Библейские часы 29 ноября 2012: «Милости хочу, а не жертвы»

29 ноября 2012 г., как всегда по четвергам  в нашем храме, прошли Библейские часы для всех возрастов.

Этот четверг совпал с днём церковной памяти апостола и евангелиста Матфея. С прошлого занятия мы начали чтение Евангелия от Матфея, а в этот раз на группе был прочитан отрывок читавшийся в этот день протодиаконом в храме на Божественной литургии. Этот отрывок повествует о призвании Господом Иисусом Христом Матфея на апостольское служение.
В начале занятия настоятель прихода иерей Владимир Гасюков тепло поприветствовал собравшихся, отметив, что численность общевозрастной группы Библейских часов растёт.
Батюшка отметил, что отзывчивость людей к изучению Слова Божьего — это отрадное явление. Обычно людей объединяет какая-то общая цель. По достижении цели и единство может ослабнуть, а то и исчезнуть. Здесь же мы видим иное — духовное единение в изучении Слова Божия, а Слово Божие можно изучать всю жизнь. Преподобный Серафим Саровский за седмицу прочитывал Евангелие от начала, до конца. Святой Угодник всё время находил что черпать из этого источника, не мог сказать, что он вычерпал его до дна. Так и мы можем постоянно поучаться в драгоценных Евангельских словах.
Святые отцы православной Церкви оставили нам немало комментариев на тексты священного Писания и у разных Отцов мы можем найти взгляд на один и тот же текст с разных углов зрения. Так что единение в совместном изучении Священного Писания это надёжный фундамент для братского духовного единства людей.
Ведущий Библейских часов Сергий в вводном слове к отрывку рассказал житие святого апостола Матфея и дал справку об характерных особенностях Евангелия этого апостола.
Обстоятельства мученической кончины апостола Матфея поразили нашего участника Виктора. Он удивился, что эфиопский правитель Фулвиан осудил на смерть апостола Матфея не смотря на то, что тот изгнал бесов из его жены и сына. Отец Владимир отметил, что это распоряжение, судя по всему, были продиктованы опасением Фулвиана за свою власть, ведь после того чудесного исцеления его подданные начали массово обращаться в христианство, привычный порядок жизни пошатнулся и властолюбие затмило глаза Фулвиану.
Отрадно, что Фулвиан всё же оказался человеком честным. Когда посмертное чудо с обретением на берегу моря сброшенного в воду железного гроба с телом апостола явно показало, что тут имеет место действие Божие, Фулвиан раскаялся в своём поступке, крестился сам (приняв в крещении имя убитого по его приказу апостола — Матфей), а впоследствии даже принял епископский сан и продолжил апостольскую проповедь христианства в землях Эфиопии.

Библейские часы это молитвенное чтение Священного Писания в свете святоотеческого толкования с совместным размышлением на группе по поводу прочитанного отрывка. В этот раз мы прочли на группе отрывок из Евангелия от Матфея 9 глава, стихи с 9 по 13.
Матфей, в ту пору ещё мытарь — сборщик налогов для оккупантов-римлян (профессия в народе очень неуважаемая и часто связанная с коррупцией), сидел на своём рабочем месте, когда мимо проходил Божественный Учитель:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
(Матф.9:9-13)

Татиана отметила слова Господа «Милости хочу, а не жертвы». Отец Владимир обратил внимание группы на то, что не всё в фарисеях было огульно плохим. Были у них и черты заслуживавшие уважения. Так, они старались усердно выполнять все внешние предписания закона. Приносили все положенные жертвы. Худо было то, что это внешнее делание было начисто лишено внутреннего содержание. Главное в законе — любовь к Богу и любовь к ближнему. Милосердие — есть деятельное выражение этой любви.
Сергий отметил, что фарисеи совершили ошибку судя мытарей по внешним проявлениям их деятельности. Они не учли того, что внутри у какого-нибудь мытаря уже могло родится покаяние. О недопустимости осуждения ближних, даже находящихся в явно греховном состоянии пишет святитель Феофан Затворник: «Не следует нам произносить суда над братиями нашими даже при явных их грехах; ибо не знаем, что происходит в сердце их…они своим раскаянием и сокрушением сердечным, может быть, уже переменили гнев Божий на милость».  Так и тут — Матфей для всех явно был мытарем — пособником оккупационных бластей, принадлежал к профессии известной безсчётными поборами и грабежом честных граждан, а между тем, он внутренне сразу же откликнулся на призыв Господа и тут же, оставив своё место последовал за Божественным Учителем.
Ольга обратила внимание группы на это обстоятельство — как скоро откликнулся Матфей.
Отец Владимир пересказал нам историю рассказанную протоиереем Димитрием Смирновым о том, как подобное же чудесное обращение произошло и в наши дни.
Один «новый русский» как-то решил поехать в паломничество на Святую Землю. Не то, чтобы он был очень верующим, а просто для него это было как вид туризма. Но на Святой Земле призывающая Божия Благодать коснулась его сердца и он решил на некоторое время там остаться и помолиться в монастыре. В монастыре он принёс покаяние на исповеди за всю жизнь. Оказалось, что путь к богатству у него пролегал через страшные грехи — убийства, разбой, бандитизм и пр. В «лихие девяностые» кровавым путём он сколотил своё состояние, а теперь легализовался и жил очень богато.
На исповеди бывший разбойник пролил немало слёз и решил переменить всю жизнь свою. Священник посоветовал ему сдаться властям и признаться во всех преступлениях, дабы искупить свои страшные грехи. Многие ли бы исполнили эту епитимью? А наш разбойник имел столь сильное желание исправиться, что не задумываясь так и поступил.
На суде ему дали двадцать лет. Теперь он староста в тюремном храме. Человек имел по земным меркам всё — огромное богатство, широкие возможности, уважение, почёт, но он вменил всё это ни во что, когда его сердца коснулась призывающая благодать Господня.
Екатерина напомнила, как на пролой неделе мы рассматривали притчу о сеятеле. «Сердце Матфея, — отметила она, — оказалось землёй доброй. Видимо, он давно уже мучался тем, что мытарь, потому и так быстро откликнулся на призыв Господа».
Ольга заметила, что и Господь (будучи Сердцеведцем, )видел, к кому Он обращался. прозревал готовность сердца Матфея.
Татиана обратила внимание группы на то, что мытарей и грешников пришедших и возлёгших с Господом было много. а такой как Матфей оказался среди них один.
Надежда отметила, по поводу 12 стиха, что мы все (люди) больны, и всем нам нужно долго-долго лечиться. Посему все мы нуждаемся во Христе, этом истинном Враче.
Другая Надежда: Многие ограничиваются редкими визитами в храм, чтобы зажечь свечу, в Таинствах не участвуют и не признают себя больными, думают, что не нуждаются во Враче.
Елена: «Грешники на самом деле — все люди»
Ольга: «А значит — Христос пришёл к каждому».
В ходе обсуждения многие отметили отзывчивость апостола Матфея на призыв Господа. Сергий обратил внимание на то, что и другие апостолы столь же быстро и охотно послушались Его призыва. Вообще слово Господа обладало великой силой.
Об этом хочется привести цитату из священномученика Василия Кинешемского, который пишет о силе слов Господа Иисуса Христа:
Властное правдивое слово Господа Иисуса Христа, чуждое заискивания и угодничества: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Книжники искали только успеха и славы и, чтобы заслужить рукоплескания толпы, часто льстили ее страстям и оправдывали ее предрассудки. Господь был чужд этой слабости.
Его спокойная, уверенная власть над злыми духами: Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
То необыкновенное впечатление, которое производило проявление Его силы на зрителей: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Его громадная сила исцелений, действующая моментально и врачующая радикально: Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
Многосторонность этой целительной силы, излечивавшей самые разнообразные болезни: При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых… И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов.
Таким образом, уже в приведенных немногих стихах Господь Иисус Христос является перед людьми как необыкновенный пророк, сильный в деле и слове (Лк. XXIV, 19).
Его сила действительно необыкновенна. Она сказывается во всем. В Его словах, в Его поступках и больше всего в Его влиянии на других людей. Ему достаточно только сказать Симону и Андрею, рыболовам: идите за Мною! И они тотчас, оставив свои сети, следуют за Ним (ст.18). Достаточно призвать братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна, занятых починкой сетей, и они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, идут за Ним (ст. 20). Обаяние личности Господа Иисуса Христа, та духовная сила, которая неотразимо привлекает к Нему сердца чистых и честных людей, громадна.
Мы не ставим здесь вопроса, в чем секрет этой силы. Для нас драгоценно другое замечание Спасителя в Евангелии от Иоанна, где он обещает Своим последователям, что каждый из них может приобрести эту духовную силу. Верующий в Меня, — говорит Он, — дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. XIV, 12).
Какое великое обетование!
Иметь силу, какую имел Христос! Силу, которой не выдерживают и страшатся демоны! Бороться с ними и побеждать, очищая свою жизнь и свою душу от их ядовитого, тлетворного влияния, постоянно омрачающего путь к совершенству! Более того: привлекать и других людей к Господу Иисусу Христу, делать и других участниками вечного блаженства! Разве это не великая радость и счастье?
Но как приобрести эту силу?
Строго говоря, все учение Господа Иисуса Христа является ответом на этот вопрос. Евангелие в последовательных повествованиях вскрывает перед нами тот длинный и трудный путь, которым должен пройти верующий, чтобы исполнить завет Христа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. V, 48).
Великая духовная сила, которую Господь обещает верным Своим ученикам, приобретается лишь в конце того пути, на высших ступенях совершенства. Но первую ступень, первый шаг, который должен для этого сделать человек, совершенно определенно отмечают слова данного отрывка: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. I, 15).

А вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского на рассмотренный на группе отрывок:

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Призвал его не вместе с Петром и Иоанном, но когда увидел, что он уверует. Так и Павла призвал после того, когда пришло время. Подивись же евангелисту, как он обличает свою жизнь, хотя другие скрыли имя его, назвав его Левием. Что же касается того, что он был обращен одним только словом, то это дело Божие.

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Очень обрадованный посещением Христа, Матфей призвал мытарей, и Христос, чтобы принести им пользу, ел вместе с ними, несмотря на то, что Его порицали за это. Ибо фарисеи, желая оттолкнуть от Него учеников, осуждали то, что Он общается в пище с мытарями.

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач: поэтому и смрад терплю. Словами же «пойдите, научитесь» обличает их и как невежд: так как вы до сих пор не научились, то хоть теперь пойдите и узнайте, что Бог выше жертвы ставит милосердие к грешникам. «Ибо Я пришел призвать не праведников», — говорит, укоряя их, то есть: Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись.

После Библейских часов состоялось чаепитие. На этот раз многие принесли с собою постное угощение к чаю — халву, козинаки, и стол наш был щедрым, хоть и постным.
Очередные Библейские часы пройдут в следующих четверг 6 декабря 2012 г.
Мы приглашаем всех желающих на Библейские часы для всех возрастов. Вход свободный.
  • Контактные телефоны: 980-218  и  8-924-232-12-43  (Сергий)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Сергий Пробатов

Помощник настоятеля по миссионерскому служению в храме святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы г. Хабаровск. Пономарь храма. Катехизатор при храме. Редактор приходского сайта.
Запись опубликована в рубрике Библейские часы для всех. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *