Руководит Отделом по тюремному служению Настоятель храма святого Николая Чудотворца протоиерей Александр Волошин
Отдел создан для взаимодействия и координации работы с правоохранительными учреждениями. Это МВД, УФСИН, приставы, Госнарконтроль. В этих службах работают люди, которым приходится выполнять непростую работу, рисковать жизнью, общаться не с самыми приятными людьми. Церковь занимается духовным окормлением людей. Помочь и поддержать всех, кому помощь нужна и кто готов ее принять. Препятствий в наши дни для людей, носящих форму, исповедовать то, что они христиане, нет.
Не случайно подписаны соглашения о сотрудничестве на самом высоком уровне. Отдел и занимается такой работой, как организовать посещение священником тех мест, где он особо востребован, дать людям возможность получить ответы на накопившиеся в сердце вопросы, касающиеся духовной жизни. Ведь сейчас многие живут по принципу: дом – работа, работа – дом. И некогда бывает остановиться, осмотреться, задуматься. Как «белка в колесе». А не все болезни по плоти. Гораздо серьезнее запущенные духовные болячки, которые, в конце концов, и в телесные перетекают. Я, семья, дети! Жалко всех, нет выигрывающей стороны, когда люди перестают понимать друг друга. В колонии священники идут к заключенным и тем, кто над ними надзирает.
… – Отец Александр, расскажите подробно, о домовых храмах в колониях. Что за церкви, и кто прихожане в них? Понятно, что это заключенные, но что это за люди? Легко ли с ними? Мне всегда казалось, что заключенные верят по-настоящему и уповают на Господа всецело.
Храмы в колониях есть, и строятся новые. У нас по краю 15 учреждений. Во всех уже есть на данный момент молебные комнаты, и выделены помещения под воскресные школы под занятия с заключенными. Создано в колониях и СИЗО 4 храма, и один в стадии строительства. Все на пожертвования!
Прихожане-заключенные… Это люди. Что тут еще скажешь. Им нелегко до того как священник приходит, а священнику нелегко бывает после посещения. Но это духовные впечатления. Бесы свое не хотят отпускать. Бывает, в прямом смысле душат заключенных и по другому «давят». Но такую радость и благодатные ощущения, как в храме за совместной молитвой с заключенными в колонии ощущал, наверное, только в Иерусалиме на Пасху.
Прочитал недавно в книге «Несвятые святые»: «А что касается тюремной истории отца Иоанна (Крестьянкина), то меня всегда поражало, как он отзывался о времени, проведенном в лагерях. Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. Потому что Бог был рядом! – с восторгом объяснял батюшка. Хотя, без сомнения, отдавал себе отчет, что до конца мы понять его не сможем. «Почему-то не помню ничего плохого, говорил он о лагере. – Только помню: небо отверсто!.. Сейчас такой молитвы у меня нет».
А вспомнить труды, которыми прославилась святая великомученица Анастасия. А также что говорил Спаситель, наш Господь, о посещении в темнице находящихся, и как это важно для спасения. И понимаешь, как важна работа отдела и всех людей, в нем задействованных. Для справки: только священников в нем занято 15 человек, не считая простых прихожан, благодетелей. И это непростое, занимающее время и отнимающее силы послушание. Ничто просто так не дается!
– Вы как то сказали, что основное направление работы Вашего отдела это душепопечение, что Вы имели в виду?
Это и имел. Соучастие в молитве и таинствах. Духовное общение. Преподать благословение на доброе начинание. Совет, если есть что посоветовать. Просто человеческое общение и понимание.
– Как Вы считаете, русский человек действительно не может жить по закону, ему это сложно или скучно?
Нам много дано, а когда человек одарен, он часто позволяет себе расслабиться. Часто с удивлением узнаешь, что чемпион или известный музыкант в детстве отставали от сверстников, но труд и настойчивость им помогли. А изначально сильный человек надеется на то, что имеет и не стремится в себе свои таланты развивать. Не случайно есть в Новом Завете притча о талантах.