“Если епископ ведет себя недружелюбно к пастве”.

Дмитрий Стройло пишет: Имел большой соблазн перед началом Собора отправить в патриархию фальшивые сведения чтобы получить аккредетацию и посмотреть как всё происходит, но, к счастью, забыл об этом.

  Что ты ожидал увидеть на соборе? Совпали ли твои ожидания с тем, что ты прочитал в моем дневнике? А что касается соблазна, думаю, сам понимаешь, каков его источник.

 Как вы считаете, возможено ли вообще общение между епископатом и мирянами, или оно должно быть осуществлеямо только через приходское духовенство?

  Думаю, что общение епископа с мирянами необходимо прежде всего ему. Такое общение многому учит, часто глубоко радует( когда видишь, что нужен своей пастве). Оно дает силы.

   Каждый человек — образ Божий. Он и  красив и богат духовно; соприкасаясь с ним, сам становишься богаче. «Но в глубине, но в тайне», к сожалению, под спудом хранятся зачастую эти сокровища. Приходится искать. Иногда долго.

    Но мы еще и пастыри — в этом главное наше предназначение. Пастырь же добрый, как тебе известно от ап. Иоанна Богослова, должен знать своих овец по имени. И вообще их знать. «И знаю Я и знают Мя Моя».

  А вот относительно возможности… Представь себе епархию, где, допустим, сто действующих храмов. Даже если посещать по два прихода в неделю (а это практически невыполнимо), для посещения всех понадобится год. Опускаю трудности переездов, невероятную дороговизну (до большинства приходов на Камчатке можно добраться только самолетом; стоимость билета такая же, как до Москвы). В каждом приходе нужно побыть несколько дней: знакомство с делами, беседы со священником, паствой. И многое другое.

   А кроме того:

  — Архиерей — управляющий епархией. В его ведении все, что связано с руководством: организация миссионерской, катехизаторской, учебной, просветительской деятельности, организация приходов, монастырей, благотворительных, воспитательных церковных заведений. За церковные СМИ (в том числе интернет) он тоже будет отвечать перед Богом. Я не перечислил и трети. 

  — Архиерей — духовное лицо. На нем вся полнота благодати священства. Соответственно вся полнота ответственности и обязанностей, связанных и с этим. Богослужения, проповедь, духовное окормление (у архиерея достаточно много духовных чад), подготовка священников…

  — Архиерей — глава епархии и должен решать все вопросы взаимоотношений с государственными, общественными, муниципальными организациями. А зачастую добиваться этих взаимоотношений. Поверь, это не так просто.

  А защита паствы от волков хищных?

  А время для занятия собственной душой?

  А общение в интернете с Димой Стройло?

Вы не могли бы рассказать, как вы общаетесь со своей паствой — благословляете ли всех нуждающихся в благословении после богослужений, причащаете ли прихожан лично и говорите ли с ними.

  Зайди на наш сайт.
 

Мне кажется, что епископ имеет для мирян гораздо больший авторитет, чем, например, приходской священник,

  Дай Бог. Надеюсь.

и, соответсвенно, несёт большую ответсвенность за свою паству. Если епископ ведёт себя не дружелбно к пастве, а его иподиаконы позволяют себе, например, повышать голос — “Проходите быстрее” и т.п. — такие вещи очень сильно расстраивают.
Стоило ли вообще приезжать в какой-нибудь дальний храм совершать литургию, если твои иподьяконы накричали на половину причастников, а вторую половину ты обидел сам своим невнимаением?

  Не стоило. Но иногда за недружелюбие принимают строгость. Иногда человек ведет себя недостойно и нет другого пути его образумить.

  Одна женщина считала необходимым сразу же после причастия провести головой под чашей с Дарами. Ее нисколько не заботило, что при этом чаша может быть просто выбита из рук священника. Сегодня, в великий праздник Преображения, некоторые «прохожане» и «захожане»  после освящения плодов немедленно бросились разбирать их. Шум, сутолока… А в храме — Тело и Кровь Господни. Нужно ли вспоминать, что иногда происходит во время Великого освящения воды?

  Впрочем, это не оправдание. «В терпении вашем…» Если последует замечание: «Это ваши пастырские недоработки», — частично соглашусь.

  …а твои иподьяконы накричали на половину причастников… 

  Предлагаю тебе стать «моим иподьяконом». Будешь со всеми обращаться ласково и предусмотрительно. Согласен?

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

13 комментариев к записи ““Если епископ ведет себя недружелюбно к пастве”.”

  1. Спасибо за ответ,дорогой Владыко.

    Искренне благодарен Вам за предложение стать иподиаконом. Не уверен, что достоин подобного. Однако, если Господь действительно сподобит служить Ему таким (или другим) образом, буду считать своим важнейшим долгом общаться со всеми ласково и предусмотрительно. Честно говоря, не очень понял Вашего последнего предложения. Объясните пожалуйста, если будет возможность.

  2. Архиепископ Игнатий:

    Dmitriy-Stroylo пишет:
    Честно говоря, не очень понял Вашего последнего предложения. Объясните пожалуйста, если будет возможность.

    Попытаюсь объяснить. Предлагаю тебе стать “моим иподьяконом”. Будешь со всеми обращаться ласково и предусмотрительно.

  3. Иван:

    Благословите, Владыко.
    Очень давно хотел спросить, и так рад, что теперь появилась такая возможность обратиться к Вам лично. Не могу никак справится с искушением. Вот уже несколько лет боль занозой сидит в моём сердце. Нечаянно я стал свидетелем как неоднократно архиерей в алтаре, да и не только, поднимал руку на своих, так сказать, подчинённых. Не знаю из-за строгости ли он их так или от усталости и раздражения, а может от великой любви — это уже не важно. Чётко остались в памяти их глаза после удара, как слайды прокручиваются лица. Вы на таком же посту служения как и Владыко, о котором идёт речь, и у Вас получается решать свои вопросы любовью и терпением, взаимопониманием в своей епархии. Почему же которые всё время напоминают нам, что Господь — Любовь, сами об этом забывают.
    Простите меня грешного, но как-то больно за нашего брата.

  4. Архиепископ Игнатий:

    Иван пишет: Вот уже несколько лет боль занозой сидит в моём сердце. Нечаянно я стал свидетелем как неоднократно архиерей в алтаре, да и не только, поднимал руку на своих, так сказать, подчинённых. Не знаю из-за строгости ли он их так или от усталости и раздражения, а может от великой любви — это уже не важно. Чётко остались в памяти их глаза после удара, как слайды прокручиваются лица. Вы на таком же посту служения как и Владыко, о котором идёт речь, и у Вас получается решать свои вопросы любовью и терпением, взаимопониманием в своей епархии. Почему же которые всё время напоминают нам, что Господь — Любовь, сами об этом забывают.
    Простите меня грешного, но как-то больно за нашего брата.

    Господь да простит тебя, Иван. Ответно и у тебя испрашиваю прощение и поздравляю с началом Рождественского поста.

    Нет ничего случайного, и вопрос твой к месту и ко времени; жаль только, что ответа на него ты не получил раньше.

    Каждый пост — это путь ко встрече со Спасителем, трудный путь, где приходится приобретать и избавляться. Приобретать навыки в добродетели и избавляться от пороков. А последние есть, увы, у всех. Твой комментарий потому и уместен, что побуждает нас с тобой подумать о вещах очень важных. Прежде всего для спасения. А может быть увидеть и свои недостатки и потрудиться над их исправлением. Свт. Феофан Затворник так советует: найти свой главный и именно на нем сосредоточить все усилия.

    Не знаю из-за строгости ли он их так или от усталости и раздражения, а может от великой любви — это уже не важно.

    Важно, Иван. Если хотим не осудить, обличить, а разобраться, важно именно это. Пойми правильно, я не пытаюсь оправдывать Владыку (а косвенно и себя) и обвинять тоже не пытаюсь: есть у нас с тобой Самый праведный Судия, Ему суд и предоставим. Но если болит твое сердце, иного пути нет. Только понять человека. А там и определиться правильно несложно будет, и поступить по-христиански.

    Так что, согласен?

  5. Иван:

    Благословите, Владыко.
    Со всем согласен. Понять пытался долго, оправдывал как мог, молился. И прощать- то не за что, не меня же в лоб били. А вот тоска сердечная «заела», что не Любовью сглаживаются наши изъяны, а «кулаком» выбиваются. Часто представляю себе первую евхаристию, как Иоанн лежал у Господа на груди. Как тепло и по отечески Господь относился к своим ученикам, давая нам пример. А тут перед Чашей «побои» устраивают. Ну как тут не быть искушению. Не хожу теперь в Собор, чтобы не искушаться, поменял приход. Думаю, поступил по – христиански. Благодарю за поддержку и понимание.
    Прошу Ваших молитв о смягчении сердец наших пастырей и нас грешных.
    Прошу прощение ещё раз за дерзость слова, и если кого ввёл в искушение, не в коем случаи не хотел.

  6. Иван:

    «И тяжелые случайности и состояния — все на добро нам посылаются» — писал Феофан Затворник. Надеюсь, что по устроению Господа эта ситуация будет на пользу всем нам.

  7. Архиепископ Игнатий:

    Иван пишет: Стал свидетелем как архиерей поднимал руку на подчиненных… тоска сердечная “заела. Как тепло и по отечески Господь относился к своим ученикам. А тут перед Чашей “побои” устраивают. Не хожу теперь в Собор. Думаю, поступил по – христиански.

    Начнем с конца.
    Ты перестал ходить в Собор. Не осуждаю: ты поступил, как тебе было удобно. Но я сомневаюсь, что ты поступил правильно. Тем более по-христиански.

    Изложу, если позволишь, свои соображения. Ты перестал ходить в собор, но смущение твое с тобой и осталось. Оно слишком отчетливо слышится в твоих словах горечью, обидой, где-то досадой. Да ты и сам пишешь: «тоска сердечная “заела»». А она может мучить очень долго. Может привести и к печальному исходу, погибели. Ведь предал же Спасителя Иуда. Предвижу твое недоумение: какое отношение Иуда имеет к моему случаю? Да, он совершил предательство, один из самых страшных грехов (которого ты не совершал), но себе-то он объяснял этот шаг. Он ведь оправдывал его какими-то «неправедными делами» и «проступками» Учителя. Совершенная Жизнь Христа, Его благость и мудрость представлялись поврежденному уму и страстному сердцу Иуды совсем в ином свете. Чем был поврежден ум, какие страсти владели сердцем — один Господь ведает. Может и обида, может и тоска… святые отцы говорят разное.

    И ты пишешь: «побои” перед Чашей устраивают». Побои! Любому нормальному человеку сразу представляется архиерей, жестоко избивающий на глазах десятков, а то и сотен ошеломленных прихожан дьякона или священника. А множественное число означает, что совершается подобное постоянно или, по крайней мере, неоднократно. А так ли все это было? Позволю себе усомниться: за двадцать лет своего церковного служения, я не только не видел, но и не слышал ничего подобного. В чем причина такого преувеличения? Какие плоды может дать это пока еще крохотное семечко?

    Теперь о любви. Очень часто ее наделяют теми качествами, которые ей вовсе не присущи. Например, сентиментальностью. Ты вспоминаешь о том, как на Тайной Вечери Апостол Иоанн Богослов склонил главу на грудь Спасителю. Трогательно, не спорю. Но ведь он сделал это сам, Христос лишь не препятсвовал.
    Мы сейчас говорим не о любви вообще, а о любви истинной, то есть Христовой. Вспомни, как часто Спаситель хвалил учеников? Никогда. Целовал, ласкал? Ни разу. Говорил добрые слова? Помнится, лишь единожды, опять же на тайной вечери — деточками назвал апостолов. И все.
    А любил Он учеников Своих? Конечно, никто не сомневается. А фарисеев? Тоже, Бог любит всех… и обзывал их порождениями ехидны. А менял и торговцев? Безусловно, Бог есть любовь… и изгонял из храма. Даже не кулаком, бичом.
    Так в чем же была Его любовь? В том, что отдал Свою жизнь и Себя за нас с тобой. А как это произошло, напоминать вряд ли следует: слишком страшно, да и известно всем.

    Советов давать не стану, ибо ты человек верующий, православный — свою голову на плечах и сердце в груди имеешь.
    Я же в таком случае постарался бы успокоиться, «стяжать мир душевный». Молитва для этого — самое верное средство. После того непредвзято, обсоятельно ознакомился бы с деятельностью владыки. Несет слово Господне людям церковным и мирским, не жалея живота своего? Предстоит пред престолом Всевышнего, молясь и принося Ему Жертву бескровную о вас, его пастве? Строит храмы, открывает монастыри? Защищает Церковь от «волков хищных»? Добивается у мирских властей благоприятных условий для развития епархии? И так делее… Если все это и многое другое он делает, полагая силы, время, здоровье, посвящая тому жизнь, сие-то и значит, что душу свою он кладет за ближних своих. То есть за вас.

    Если и ты так поступишь, многое откроется. И тогда мелкими покажутся твои обиды, пусть даже и справедливые. И станешь духовно сильнее и мудрее, ибо сии качества только скорбями обретаются. И вернешься в собор. И будешь молиься за своего владыку, пастыря доброго.

    А он, действительно, добрый.

  8. Иван:

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
    Благодарю Вас за беспокойство о моей грешной душе, надеюсь что не паду настолько, что бы придать Господа как Иуда. Всё же больше склоняюсь к Петру, но и за Иуду спасибо. Переживаю я отнюдь не за себя, а за падения другого человека. И горечь и обида за себя, в данном случае, у меня отсутствует, так как не со мной это произошло. Но больше такого не будет, почти уверен. Мир пришел в мою душу и за это Вас благодарю. Но не ожидал от Вас такого ответа, он сильно смутил меня. Поясняю почему: В основе веры нашей стоит Христос, так? Который Любовь, который пострадал за нас, не подняв руки не на кого, безвинно пострадавший Агнец Божий. И тут вдруг Вы пишите, что «… менял и торговцев изгонял из храма. Даже не кулаком, бичом.» Как страшно бы это не звучало, но выходит по Вашим словам, что гнев народа был оправдан. Господь бичом их, а они естественно разозлились и распяли. Всю жизнь считал, что в Евангелие говорилось о скотине, которую и надлежало выгонять бичом, но людей!? Ни в одном толковании святых отцов не нашёл что Господь выгонял людей бичом. Почему Вы решили что людей, а не скот?
    «Теперь о любви. Очень часто ее наделяют теми качествами, которые ей вовсе не присущи. Например, сентиментальностью.» Сентиментальность (толковый словарь Ожегова) — чувствительность, чрезмерная нежность в выражении чувств, слезливая растроганность, разнеженность. А как тогда назвать слёзы Христа о смерти Лазаря? Такое проявление любви присуще человеку, и порою без него нельзя. И Господь подтверждает это своими слезами. Думаю, в жизни Христа было достаточно нежных ласковых и добрых проявлений к свои ученикам и не только к ним, ведь каждый Его поступок был пропитан любовью. Не понимаю почему Вы сделали из него «сухаря», который только и позволял прикоснутся к себе. Может и не нашлось место в Евангелие «сентиментальности» (а я всё же настаиваю, что это одно из проявлений любви), но ей пропитаны деяния и послания святых апостолов. А кто апостолов научил этой сентиментальности, непонятно. Ведь Учитель таким не был. И я теперь в замешательстве, так какой же на самом деле был Господь? Получается, зачем целовать детей, зачем обнимать жену и обращаться к людям ласковыми словами. Достаточно выполнять заповеди, как Христос быть справедливым к себе и людям, сдержанным и проявлять минимально сентиментальности. И не обязательно отвечать взаимностью на объятия, достаточно позволить это сделать другим? Апостол Иоанн не положил бы голову на грудь Спасителя, если бы между ними не было столь искренних и доверительных отношений. Сам его жест свидетельствует об этом. В противном случае они бы лишь ели, да общались. Это был лишь один из многих случаев, который запечатлел евангелист. Как и омовение ног апостолам. Мне кажется, таким образом Господь дал нам урок как надо обращаться с подчинёнными. Думаю не нужно искажать Евангелие, оправдывая чьи – либо поступки.
    «После того непредвзято, обстоятельно ознакомился бы с деятельностью владыки. Если все это и многое другое он делает, полагая силы, время, здоровье, посвящая тому жизнь, сие-то и значит, что душу свою он кладет за ближних своих…» пишите Вы. Но это ведь ещё не значит, что он добрый. Да, несомненно, если так происходит, то человек кладёт душу свою за ближнего, но ведь это можно делать по-разному. Можно с лаской и заботой, а можно и по долгу службы, обижая ближних. У апостола Павла в 1-ом послание к Коринфянам написано » И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»
    Апостол Павел считает, что епископу «подобает быти не бийце, не сварливу, не дерзу, не гневливу» (1Тим.3:3; Тит.1:7-8)
    Устрояя церковную иерархию, апостолы старались начертить идеал священнослужителя, изобразить как самые добродетели, какими он должен отличаться, так и пороки, которых должен избегать. А потому неудивительно, что апостолы постановили это правило, тем более что они знали и сами часто видели, как поступали обыкновенно в делах веры языческие жрецы, которые употребляли всякие внешние насилия для достижения своей цели. А что это правило действительно апостольское, это подтвердил один из поместных соборов в Константинополе (двукратный в 861 году): «Апостольское и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных, нанесших обиду. Сие правило не знаменует токмо биющих своеручно, но и посредством повеления простирающих истязания за биения вообще: то и мы согласно определяем» (9 пр.).
    Слова апостолов и Отцов, выражающих дух Предания и учение Иисуса Христа, не допускают подобного обращения ни с христианами, ни с язычниками. Не допускается и оговорка «бить можно только при условии любви к тому, кого бьет епископ». Бить и унижать другого человека — это грех. Этому нас учит Господь, и Писание, и святые Отцы, и совесть. И так тяжело быть свидетелем сего падения архиерея, а Вы не только оправдываете грех, но и всю ответственность за этот безнравственный поступок приписываете Иисусу Христу. Мол, это Он таков, мы лишь подражаем…
    Ещё позволю себе написать несколько интересных строк из трудов Бертрана Рассела (1872 — 1970) английского математика, логика, социолога, философа, общественного деятеля. Думаю они здесь придутся к теме:
    «Поскольку можно принять разделение духа и тела, то самыми худшими удовольствиями, так же как и самыми лучшими, являются духовные, например, зависть и властолюбии. Сатана Мильтона преодолевает страшные физические муки и посвящает себя делу разрушения, которое доставляет ему удовольствие, являющегося вполне духовным. Многие известные духовные лица, отказавшись от чувственных удовольствий и не остерегаясь других удовольствий, стали одержимы властолюбием, которое заставило их, на словах во имя религии, осуществлять ужасные жестокости и преследования… Освобождение от тирании тела способствует величию, но в такой же степени величию в грехе, как и величию в добродетели».
    Видит Господь, я не хотел всего этого писать, дабы кого-либо не ввести в искушение. Но прошу прощения за искренность свою, не могу заставить себя молчать и не спрашивать и не искать Истину, когда переворачивают сознание веры и её понимания. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12)

  9. р.Б. Ирина:

    ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ИГНАТИЙ!
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Заранее прошу простить меня, что задаю свой вопрос не совсем по теме.
    В храме Николая Чудотоворца, я часто слышала, что в церкви самое главное — это послушание. По этому поводу у меня возникло много сомнений. Сегодня прочитала в сборнике «Ответы священников на вопросы, насущные и не очень,» изд. по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина, в разделе «О пастырях и архипастырях» — «Все о священниках» на стр. 338-341 следующее: «…Христос предостерегал апостолов от того, чтобы они не присваивали ни себе, ни кому-либо другому божественного достоинства, не принимали и не отдавали никому почитания, которое приличествует только одному Богу. Ослепленные гордостью и самодовольством, фарисеи считали себя вправе учить других, считая себя образцом праведности. Христианин, напротив, должен постоянно всматриваться в себя, стремясь увидеть свое несовершенство и изжить не всегда заметные страсти. Эта заповедь относится не только к ближайшим ученикам Христа, но и является обязательной и для всей христианской Церкви, особенно для священнослужителей. Иногда случается, что священник принимает уважение своих прихожан за свидетельство собственной непогрешимости и начинает выдавать свое мнение за волю Божию. Такой с позволения сказать, пастырь, злоупотребляя доверием своей паствы, требует беспрекословного подчинения, отметая любые возражения как грех непослушания. В этом случае приход превращается в своего рода секту, где главным является послушание духовному отцу, а все остальное: богослужение, исполнение заповедей, участие в таинствах – считается второстепенным… О недопустимости прибегать к такому пагубному духовному руководству предупреждает апостол Павел: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23).
    Об опасности таких сектантских образований в РПЦ неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий, в частности, на Епархиальном собрании Москвы, состоявшемся 15 декабря 2004 года, он сказал; « Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое «Я», устраивая в церкви секту… Духовное руководство – не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовное насилие…»
    Нужно помнить, что первой обязанностью отца является доходящая до самопожертвования любовь, а о послушании в вопросах спасения можно говорить лишь уже во вторую очередь. Апостол Павел никогда не требовал от учеников, обращенных им к христианской вере, никакого послушания лично себе, а только верности духу Евангелия.»
    Дорогой ВЛАДЫКО ИГНАТИЙ! Очень бы хотелось узнать, что думаете об этом ВЫ и настоятель храма о. Алексий.

    С любовью, р.Б. Ирина

    (Книгу купила в храме Николая Чудотворца)

  10. Архиепископ Игнатий:

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ, ИВАН!

    Но не ожидал от Вас такого ответа, он сильно смутил меня. Всю жизнь считал, что в Евангелие говорилось о скотине, которую и надлежало выгонять бичом, но людей!? Ни в одном толковании святых отцов не нашёл что Господь выгонял людей бичом. Почему Вы решили что людей, а не скот?

    Очень сожалею, что мои слова послужили причиной твоего смущения. Почему я решил, что речь шла и о людях? Апостол Иоанн Богослов пишет буквально следующее: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов» (Ин. 2,15). Так и сказано: всех, а значит, со скотом и людей. Вот мнение свт. Феофана Затворника: «Он взял бич из веревок и выгнал всех торгующих и меновщиков» (Евангельские беседы на каждый день года. Светлая седьмица. Пятница), свт. Феофилакта Болгарского: «Он… выгоняет из храма тех, кои продавали овец и волов. И выгнал не просто, но ударяя бичом из веревок» (Толкование на соотв. Евангелие), свт. Филарета Московского: «Бичем из вервий изгнал продающих» (Слово на освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери 18 июня 1833г.). И апостол, и святители, как ты знаешь, причислены Церковью к лику святых. Авторитетнейший исследователь Священного Писания А.П.Лопухин придерживается такого же мнения: «Он сделал из обрывков веревок бич и выгнал из храмового двора торговцев вместе с их скотом».
    Здесь главное понять, почему Спаситель поступил так. Очевидно, чтобы пресечь кощунство, небрежение к святому месту со стороны торговцев. И тем самым побудить их перестать грешить.

    Всё же больше склоняюсь к Петру, но и за Иуду спасибо.

    Не обижайся, я вовсе не сравнивал тебя с Иудой. Прочти внимательно: речь шла о том, что не всегда можно позволять чувствам владеть собой. Это может привести к печальным последствиям. А двенадцатого ученика Спасителя я упомянул, в качестве примера, но, повторю, вовсе не как сравнение.

    Переживаю я отнюдь не за себя, а за падения другого человека.

    Достойно, по-христиански. Давай помолимся за него.

    Теперь о любви. Очень часто ее наделяют теми качествами, которые ей вовсе не присущи. Например, сентиментальностью”. Сентиментальность (толковый словарь Ожегова) — чувствительность, чрезмерная нежность в выражении чувств, слезливая растроганность, разнеженность.

    Не совсем понимаю, можно ли приводить это определение в качестве контраргумента. Согласись, истинная любовь и не должна быть «чрезмерно нежной в выражении чувств», «слезливо-расстроганной», «разнеженной». То есть, сентиментальной. Ведь слезливость (то есть привычка плакать по всякому поводу и без повода), чрезмерность, разнеженность – качества отрицательные.

    А как тогда назвать слёзы Христа о смерти Лазаря?

    Конечно, как проявление любви. Или скорби, но все равно, вызванной любовью.

    Думаю, в жизни Христа было достаточно нежных ласковых и добрых проявлений к свои ученикам и не только к ним.

    Возможно, но в Евангелии нигде не сказано об этом, лишь в одном случае, на Тайной вечери, как мы уже говорили. Думаю, что, если бы Господь действительно таким образом проявлял Свою любовь, апостолы несомненно бы это запомнили и конечно поведали в Деяниях и посланиях. Однако, ни там, ни там… Вот заключительные слова апостола Иоанна Богослова: «Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, и самому миру не вместить написанных книг». Опять же, речь идет о том, что Спаситель сделал, сотворил. Этот же апостол пишет, что Бог есть любовь, которая, по вышесказанному, прежде всего должна проявляться в делах.

    Не понимаю почему Вы сделали из него «сухаря»

    Вовсе нет. И ученики Спасителя так не считали, хотя бы потому, что, несмотря на отсутствие сентиментальных проявлений, на которых ты настаиваешь, все же называли Его любовью. Значит, любовь может проявляться и иными способами.
    Хочу, чтобы ты понял меня правильно: я вовсе не против «сентиментальных» проявлений любви (если они, конечно, не излишни и не слезливы). Более того, знаю многих людей, для которых такое проявление любви присуще и порою без него нельзя. Батюшка Иоанн Крестьянкин, мой духовный отец и наставник, всегда обнимал своих чад, целовал их, говорил им много доброго и хорошего (но иногда, кстати, щелкал меня по лбу). А отец Николай Гурьянов никогда ничего подобного не допускал: внимание, слушание, совет, благословение и все, «иди с Богом». Во всяком случае, по отношению ко мне. Неоднократно видел и на себе испытывал, когда он легонько стукал вопрошающего по лицу своим старческим кулачком, говоря: «Вот, твое непослушание выбиваю». Тот и другой были величайшими старцами.
    Однажды Амвросия Оптинского спросили: «Из какого человека выйдет святой? Строгого или мягкого?» Преподобный ответил: «Из мягкого человека выйдет мягкий святой, а из строгого — строгий». А ведь главное условие святости — любовь, которая , оказывается, может быть и строгой.

    Но это, как я понимаю, вступление. Главная причина твоего смущения, все же во второй части твоего комментария. К ней, если не возражаешь, вернемся чуть позже.

    И как говорил мой батюшка отец Иоанн, умудри нас всех, Господи.

  11. Kосандра:

    Здравствуйте владыко.

    Хотелось бы разобраться,а все же бил ли Гоподь людей изгоняя их из храма. В процетированных толкованиях лишь сказано что изгонял из храма,изгонял ударяя бичем. Сказанное неможет прямо указывать на факт рукоприкладсва Господа. Изгонял — не значит что бил, ударяя бичем — не значит что ударял людей. Господь мог проявить нечеловескую силу круша столы торгующих, это могло сильно напугать людей и обратить их в бегство.
    Так все же, бил ли Господь людей в храме?Хотелось бы разобраться в этом вопросе.

  12. Архиепископ Игнатий:

    Христос Воскресе!

    р.Б. Ирина пишет: В храме Николая Чудотоворца, я часто слышала, что в церкви самое главное — это послушание

    Самое главное в Церкви – спасение. А главное условие спасения у каждого свое. Взбалмошному нужна рассудительность, бросающему на ветер свои слова – умение держать слово. Тому, кто требует к себе повышенного внимания и жертвенной любви, нужно прежде самому научиться вниманию и жертвенности.
    Некоторым, безусловно, нужно послушание. Тем, кто себя любит и ценит превыше всех и всего, живет собою и для себя. И от того сам бывает несчастным и делает зачастую несчастными своих близких.

    С приведенной Вами цитатой согласен полностью, но, поскольку Вы пишете о Ваших сомнениях, да тем более многих, рискну предположить, что относите ее Вы к какому-то или каким-то из наших священников. Если это так, то Ваши впечатления совершенно безосновательны.

    Никто из наших батюшек и не думал присваивать себе божественного достоинства. Хотя бы потому, что все они – верят в Бога и глубоко чтут Его.
    Учат они вовсе не потому, что считают себя образцом праведности, а в силу своих прямых обязанностей. Это указание и благословение Спасителя.: «Идите и научите». А апостол Павел добавляет: «Горе мне, если не благовествую», — и еще: «Обличай со всякой властью (это о подопечных)».
    Всматриваются они в себя или нет, может определить лишь тот, кто их исповедует, их духовники. А относительно изживания своих страстей могу свидетельствовать, как знающий их всех в течении многих лет и постоянно трудящийся с ними: многим мирянам следует поучиться у них этому. Особенно новоначальным и тем, кто еще даже не ступил на порог Церкви.
    Ни разу не помню случая, когда бы кто-либо из батюшек выдавал бы свою волю за волю Божию. Волю Божию они исполняют и весьма благоговейно и деятельно. Примеров тому – огромное количество. Взгляните на плоды их деятельности.
    О беспрекословном подчинении у нас не говорят даже в монастырях, а тем более на приходах: каждый христианин может получить лишь совет, а исполнять его или нет – решает он сам.
    О рабстве, секте, духовном насилии применительно к собору даже говорить не буду в силу очевидной абсурдности такого рода предположений.
    Здесь следовало бы сказать, что все наши священники – подвижники. Они выполняют и весьма усердно по нескольку трудных послушаний, отнимающих массу сил, времени, а порой и здоровья. Больницы, тюрьмы, отдаленные приходы, воинские части, детские сады, школы, ВУЗы – поле их деятельности. Молодежь и запущенные подростки, дети из асоциальных семей и военнослужащие, студенты, школьники, многочисленные прихожане с их многочисленными проблемами – все эти люди – их дети, да еще в самом подлинном, высоком смысле. А кроме этого, у каждого из них есть семья и в большинстве – многодетная. Которая также требует любви и внимания.
    Да что много говорить, зайдите на наш сайт и прочтите. Там все изложено гораздо подробнее.

    Вот таково мое мнение. Мнение отца Алексия лучше спросить у него самого.

    Воистину Воскресе Христос!

  13. Архиепископ Игнатий.:

    Kосандра пишет: Здравствуйте владыко.Так все же, бил ли Господь людей в храме?

    Воспитывал.

    Христос Воскресе!

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov