Господу.
3 мая 1314 года у них родился сын, нареченный Варфоломеем по дню празднования этого святого. Мальчик рос очень добрым, трудолюбивым и послушным. Но вот незадача – не смотря на беспрестанный труд, наука в церковной школе ему никак не давалась. Уже и мальчишки смеются, да и учитель наказывает.
Однажды, убежав в лес, он встретил старца, которому поведал о своих горестях. Старец тот призвал Варфоломея на совместную молитву. Мальчик, стоя в слезах, неистово молился, взывая ко Господу. И каково же было удивление близких, когда по возвращении домой он без запинки стал читать вслух Священное Писание.
После смерти родителей Варфоломей определил для себя путь строжайшего монашества и пустынножительства, для чего отправился на берег реки Кончуры и посреди глухого Радонежского бора основал пустынь, приняв впоследствии постриг под именем Сергия.
Жизнь в одиночестве в глухом сумрачном лесу – очень серьезное испытание, но он был упорен, терпелив и очень боголюбив.
Молва о его пустынничестве разнеслась по округе, и люди потянулись к нему с просьбой принять их в свою обитель.
Так постепенно стали появляться новые кельи. Братья жили скромно, но трудились не покладая рук. Сергий подавал во всем пример – и кельи сам рубил, и воду носил, шил, кроил, хлебы пек, да и, не смотря на труд тяжелый, первым на службах был.
Братья безмерно уважали своего наставника и, вопреки его желанию, настояли на том, чтобы он возглавил их растущую обитель в сане игумена. Но даже такое высокое назначение не изменило привычного образа жизни Сергия Радонежского – он по-прежнему был прост и много трудился, не гнушаясь любой черной работы.
Замысел преподобного был в том, чтобы уклад в обители был строжайший, приближенный к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною и трудится много во славу Божию.
Тем самым преподобный Сергий изменил отношение к монашескому подвигу. Кроме того, в сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества.
В тяжелые времена к нему за благословением отправляется объединившаяся Русь во главе с Дмитрием Донским перед битвой на Куликовом поле, которая должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой. Великий поход на ордынцев был освящён «игуменом земли русской» – преподобным Сергием. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк его победу.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.
Именно поэтому преподобного Сергия величают «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
И до сей поры преподобный Сергий безмолвно учит нас с Вами своими подвигами самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, любви к Богу и отчизне, благоговению и вере.
Есть и в нашем соборе икона преподобного Сергия Радонежского, приглашаем всех прихожан совместно помолиться 7 октября в нижнем храме нашего собора в 17 часов начнется всеночное бдение, а на следующий день в 7:40 состоится праздничная Божественная литургия.