Архиерейский собор — 2008г. 2.

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами.» В зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя звучат слова апостола. Подобно тому, как сам святой Павел почти две тысячи лет назад обращал их к первым христианам, Святейший Патриарх Алексий обращает ныне ко всему епископату уже неразделенной Русской Православной Церкви.

182

Двадцать лет прошло со дня тысячелетия Крещения Руси. Этап совсем незаметный, если мыслить масштабами человеческой истории. Этап невероятно большой, если учесть те события, которые Господь вместил в него.  Рухнул СССР — колосс на глиняных ногах и похоронил под своими обломками миллионы жизней. А еще больше искалечил. Совершилась очередная революция, и поменялся государственный строй. Экономика в упадке, который трудно себе представить, едва не распалась армия, большая часть людей живет в нищете, а численность населения резко падает. В обществе произошли такие изменения, в результате которых мы оказались на краю пропасти и едва не рухнули в нее.

Только помощь Божия, молитва и труд Его Церкви спасли нас от гибели.

Но Церковь оказалась в не менее трудном положении. «Идите и научите все народы», — таковы были последние слова Господа к нам. Ими Он возложил на всех христиан огромную ответственность за просвещение людей светом Истины, Его светом. «Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих», — говорит Святейший Патриарх. А дальше называет главное оружие, которое враг использует в невидимой войне против нас, — секуляризм. Да, именно он опустошает и отравляет души. Пустое всегда заполняется низменным, а в отравленную душу уже не войдет ничто святое. Не бойтесь убивающих тело, — убеждает Спаситель, — бойтесь тех, кто может ввергнуть душу в геенну огненную. Последнее секуляризм, «дух века сего» делает с успехом.

Православная Церковь оказалась в трудном положении, потому, что это свое главное оружие диавол-враг направляет прежде всего против Нее. А главной своей задачей ставит раскол и разделение Тела Христова.

«Мы, православные христиане, «составляем одно тело во Христе»(Рим. 12,5). Мы призваны обсуждать все вопросы, даже непростые в духе открытости, честности, братской любви и стремления к единомыслию. Соборность, советование друг с другом — лучший способ избежать конфликтов, разделений, недоумений», — слова нашего Святейшего звучат так твердо, исполнены такой силы, что не остается уже никакого сомнения — Сам Господь сейчас возвещает его устами всей Своей Церкви.

Золотой нитью через весь доклад Святейшего проходит живая мысль:  необходимо сохранить  Церковь в том виде, в каком Господь нам Ее передал — в единстве. Единство обеспечивает жизнь и деятельность Церкви в мире. Это неоспоримо. Но с другой стороны, слова Его Святейшества указывают и на другое: каким путем единства достигнуть, а достигнув, не потерять. Великие истины, действительно, всегда просты: для этого нужно Церкви земной везде и всюду исполнять заповедь Спасителя, которую мы упомянули выше. А каждому из нас оставаться «в том звании, в котором призван» Богом и Церковью и без остатка отдавать себя именно этому послушанию. «Ведь как просто!»

Но почему именно на этом соборе так остро возникла эта тема? На этот вопрос ответ мы получим после перерыва, от владыки Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского.

Фото: Софии Никитиной.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “Архиерейский собор — 2008г. 2.”

  1. Дмитрий:

    Имел большой соблазн перед началом Собора отправить в патриархию фальшивые сведения чтобы получить аккредетацию и посмотреть как всё происходит, но, к счастью, забыл об этом.

    Владыко, ответьте,если будет возможность, но вопрос.

    За пару недель до собора я прочитал на одном жутком интернет сайте заявления и письма епископа Диомида, потом нашёл его биографию на сайте патриархии, там был электронный адрес. Письма епископа меня сильно тронули и я дерзнул написать ему письмо. В письме я написал, что прошу его покаяться, в случае, если не Соборе потребуют его покаяния. Прошу потому,что сочувствую ему (не в богословских вопросах а как человеку).

    Меня очень расстроили его письма, интерпретация и его слов другими людьми и я подумал, что если в конце концов его адрес доступен, почему бы не написать ему своё мнение и просьбу? Отец Диомид, мне, кстати, ничего не ответил.

    Владыко, как вы считаете, имел ли я право писать ему и вообще мнить себя достойным писать письмо епископу? Как вы считаете, возможено ли вообще общение между епископатом и мирянами, или оно должно быть осуществлеямо только через приходское духовенсто?

    Вы не могли бы рассказать, как вы общаетесь со своей паствой — благословляете ли всех нуждающихся в благословении после богослужений, причащаете ли прихожан лично и говорите ли с ними.
    Мне кажется, что епископ имеет для мирян гораздо больший авторитет, чем, например, приходской священник, и, соответсвенно, несёт большую ответсвенность за свою паству. Если епископ ведёт себя не дружелбно к пастве, а его иподиаконы позволяют себе, например, повышать голос — «Проходите быстрее» и т.п. — такие вещи очень сильно расстраивают.
    Стоило ли вообще приезжать в какой-нибудь дальний храм совершать литургию, если твои иподьяконы накричали на половину причастников, а вторую половину ты обидел сам своим невнимаением?

    В-общем, я прошу Вас, владыко, написать в Вашем дневнике своё мнение по этой проблеме (общения высших иерархов с мирянами). Спасибо Вам большое за этот дневник, я был очень рад найти его в интернете и с удовольствием читаю Ваши записи.

    Простите за длинное сообщение и обилие не совсем корректных вопросов вопросов.

    Дмитрий Стройло, Москва, студент ВГИК

  2. Спасибо, интересно=)

  3. pahelman:

    благословите ВЛАДЫКО. ЕДИНСТВО в служении Богу можно найти- ведь мы говорим на языке веры. А в трудностях можно поискать смирение. не уж то они не по воле Божией

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov