Завершились экспедиции отца Виктора с Михаилом на Командорские острова и отца Василия с Сергеем по Камчатке.
Оба батюшки опытные, несмотря на их молодость, ревностные в добром смысле этого слова. Настоящие пастыри-миссионеры. В поселках совершали в общинах и с общинами Божественную литургию, молебны. Вели (именно вели, как пастыри) беседы о вере, Церкви, духовной жизни, да и о повседневной тоже.
У нас 43 прихода — все живут и действуют — и 31 священнослужитель. Большая часть приходов в бедных поселках и сами бедные (материально!), наших многодетных батюшек содержать не в состоянии. Вот и живут они в больших населенных пунктах, служат по полгода на больших приходах. В среднем по полгода. А вторую половину (тоже в среднем), оставив семьи, летают, плавают, ходят, ездят по своим отдаленным, маленьким.
И в поселковых школах им рады: директора и учителя в один голос говорят, как благотворно сказываются беседы наших батюшек на поведении их учеников. И в тюрьмах, и в воинских частях и в больницах. Каждый священник несет несколько послушаний.
Жатвы много, делателей мало. Прошу ваших молитв о том, чтобы вывел Господь делателей на жатву Свою.
Владыко, вчера на сайте Интерфакс опубликовано следующее сообщение. Было бы очень интересно услышать Ваше мнение по этому поводу.
Диакон Кураев считает популярность лишенного сана епископа Диомида расплатой за миссионерскую пассивность Церкви
Томск. 29 октября. ИНТЕРФАКС — Русская православная церковь должна направлять больше усилий на миссионерскую деятельность, а не на строительство десятков тысяч новых храмов, заявил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
«И сам епископ Диомид, и определенная его популярность в церковных кругах — это расплата за нашу миссионерскую пассивность в девяностые годы, когда все церковные усилия шли в кирпичи и колокола», — сказал диакон А.Кураев в Томске на пресс-конференции в «Интерфаксе».
Он разделяет мнение тех православных священников, которые считают, что эпоха строительства в России грандиозных кафедральных соборов закончена, но при этом не согласен с тем, что «пришла пора строить тысячи маленьких храмов в спальных районах».
Направление усилий только в строительство новых храмов, считает богослов, может создать для церковной администрации, епархии, священников ситуацию психологического комфорта, отсутствия психологического усилия.
«Есть добродетели, которые слишком близки к греху. Вот, например, человек-священник не умеет общаться с людьми, для него невмоготу пойти в школу с детьми поговорить, и тогда он находит для себя отмазку — я храм строю. В общем-то, доброе дело, но оно скорее является суррогатом, сублимацией», — считает отец Андрей.
В настоящее время, по его мнению, средства необходимо вкладывать в выход канонической церковной литературы на издательский рынок.
«Зайдите в любой книжный магазин — совершенно попсовая литература лежит, псевдорелигиозная, псевдоправославная, нормальной богословской церковной литературы в книжных магазинах нет», — сказал диакон А.Кураев.
«Если бы эти миллионы долларов можно было бы вложить, поставить такую задачу — с книгоиздательскими сетями договориться, чтобы была полочка нормальной церковной литературы, это очень серьезно могло бы изменить духовный климат в стране», — сказал А.Кураев.
По словам богослова, сейчас Русская церковь стоит перед выбором: «или благоустраивать «церковные гетто», или вкладывать в то, чтобы из гетто выйти».
Он выразил сожаление в связи с тем, что пока, «несомненно, господствует первое явление, что приводит к серьезному кризису, в том числе и внутри самого «церковного гетто».
Дорогой Владыка!
Простите, что временно не пишу в своем блоге… Времени не хватает, чтобы даже с Вами связаться. А желание огромное сие сделать… И писать тоже есть о чем… А времени нет… помолитесь, чтобы оно появилось… потому что больше сейчас приходиться беседовать, в свободные минуты, чем писать здесь…
А так, сессия госы и диплом…
С поклоном из Подмосковья,
Стефан
Sergius пишет: Владыко, вчера на сайте Интерфакс опубликовано следующее сообщение. Было бы очень интересно услышать Ваше мнение по этому поводу.
Сергей, в выступлении о.Андрея затрагивается достаточно много вопросов. Ответить на все однозначно и односложно не смогу. Посему попытаюсь сделать это по ходу его выступления.
“ И сам епископ Диомид, и определенная его популярность в церковных кругах — это расплата за нашу миссионерскую пассивность в девяностые годы, когда все церковные усилия шли в кирпичи и колокола”
— Причина, безусловно, и в этом. Но не только и, думаю, не столько. Если вести речь именно о «церковных кругах», то в те годы был недостаток прежде всего просвещения. Просвещения новоначальных, вступающих в Церковь. Но тогда же, именно в 90-х годах, о.Андрей не менее убедительно доказывал, что РПЦ и не могла делать этого по вполне объективным причинам. И приводил в качестве доказательства яркий образ искалеченного человека, которого заставляют танцевать.
эпоха строительства в России грандиозных кафедральных соборов закончена, но при этом не согласен с тем, что “пришла пора строить тысячи маленьких храмов в спальных районах”.
— Если о.Андрей имеет в виду бездумное увлечение строительством и восстановлением кафедральных соборов, то с этим невозможно не согласиться. Само же их строительство часто весьма оправдано. Пример — Храм Христа Спасителя в Москве или наш Троицкий собор в Петропавловске-Камчатском.
Тысячи маленьких храмов необходимы столь же, сколь необходима наша миссия. Не стану приводить экклезиологические аргументы: они очевидны. Скажу лишь одно: и католики и протестанты и сектанты, активно проповедующие в России, что довольно часто ставит нам в пример о.Андрей, прежде всего стремятся именно построить свои храмы.
Направление усилий только в строительство новых храмов, считает богослов, может создать для церковной администрации, епархии, священников ситуацию психологического комфорта, отсутствия психологического усилия.
— Может. Но это не означает, что храмы строить не следует. Нужно так организовать свое служение и священникам и архиереям, чтобы и то вершить и этого не оставлять.
“Есть добродетели, которые слишком близки к греху. Вот, например, человек-священник не умеет общаться с людьми, для него невмоготу пойти в школу с детьми поговорить, и тогда он находит для себя отмазку — я храм строю. В общем-то, доброе дело, но оно скорее является суррогатом, сублимацией”
— Священник, безусловно, прежде всего — пастырь. Но такая категоричность, граничащая с грубостью, неоправдана. Тем более в устах диакона. О.Андрей замечательный проповедник, он собирает большие аудитории, выступая то в одной то в другой епархии. Но именно то в одной, то в другой. А пробовал ли он постоянно, методично, целенаправленно день ото дня трудиться с одной и той же паствой? И каковы результаты? Насколько мне известно, его попытки чтения лекций в МГУ (регулярных) большого успеха не имели. По его же словам.
Приехать на день-два, поразить аудиторию эрудицией, коммуникабельностью, оригинальностью суждений важно, но это только начало. Гораздо важнее продолжать ежедневный подвиг пастырского служения. И гораздо сложнее.
В настоящее время, по его мнению, средства необходимо вкладывать в выход канонической церковной литературы на издательский рынок.
— Полностью согласен.
“Зайдите в любой книжный магазин — совершенно попсовая литература лежит, псевдорелигиозная, псевдоправославная, нормальной богословской церковной литературы в книжных магазинах нет”
— И не только богословской, но и миссионерской, популярной, научно-популярной, видео, аудио материалов…
“Если бы эти миллионы долларов можно было бы вложить, поставить такую задачу — с книгоиздательскими сетями договориться, чтобы была полочка нормальной церковной литературы, это очень серьезно могло бы изменить духовный климат в стране”
— Слово «эти» в начале фразы можно было бы убрать…Нельзя противопоставлять миссионерскую деятельность и строительство храмов.
По словам богослова, сейчас Русская церковь стоит перед выбором: “или благоустраивать “церковные гетто”, или вкладывать в то, чтобы из гетто выйти”. Он выразил сожаление в связи с тем, что пока, “несомненно, господствует первое явление, что приводит к серьезному кризису, в том числе и внутри самого “церковного гетто”.
— Звучит эффектно, но альтернатива, безусловно, надумана. Надеюсь, комментарии позволили тебе, Сергей, понять мою точку зрения.