Роман пишет: благословите: Романа, Ирину и отр. Анастасию. Спаси Вас Господь!
Благословение Господне да пребывает с тобою и твоими ближними неизменно, Роман.
Благодарю за добрые слова и надеюсь, что не снисходительность была им причиной.
А более всего благодарен моим друзьям-читателям. Тем, которые часто посещают дневник и оставляют свои комментарии. Тем, которые редко пишут. И тем, которые заглядывают от случая к случаю. Характер блога и его содержание ими и определяется. Их вопросами и отношением.
А дальше — Господь.
Если вопрос искренний — Он побуждает душу к ответному вниманию.
Если выстраданный — к сопереживанию.
Если жизненно важный — дает что и как ответить.
По вере нашей да будет нам.
Владыка Игнатий!
В свете последних событий в Южной Осетии. Мы сейчас в общем оказались на пороге войны, и, видимо, вполне реально, что многим из нас рано или поздно придется воевать. Хочу задать Вам в связи с этим вопрос.
Мой довольно дорогой друг, наверное, один из самых дорогих — родом из Грузии. Вместе мы учимся в институте кинематографии, почти сидим за одной партой. И вот за пару дней до того, как Грузия атаковала Осетию, он улетел в Тбилиси. Теперь гипотетически возможно что в случае войны его призовут в Грузии, а меня здесь.
Можно представить себе ситуацию, когда лучшие друзья оказываются по разную сторону окопов.
И вот, читая брошюру “Посмертная жизнь” профессора Осипова, весьма авторитетного для меня человека, нашёл следующее: отвечая на вопрос о посмертной участи солдата, умершего с чувством ненависти к врагу, Осипов пишет “ На войне, конечно же, гнев справедливый часто перемешивается с озлобленностью, почему Церковь нередко и налагает на воинов определённые епитимии. Но в то же время необходимо понимать, что не солдат тот, кто не стоит насмерть за друзей своих, за свою Родину. Воин, защищая их ДОЛЖНЕН убивать врагов, в противном
случае он предатель, а не воин. И такое убийство есть ДОБРОДЕТЕЛЬ, поскольку для нравственно и психически нормального человека праведное убийство — это ТЯЖЕЛЕЙШИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ”
Утверждение Осипова что “такое убийство есть добродетель” мне кажется весьма спорным. По моему мнению, убийство, даже из самых благородных и, если так можно сказать, святых побуждений не может быть благом но тяжелейшим горем и, конечно, грехом, за совершение которого христианину надлежит раскаиваться (а надо ли раскаиваться в совершении добродетели?).
Как мы знаем Иван Александрович Ильин по этому поводу пишет, что такое убийство на войне не есть добродетель, но не есть и грех. Существуют нейтральные в нравственном плане поступки.
Позиция Ильина мне гораздо ближе, хотя полностью принять её я все — таки не могу. Конечно, существуют поступки, объективно нравственно нейтральные. Даже убийство (например, на войне) не обязательно может быть грехом, если случилось по воле Божией. Священное Писание может вполне подтвердить это.
Однако нужно думать, что нравственно нейтральное убийство является таковым с точки зрения, например, Церкви. Но для отдельного человека совершающего убийство, может ли оно как поступок быть нравственно нейтральным? Я думаю, что нет. Даже если этот человек полностью предан воле Божией, убийство все-равно является для него грехом, в котором нужно раскаиваться. Убийство на войне — это не добродетель и не совсем нейтральный поступок, но, скорее, жертва.
Хотелось бы узнать, что Вы думаете по этому вопросу.
Здравствуйте,Владыко!
Хочу задать вам вопрос относительно Благодати и отрицательной энергии.
С кем не общаюсь на православные темы по поводу Благодати — все почему либо отвечают сухо по минимуму, либо вообще ничего не отвечают.
Основные вопросы, которые я хотел бы сформулировать следующие:
что такое Благодать?
как Церковь относится к отрицательной энергии и может ли таоквая поразить освященные предметы?
Может ли Благодать уходить из освященных предметов?
Когда человек крестится, то может ли на этот крест кто-либо и что-либо злое как-то повлиять?
Надеюсь вы ответите на мои вопросы в полную силу.
С уважением, Александр
Благодарю за вопрос, Саша.
Поясни, пожалуйста, какой смысл ты вкладываешь в слова «отрицательная энергия»?
По моему Вам нужно чаще отдыхать, очень уж Вы заработались.
BettyBlond По моему Вам нужно чаще отдыхать
Благодарю за пожелание. По-моему, только этим и занимаюсь.
d.stroylo пишет: Даже если этот человек полностью предан воле Божией, убийство все-равно является для него грехом, в котором нужно раскаиваться. Убийство на войне — это не добродетель и не совсем нейтральный поступок, но, скорее, жертва.
Трудный вопрос, Дима. Трудный прежде всего для тебя. И для меня, признаюсь, тоже.
Представил сейчас, как убивают дорогого мне человека. Зверски, на войне. Возникло ощущение, что убивают какую-то дорогую часть моей души. А представить, что это делаю я сам, так и не смог. Мужества не хватило, или по иной причине — не смог разобраться.
Как христианин, я люблю Бога, как архиерей, должен любить тех, кого Он привел в мое окормление. Что и пытаюсь делать по мере сил. Как человек, я люблю моих близких, друзей; как пастырь — духовных чад.
Задаю себе вопрос: что я должен сделать, если они окажутся в опасности? Душу свою положить. Выше любви, как известно, не бывает.
А если опасность для них исходит от моего друга? Тогда я обязан остановить его, дабы уберечь всех. И тех, кто за моей спиной, и его самого от зла.
Что означают слова «душу положить»? Здесь прошу высказаться тебя. И подробнее раскрыть свою мысль: убийство на войне — скорее жертва.
Благодарю, Дима. Твой вопрос потребовал усилий и мысли и сердца. Хотелось бы и в дальнейшей беседе, если она возникнет, потрудиться столь же и так же. А, возможно, и ответ найти. «Ищите и обрящете».