Архиерейский собор — 2008г. Почему же все-таки единство? Сообщ. 6-е и предпоследнее.

Любаша пишет: Владыка, благословите!
Расскажите, пожалуйста, если можно, о правах человека в православном понимании.

  На мой взгляд, эта тема на соборе была второй по значимости.

  Разные вызовы бросает Церкви секуляризованное общество. Легализация наркотиков, эвтаназия, однополые браки… — перечислять далее не имеет смысла: они достаточно известны. Выдвигаются при этом и разные аргументы, но в основе их один тезис: каждый человек свободен в своем выборе, и никто не имеет права оказывать на него в этом какое-либо влияние. Юридически это выражается термином «права человека», на основе которого создаются целые своды законов. Самое печальное то, что в сознание человека этот яд все более проникает в виде убеждения: «Я сам себе царь и бог. Я лучше всех знаю, что мне нужно. Я — критерий истины.»

  В последнее время здравого учения принимать не будут, — пишет апостол Павел, — Будут искать учителей, которые льстили бы слуху. И ищут, ведь если человек сам определяет свои права, то в конечном итоге он станет руководствоваться одним критерием: нравится ли, приятно ли?

  А Церковь? Ее задача не изменилась. Идти и нести здравое учение нам придется до Второго пришествия Господня и Страшного суда. Но как это сделать, если обмирщенное и православное сознание основаны на совершенно разных ценностях, мыслят совершенно разными категориями? Видимо так, как поступал тот же святой апостол:  для всех был всем… С эллинами — эллин, с иудеями — иудей, в ареопаге говорил о языческих богах.

  В Евангелии — спасение, и его необходимо уметь донести до современного человека. Каким бы приземленным он ни был. Но для этого нужно найти такие фундаментальные понятия, которые были бы одинаковы и одинаково приемлемы и в евангельском и в секулярном сознании.

  И тогда для разработки документа, о котором идет речь, было создано необычное сообщество. Впервые, если я не ошибаюсь. В него входили богословы, философы, социологи, юристы самых разных убеждений. Подчеркиваю, самых разных. Критериями подбора были высокая компетентность и личная заинтересованность. Выступая на соборе, владыка Кирилл сказал, что уверенности в успешном завершении работы не было ни у кого. Но состав был необходим именно такой.

  И она завершилась блестящим успехом.

  Прежде всего удалось найти фундаментальные понятия. Это «достоинство» и «свобода». И в христианском и в секулярном мышлении таковые наличествуют. А далее необходимо было дать евангельское понимание того и другого, обьяснить отличия и показать преимущества.

  Примерная логика последующих рассуждений такова: человек, безусловно, имеет полную свободу выбора. Но этот выбор может быть действительно свободным только при одном условии. Если он совершается в добре. Добро не насилует человеческую природу и личность (вспомним, хотя бы выбор нашего праотца в раю). «Свобода выбора неизменно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы». Все мы на своем опыте ежедневно убеждаемся, как справедливы слова апостола. Что хорошее хотим, то не делаем, а что плохое не хотим, то совершаем. А значит, делаем не мы, а живущий в нас грех. Вот вам и свобода выбора.

  «Слабость института прав человека  — в том, что он, защищая свободу выбора, все менее учитывает свободу от греха.» Человечеству необходимо найти гармоничное сочетание той и другой и закрепить эту гармонию в культуре, законодательстве, общественной морали. «Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу.» Здесь приведена цитата из документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.» Он выставлен на сайте Московской Патриархии. Рекомендую всем, кому эта тема интересна, (а она , действительно, интересна) внимательно эту работу прочесть. Кроме того, вы найдете там еще много интересного и полезного.

  А затем обменяемся мнениями.

  Дорогие мои друзья! Наверное, слишком долго и с запозданием излагались в дневнике мои впечатения о соборе. Их гораздо больше, но всему должен быть предел. Предлагаю вам самим определить тему последнего сообщения об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 — го года. Поделюсь, чем смогу.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

25 комментариев к записи “Архиерейский собор — 2008г. Почему же все-таки единство? Сообщ. 6-е и предпоследнее.”

  1. Стефан:

    Владыка, благословите!

    Я предполагаю, что многим здесь былобы интересно узнать мнение собора о современном состоянии православной миссии и о путях дальнейшего ее развития; в том числе и видение о том каким должен быть православный интернет.

    ну и лично мне очень понравилься и лег в сердце доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия «О монастырях и монашестве». Если возможно скажите и на эту тему несколько слов.

    И наконец, позравляю Вас, камчатцев и всех-всех-всех с престольным праздником Вашей Петропавловской епархии.

  2. о.Сергий:

    Здравствуйте,благословите,Владыко.Как выработать и воспитать в себе такое отношение к внешним,как у ап.Павла:для всех быть всем?Это очень важно для несения христианской миссии в массы современных людей. Сергий,священник.

  3. Дорогой Владыко, лично мне было бы интересно узнать, как Вы, архипастыри, проводили свободное от заседаний время,бывает ли для вас приготовлена какая-нибудь культурная програма или на это не хватает времени и т.п.. и ужинаете ли вы все вместе и какие Ваши от всего этого ощущения и так далее.

  4. Архиепископ Игнатий:

    Дорогой Владыко, лично мне было бы интересно узнать, как Вы, архипастыри, проводили свободное от заседаний время,бывает ли для вас приготовлена какая-нибудь культурная програма или на это не хватает времени и т.п.. и ужинаете ли вы все вместе и какие Ваши от всего этого ощущения и так далее.

    Конечно, Дима, собор — это не только напряженная деятельность пленарных и секционных встреч. Не только духовное общение совместной молитвы и богослужений. Это еще и общение чисто человеческое, дружеское.
    Не часто приходится встречаться архиереям. Тем более во всей церковной полноте. Поэтому радуешься прежде всего просто встрече с братьями, которые несут тот же крест.
    Многие владыки знают друг друга по совместной учебе. У кого-то в прошлом — совместное служение в том или другом монастыре. Для владыки митрополита Хризостома, епископа Илариона и меня, например, наша родная обитель — монастырь Святого Духа в Вильнюсе. Поэтому всегда радостно увидеться, поговорить, вспомнить «дела давно минувших дней».
    Все епархии нашей Церкви живут яркой, интересной жизнью. И каждый архиерей в курсе тех событий, которые совершаются у его собратьев. Очень часто в беседах делимся опытом, обсуждаем трудности своего повседневного служения, ищем решения.
    Где все это происходит? Говоря мирским языком «в кулуарах». Т.е. в свободное от работы время: в перерывах, по пути к храму и из него. В том числе, конечно, и за ужином.
    Собственно культурная программа заняла в соборной программе один день. 28-го июня президент и премьер-министр пригласили всех нас в Кремль. Там состоялся торжественный концерт и прием.
    Каждый архиерей, тем более из такой отдаленной епархии, как наша, приезжая в Москву, стремится решить еще и ряд сопутствующих проблем. В этот раз их было как никогда много. Но с Божьей помощью…

  5. благодарю за ответ!

  6. Владыко, жаль, что Вы в вашей полярной экспедиции когда совершали литургию митру на скуфью (или что это на Вас) не одели.Фотографии были бы еще эффектнее!

  7. Архиепископ Игнатий:

    Дмитрий пишет: Владыко, жаль, что Вы в вашей полярной экспедиции когда совершали литургию митру на скуфью (или что это на Вас) не одели.Фотографии были бы еще эффектнее!

    Не об эффектах думали, Дима.

  8. Архиепископ Игнатий пишет:
    [quote] Не об эффектах думали, Дима. [/quote]

    Дорогой Владыко, хочу в качестве оправдания за не совсем умное сообщение написать, что, возможно, думать об эффектности — это не всегда что-то полностью неправильно. Помните, например, как у Лескова в «Зачарованном страннике», когда главный герой находился в плену у татар и к ним пришли православные миссионеры? Татары сразу их убили и кощунственно поступили с их телами. А потом, когда герой нашел фейерверки и ночью зажег их перед отсталыми татарами, сказав, что — это проявление гнева христианского Бога за убийство миссионеров, татары на следующее же утро приняли православие.

    Или, как согласно версии советских историков, св. князь Владимир избрал православие государственное религией: он посмотрел на церемонии некоторых конфессий, и остановился на византийской православной, как наиболее эффектной.

  9. Владыко, хотел задать Вам еще один вопрос, косвенно относящийся к теме Ваших последних сообщений.
    Имеет ли право Архиерейский собор как высший орган церковного управления отменять или модифицировать ранее принятые правила? Например, сейчас большАя часть правил Св. Апостолов сейчас не исполняется и, вероятно, не может исполнятся (потому,что тогда пришлось бы отлучить от церковного общения слишком много людей).

    Так же хочу спросить у Вас про 18-ое Апостолькое правило: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина.»

    Действует ли это правило сейчас, и какие еще существуют канонические препятствия для принятия священного сана?

  10. Об этом пишут уже на каждом углу. Какой кошмар!

  11. Хотелось бы услышать Ваше мнение, как считаете, в дизайне будущее за каким стилем? Ретро? Гранж? Что-то другое?

  12. Архиепископ Игнатий.:

    Яна пишет: Хотелось бы услышать Ваше мнение, как считаете, в дизайне будущее за каким стилем? Ретро? Гранж? Что-то другое?

    Друзья мои!

    Приятно, когда русского архиерея считают компетентным во всех вопросах. Грустно, когда приходится в этом разубеждать. Тем не менее, иногда приходится.

    Дорогая Яночка, не имею по поводу дизайна никакого мнения, по той причине, что просто не разбираюсь в этой области. Из стилей предпочитаю,конечно, древне-русский церковный. Не знаю, можно ли назвать его «дизайном»?

    Помоги Господь найти тебе более сведующего владыку или священника.

  13. Архиепископ Игнатий:

    Dmitriy-Stroylo пишет: Имеет ли право Архиерейский собор как высший орган церковного управления отменять или модифицировать ранее принятые решения?

    Имеет, если эти правила (каноны) установлены предшествующими соборами данной церкви. Вселенские соборы и Апостольские правила по статусу, конечно же, выше.

    Так же хочу спросить у Вас про 18-ое Апостолькое правило: “Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина.” Действует ли это правило сейчас…

    Дима, ну зачем тебе информация такого рода? Дай Бог тебе никогда не иметь реальных оснований интересоваться этим.

    … и какие еще существуют канонические препятствия для принятия священного сана?

    Думаю, что для тебя сейчас не существует никаких, кроме возраста.

  14. Любаша:

    Владыка, благословите!
    Благодарна Вам за ответ.
    Низкий поклон.

  15. в Москве жара такая, а у Вас еще как-то хватает сил писать…

  16. admin:

    У нас прохладно.

  17. Архиепископ Игнатий:

    Стефан пишет: лично мне очень понравился и лег в сердце доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия “О монастырях и монашестве”. Если возможно скажите и на эту тему несколько слов.

    Сожалею, Стефан, но ничего по этому поводу сказать не могу: принимал участие в работе другой секции.

  18. друг:

    вопрос к Стефану:
    упомянутый доклад “О монастырях и монашестве” Вы слушали сами, будучи на Соборе, или прочли в интернете?
    если прочли, то не поделитесь ли ссылочкой на адрес?..

  19. друг:

    Стефану
    спасиБо!..

  20. Девочка:

    Владыка, не могли бы все же ответить конкретно на вопрос Д.Стройло?

    Dmitriy-Stroylo пишет:
    Так же хочу спросить у Вас про 18-ое Апостолькое правило: “Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина.” Действует ли это правило сейчас…

    Вы ответили: Дима, ну зачем тебе информация такого рода? Дай Бог тебе никогда не иметь реальных оснований интересоваться этим.
    Вы не могли бы ответить на вопрос конкертнее?
    Так же я слышала о том, что епископы рукополагают в священный сан людей, имеющие канонические препятсвтия — может ли это быть таким случаем?

  21. Архиепископ Игнатий:

    Дорогая Девочка!
    Благословение тебе от Господа нашего Иисуса Христа.

    Правило, о котором ты упоминаешь, безусловно, действует и поныне.
    Однако, каждый архиерей, как глава епархии, в каждом конкретном случае самостоятельно принимает решение. И несет за него ответственность перед Богом и священноначалием.

    Спрошу тебя и я. Почему тебя заинтересовал именно этот вопрос?

  22. TiinyTenn:

    http://www.blogs.pravkamchatka.ru лучший !!! 🙂 Очень благодарен вам за работу…

  23. RozovyiSloneg:

    Как всегда выручает нас http://www.blogs.pravkamchatka.ru

  24. LehaV:

    http://www.blogs.pravkamchatka.ru действительно лучший по качеству материалов, спасибо

Оставить комментарий к записи TiinyTenn


Thanx: Ozon.kharkov