В начале октября на Святой земле предполагается исключительное событие. Исключительное по своей важности и невероятности. В Иерусалиме устанавливается памятник святому пророку и царю Давиду.
Это первый в мире памятник этому святому. И где — в старом городе! Рядом с местом его погребения. А если еще учесть отношение ортодоксального иудаизма к изображениям людей…
Памятник выполнен в классическом стиле, с сиянием вокруг главы пророка.
P.S. Событие подготовлено и организовано фондом свт Николая Чудотворца. Представители нашей епархии приглашены на освящение.
На мой взгляд, это сомнительное мероприятие. В Новом Иерусалиме, пожалуйста, хоть всем пророкам можно поставить, но в самом Иерусалиме — это перебор.
Сергей пишет: На мой взгляд, это сомнительное мероприятие. В Новом Иерусалиме, пожалуйста, хоть всем пророкам можно поставить, но в самом Иерусалиме — это перебор.
На чем основано твое мнение? В чем сомнительность «этого мероприятия»? Почему перебор?
Интересно, а что такое «в классическом стиле» для памятника пророку? Насколько я помню, в православной иконографии св. прор. Давид изображается довольно радостным, а в балканской, в частности, и на фресках — даже «пляшущим» 🙂 В силу, видимо, известного стиха «скакаше и играше».
Роман Наумов пишет: Интересно, а что такое “в классическом стиле” для памятника пророку?
Слово «классический» относится к памятнику, а не пророку. Т.е. памятник выполнен в классическом стиле, а не в стиле «модерн» или каком ином.
Классический стиль скульптуры, если мне не изменяет память, близок к античному (Древняя Греция, Рим).
В православной иконографии (именно иконографии, а не живописи) чаще всего пророк Давид изображается в традиционном для нее стиле т. е. в строго каноничном. Достаточно посмотреть на иконостасы, где имеется пророческий ряд.
Сомнительное по следующим причинам:
— в Православии не принято ставить памятников, это более светские забавы;
— памятник будет стоять на территории, где издавна жили и живут иудеи у которых есть прямой запрет на создание памятников. Мне, конечно, на их запрет наплевать, но памятник не кому-нибудь, а общему с ними пророку — Давиду. Для них это будет явный соблазн, а вводить кого-либо в соблазн, даже врага, нехорошо. Кстати, там еще живут и мусульмане, у которых есть такой же запрет на изображения людей. Зачем же нам махать руками перед лицом иудеев и мусульман?
— такая проповедь ни к чему положительному не приведет, а если так, то зачем это вообще надо? Да и неужели в Иерусалиме некому и нечему поклониться кроме памятника пророку Давиду?
Сергей пишет:
Мне, конечно, на их запрет наплевать,
Древние римляне говорили: «Ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо». Трудно спорить с этим утверждением. Не стану делать этого и я. А лишь подожду извинений. В противном случае вряд ли следует продолжать диалог.
Какой в этом смысл, если не уважаешь собеседника?
Я тоже хочу извинится и согласится с Сергеем. Не понимаю нужды ставить памятник святому, особенно в Иерусалиме — по моему, это не православная проповедь, а действительно какое-то издевательство. Причем явное над местным иноверным населением и завуалированное издевательство над самими православными. Вот,дескать, вам, православные, латинянский привет. Повторю мысль, что по -моему, памятники святым — это плоды тех сорниковых семян, посеянных в синодальный период. По -моему, было бы куда правильнее в Иерусалиме поставить не памятник, а часовню в честь пророка Давида, если действительно есть такая необходимость.
Приношу Вам свои извинения. Почему Вы отнесли мое отношение к иудейскому запрету на свой счет, я не понимаю.
Доказывать ничего и никому я не собираюсь: каждый вправе иметь свое мнение: есть Бог, Который наставляет каждого человека по его устроению — мне нет нужды вмешиваться в Его промысел.
Сергей пишет: Почему Вы отнесли мое отношение к иудейскому запрету на свой счет
Если грубость направлена на человека — это оскорбление. В противном случае она грубостью и остается. Таковой я ее и воспринял и назвал в своем комментарии.
Следи за речью, Сергей. Грубые выражения — тоже признак неуважения к собеседнику.
Приношу Вам свои извинения.
Охотно их принимаю и искренне приношу свои, если в чем-то вызвал твое смущение.
…есть Бог, Который наставляет каждого человека по его устроению
Благодарю за замечательную мысль. От нее и попытаюсь продолжить нашу беседу. «Доказывать ничего и никому я не собираюсь», — пишешь ты. И я здесь не стану этого делать: с другой целью веду диалог. Она в том, чтобы сформировать ясную и обоснованную точку зрения на предмет, который и Церковью не рассмотрен и мне не совсем понятен.
— в Православии не принято ставить памятников, это более светские забавы;
«В Новом Иерусалиме, пожалуйста, хоть всем пророкам можно поставить» . Ты противоречишь сам себе.
Однако, продолжим. Действительно, ставить памятники — это более светские, но не забавы, а, скорее, традиции. Которые часто имеют весьма важное значение и оказывают весьма глубокое воздействие именно на дух человека.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, святому равноапостольному князю Владимиру в Киеве; памятник тысячелетию России в Новгороде, где представлены ее великие созидатели, в том числе многие святые…
Каждый из них — дань глубокого почитания и благодарности предшественникам. А оба этих качества относятся к области духа, а не души. Не забавляют — возвышают. Каждый из них, памятников, хранит в себе и побуждает в нас историческую память. А она, как считал А.С.Пушкин, отличает человека от зверя. А ведь есть и были еще множество других.
Что же касается скульптурных изображений в Православии, то все упомянутое создано до октябрьского переворота, т.е именно в православной России.
Но возможно, ты имел в виду Православную Церковь? И здесь есть свои памятники (если под этим понимать скульптурные изображения).
Например, Никола Можайский 14 в., барельефы святых на владимирских соборах 12 в., скульптуры свв. Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского 15 в. в Кремле.
На русском севере деревянные скульптуры святых были столь многочисленны, что Св. Синод в 1832 г. издал соответствующий указ. Но и после этого из храмов они не исчезли окончательно. Народ продолжал чтить их.
В Петропавловске три года назад установлен памятник нашим небесным покровителям — апостолам Петру и Павлу. Теперь это самое любимое место горожан. С раннего утра до поздней ночи здесь люди: дети, мамы с колясками, молодежь, пенсионеры. Спрашиваю: что влечет? — Да хорошо с ними как-то…
Неподалеку — памятник Ленину, и ни одного человека.
Над следующими вопросами о предполагаемой реакции других конфессий и результате такой «проповеди», а также смысле этого предприятия поразмыслим в следующем комментарии.
Искренне благодарен тебе, Сергей: размышляя над твоими аргументами, кое-что открыл для себя. Кое-что привел в систему
Как-то неожиданно спокойно восприняла данное событие одна моя знакомая молодая женщина-иудейка. Муж ее служит в большой иерусалимской синагоге, а в общем — умеренно ортодоксальная еврейская молодая семья, соблюдающая традиции своего народа. Было интересно узнать их мнение.
Ее реакция — обычное удивление по поводу того, что в Старом городе «что ни метр — то святыня и историческое место» и в связи с этим просто трудно найти место для установки памятника.
Признаюсь, что ожидала от нее что-то вроде негодования по поводу предстоящего события, но всё оказалось проще… Может причина такого спокойствия в том, что оба — выходцы из России? Или современные иудеи всё-таки тоже «заразились» западным понятием «толерантность»?
Сергей пишет:
— памятник будет стоять на территории, где издавна жили и живут иудеи у которых есть прямой запрет на создание памятников… памятник не кому-нибудь, а общему с ними пророку — Давиду. Для них это будет явный соблазн, а вводить кого-либо в соблазн, даже врага, нехорошо. Кстати, там еще живут и мусульмане, у которых есть такой же запрет на изображения людей. Зачем же нам махать руками перед лицом иудеев и мусульман?
А сейчас, Сергей, попытаемся разобраться со вторым твоим сомнением.
Для начала — историко-географическая справка. Кратенькая. Иерусалим — священный город не только для иудеев и мусульман но и, конечно же, для христиан. По вполне понятным для нас с тобой причинам. В нем имеются христианский, мусульманский и иудейский кварталы. Причем, христианские святыни во множестве находятся и на мусульманской территории, что со стороны ее хозяев не вызывает ни малейшего возражения. Скорее, наоборот, ибо служат для них источником дохода. Даже знаменитый храм Воскресения Господня с Кувуклией находится на земле, принадлежащей мусульманину.
В отношении иудейского квартала ничего сказать не могу: не помню. Был там всего один раз.
Так вот, гробница пророка Давида находится в христианском квартале, где сосредоточено большое количество христианских святынь. В том числе храмы, памятные места и, конечно же, памятники. Возле нее и предполагается установить скульптуру святого пророка.
Важная деталь! На этот проект было получено согласие главного архитектора Иерусалима. А он уж, думаю, внимательнейшим образом продумал вопрос, явится ли памятник соблазном для горожан.
Благодарю вторично, Сергей. С твоей помощью ответил себе и на второй вопрос.
Сергей пишет: такая проповедь ни к чему положительному не приведет, а если так, то зачем это вообще надо?
Для того, чтобы разобраться с этим, последним, недоумением, Сергей, мне необходимы от тебя некоторые пояснения.
— Ты считаешь, что предназначение памятника может заключаться лишь в проповеди?
— Почему «такая проповедь ни к чему положительному не приведет»?
— Почему тогда в Новом Иерусалиме, по твоему мнению, она будет успешной?
Дорогой Владыка Игнатий, благодарю за совет: постараюсь впредь следить внимательнее за речью.
Предлагаю свои пояснения.
— Пророк Давид у нас и так каждый день на слуху и в памяти: Сын Давидов, 50-й псалом, Псалтирь, кафисмы… Зачем верующему православному человеку памятник из металла? Предназначение памятника — память, а если Пророк всегда в памяти, зачем памятник? Для других? Тогда это больше похоже на проповедь.
— Проповедь будет иметь больше успеха, если проводится с учетом верований и привычек людей, для которых проводится проповедь. У них есть прямой запрет на изображения, что не может не привести к недоумениям, а поэтому, в значительной мере, обесценить эту прововедь. То, что главный архитектор Иерусалима дал добро, может служить, к сожалению, и недобрым знаком, т.к., вполне возможно, он, зная реакцию местного населения, мог специально дать такое разрешение, чтобы увеличить пропасть между православными и другими верующими. Как иудеи и мусульмане реагируют на памятники? Я этого не знаю, но, может так статься, что они могут даже применять какие-то меры оскорбительного характера. Было бы разумным провести особое исследование на этот счет.
— Сказать честно, я не сторонник установки памятника пророку Давиду даже в Новом Иерусалиме. Но здесь, хотя бы, мы находимся в «своем монастыре», а так, получается, идем в «чужой монастырь» со своим уставом. Но установка памятника где-нибудь в современном российском городе, возможно, имеет смысл как средство проповеди для привлечения неверующих людей.
И еще ждет своей очереди памятник Новомученикам Российским: их подвиг, мне кажется, нами, как обществом, еще по достоинству не оценен.
Удивительное по своей значимости событие. Слава Господу в вышних, мир земле, в человеках благоволение!
Дорогой Сергей!
Благодарю искренне: с твоей помощью я получил ответы на все свои вопросы. И принял решение. Не стану скрывать: наша беседа доставила мне, помимо всего, еще и много приятных минут.
К сожалению, все имеет свое завершение. И наш нынешний диалог также.
Но, поскольку в последнем комментарии ты изложил еще несколько соображений, было бы некорректно по отношению к тебе оставить их без внимания.
а если Пророк всегда в памяти, зачем памятник? Для других? Тогда это больше похоже на проповедь.
Логически точное рассуждение, облеченное в безупречную форму. С ним невозможно не согласиться. Остается определить, кто эти другие?
Но установка памятника , возможно, имеет смысл как средство проповеди для привлечения неверующих людей.
И здесь на этот вопрос я увидел ответ. Действительно, памятник пророку Давиду в Иерусалиме — это проповедь. Проповедь тем, кто посещает Святой тород.
А это прежде всего туристы из Западной Европы, Америки, Японии. Их нельзя назвать неверующими, но о пророке Давиде в подавляющем большенстве они не имеют ни малейшего представления. Да-да, даже в христианской цивилизации Запада Псалтирь и Притчи неизвестны. Тем более в цивилизации Востока.
А если учесть глубину веры здесь и ее направленность, то твои слова «как средство проповеди для привлечения людей» будут как нельзя кстати. Тем более, что скульптура — один из самых распространенных видов искусства и на Западе и на Востоке.
То, что главный архитектор Иерусалима дал добро, может служить, к сожалению, и недобрым знаком, т.к., вполне возможно, он, зная реакцию местного населения, мог специально дать такое разрешение, чтобы увеличить пропасть между православными и другими верующими.
О реакции мусульманя я уже писал. А в заключении — один совет (первый и единственный, как, возможно, ты заметил). Не подозревай человека, если не имеешь к тому оснований.
Господь да пребывает с тобой неизменно, Сережа.
Владыка, благодарю, за столь интересные комментарии.
Как лучше освещать данное событие? какие ставить акценты?