Общеприходские Библейские часы 31 января 2013 г. Тайное и явное

В четверг 31 января 2013 г. в нижнем храме Свято-Елисаветинского собора состоялись традиционные общеприходские Библейские часы. В этот раз мы продолжили рассмотрение Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Мы прочли отрывок из Евангелия от Матфея глава 6 стихи с 1 по 18.

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:1-18)  
 
Красной нитью через повествование рассматриваемого отрывка проходит мысль о том, что надо избегать лицемерия — быть с Богом настоящими, а не играть в самих себя перед людьми. Господь в этом отрывке приводит примеры милостыни, молитвы и поста и показывает на них как можно извратить добрые дела лицемерием, от которого рождается и тщеславие.
Смотрите, — говорит Господь, — не творите милостыни вашей перед людьми, — и подчёркивает, —  с тем, чтобы они видели вас.
Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает в связи с этим подчёркиванием, что если делать дела и перед людьми, но не с тем, чтобы на тебя смотрели, не будешь осужден и не потеряешь мзды.
Иными словами в простоте сердца, ради ближнего и Бога, а не ради того чтобы покрасоваться перед людьми, можно, да и должно творить добрые дела всегда — и когда есть рядом люди, и когда их нет — главное — сердце человека — что там внутри — смиренное отношение к себе как к лишь делающему должное (да и то не в полной мере), либо тщеславное надмение, искание суетной человеческой славы и желание прослыть благодетелем.
Феофилакт Болгарский также отмечает, что как можно в простоте сердца творить добрые дела и перед людьми, так напротив — если делаешь из тщеславия, то хоть и в своей клети (комнате — С,П,) — потеряешь награду и будешь осуждён.
Пусть левая твоя рука не знает что делает правая, — учит Господь. Святитель Феофилакт отмечает, что под левой рукою следует понимать тщеславие, а за правую милостыню. «Итак, милостыня пусть подаётся без тщеславия, дабы тщеславие не украло твоей милостыни».
Отец Владимир отметил, что тщеславия надо всецело избегать и ни в коем случае не допускать в себя надмения и превозношения над другими людьми. Вот, скажем, мы ходим в храм, веруем в Бога, а другие в храм не ходят, не веруют. Почему? Они не имеют Духа Божия в себе. Они бедные, несчастные люди, так что тут нет нам повода тщеславиться. Здесь есть повод проявить любовь к этим людям, помолившись за них.
В молитве также следует избегать показушности, желания прославиться перед людьми. Блаженный Феофилакт, толкуя слова «зайди в комнату свою» пишет: «Не место вредит нам, новнутреннее расположение и цель Многие и втайне молясь делают это для того, чтобы понравиться людям», говоря о многословии в молитве, блаженный Феофилакт замечает, что многословие в этом случае следует понимать как пустословие — когда молишься о чём-либо земном, — о власти, славе, богатстве.
Господь говорит:   «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Для чего  же тогда молиться, может возникнуть законный вопрос. Феофилакт  Болгарский отвечает на этот вопрос так: «Молимся не для того, чтобы научить Его (тому, в чём мы имеем нужду — С,П,), но чтобы самим:
  1. не увлечься житейскими заботами,
  2. получить прощение грехов,
  3. и великую пользу от собеседования с Ним».
Говоря о лицемерах, которые ищут людской славы, господь предупреждает: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Что это за награда? Отец Владимир обратил внимание группы на тот простой факт, что ни за какой подвиг никого дважды не награждают. Лицемеры хотят получить награду у людей. У них они её и получают в виде суетной людской славы. А у Бога тогда они уж будут лишены награды.
«Бывает так, — говорит отец Владимир, — человек зайдёт в храм с большим внешним благоговением, истово осеняет себя крестным знамением, всё очень благочинно так, но не дай Бог кто его случайно толкнёт — набросится тогда он на него как коршун. Главное в человеке — чистота сердца».
Ольга поделилась с группой своей ситуацией на работе. Один из членов коллектива проворовался. Теперь в коллективе сложилась нездоровая обстановка — весь коллектив осуждает этого человека. Как не осуждать ближнего, как правильно повести себя в такой ситуации? Отец Владимир заметил, что все ответы мы, в общем-то, можем найти в Священном Писании. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

(Матф.18:15-17) То есть, если человек украл у тебя — обличи его наедине, но обличи не с гневом, а с любовью, чтобы не ожесточилось его сердце и он, вместо исправления, не закрылся бы сильнее. Ну а затем — по написанному.

Как не осуждать явного грешника? Отец Владимир предложил представить на месте преступника своего сына. Нет у нас права судить, мы должны молиться с любовью за людей, а не судить их. Самое главное, чтобы была любовь к ближнему, в том числе к вору. Молитва любви — вот средство в данной ситуации. Плюс можно попытаться убедить человека оставить грех.
О. Владимир: «Нам надо осознать, что строки о прощении всем их согрешений (в молитве Господней «Отче наш» — С.П.), это не простые слова, это сама жизнь. Если человек не может примириться с близкими, он ещё здесь на земле мучается. А если не смог человек примириться на земле, то тогда страшно представить что его ждёт за порогом Вечности».
Для примера батюшка рассказал группе одну подлинную историю из Патерика:
«В одном монастыре жили два монаха и они терпеть друг друга не могли. И вот, одному пришло время умирать. Братья спросили его:
— Не хочешь ли ты примириться с тем монахом?
Тот закивал головой, всячески показывая, что желает перед смертью примириться. Привели второго. Первый просил у него прощения лёжа на смертном одре, а второй надменно сказал: — Нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем!
И едва он это произнёс, как упал замертво. А первый после этого вдруг ожил и рассказал, что когда он стал умирать, то обступили одр его бесы и понял он, что без примирения с братом не войти ему в Царствие Небесное. Он стал просить прощения у брата, а когда тот холодно отказал умирающему в прощении, вдруг появился рядом с ним херувим и пронзил немилостивого огненным мечом». Вот как важно прощать людям их согрешения против нас.
«Чем больше человек будет стремиться к добру, — отметил отец Владимир, — тем больше его будут толкать ко злу и человек не сможет устоять, если не будет у него с собою «спасательного круга» чтобы продержаться до прибытия корабля — до того как придёт в храм, помолится там, поисповедуется, причастится и получит благодать Пресвятаго Духа. А «спасательный круг» — это и молитва, и чтение Евангелия.
В 16 стихе рассматриваемого отрывка говорится о посте.
«Бывает наступает пост, — говорит отец Владимир, — человек «одевает на себя хмурую маску», тёмную одежду и начинает коршуном смотреть на других — особенно на тех, кто не постится. А ведь это совершенно не правильно. Пост — время, когда мы лишаем себя добровольно скоромной пищи. Пищу телесную можно и должно заменять пищей духовной — чтением Священного Писания, молитвой».
«Бог пребывает в человеке, когда человек пребывает в Боге, — заключил отец Владимир, — а полнота богообщения в Евхаристии».
На второй части занятия группа, как обычно разбирала последование и смысл богослужебных действий.
Перед началом второй части отец Владимир отметил, что конечная цель богослужения — воздать хвалу Творцу в мире и любви друг с другом. Традиция Всенощного бдения восходит ко времени ранних христиан, когда шли гонения на Церковь, и потому служили ночью.
Затем были подробно рассмотрены богослужебные действия в начале Всенощного бдения и их символическое значение. На следующем занятии мы продолжим рассматривать Всенощное бдение..

Об авторе Сергий Пробатов

Помощник настоятеля по миссионерскому служению в храме святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы г. Хабаровск. Пономарь храма. Катехизатор при храме. Редактор приходского сайта.
Запись опубликована в рубрике Библейские часы для всех. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.