И то делать, и этого не оставлять.

Sergius пишет: Владыко, вчера на сайте Интерфакс опубликовано следующее сообщение. Было бы очень интересно услышать Ваше мнение по этому поводу.Сергей, в выступлении о.Андрея затрагивается достаточно много вопросов. Ответить на все однозначно и односложно не смогу. Посему попытаюсь сделать это по ходу его выступления.

“ И сам епископ Диомид, и определенная его популярность в церковных кругах — это расплата за нашу миссионерскую пассивность в девяностые годы, когда все церковные усилия шли в кирпичи и колокола”

— Причина, безусловно, и в этом. Но не только и, думаю, не столько. Если вести речь именно о “церковных кругах”, то в те годы был недостаток прежде всего просвещения. Просвещения новоначальных, вступающих в Церковь. Но тогда же, именно в 90-х годах, о.Андрей не менее убедительно доказывал, что РПЦ и не могла делать этого по вполне объективным причинам. И приводил в качестве доказательства яркий образ искалеченного человека, которого заставляют танцевать.

эпоха строительства в России грандиозных кафедральных соборов закончена, но при этом не согласен с тем, что “пришла пора строить тысячи маленьких храмов в спальных районах”.— Если о.Андрей имеет в виду бездумное увлечение строительством и восстановлением кафедральных соборов, то с этим невозможно не согласиться. Само же их строительство часто весьма оправдано. Пример — Храм Христа Спасителя в Москве или наш Троицкий собор в Петропавловске-Камчатском.
Тысячи маленьких храмов необходимы столь же, сколь необходима наша миссия. Не стану приводить экклезиологические аргументы: они очевидны. Скажу лишь одно: и католики и протестанты и сектанты, активно проповедующие в России, что довольно часто ставит нам в пример о.Андрей, прежде всего стремятся именно построить свои храмы.

Направление усилий только в строительство новых храмов, считает богослов, может создать для церковной администрации, епархии, священников ситуацию психологического комфорта, отсутствия психологического усилия.

— Может. Но это не означает, что храмы строить не следует. Нужно так организовать свое служение и священникам и архиереям, чтобы и то вершить и этого не оставлять.

“Есть добродетели, которые слишком близки к греху. Вот, например, человек-священник не умеет общаться с людьми, для него невмоготу пойти в школу с детьми поговорить, и тогда он находит для себя отмазку — я храм строю. В общем-то, доброе дело, но оно скорее является суррогатом, сублимацией”

— Священник, безусловно, прежде всего — пастырь. Но такая категоричность, граничащая с грубостью, неоправдана. Тем более в устах диакона. О.Андрей замечательный проповедник, он собирает большие аудитории, выступая то в одной то в другой епархии. Но именно то в одной, то в другой. А пробовал ли он постоянно, методично, целенаправленно день ото дня трудиться с одной и той же паствой? И каковы результаты? Насколько мне известно, его попытки чтения лекций в МГУ (регулярных) большого успеха не имели. По его же словам.
Приехать на день-два, поразить аудиторию эрудицией, коммуникабельностью, оригинальностью суждений важно, но это только начало. Гораздо важнее продолжать ежедневный подвиг пастырского служения. И гораздо сложнее.

В настоящее время, по его мнению, средства необходимо вкладывать в выход канонической церковной литературы на издательский рынок.

— Полностью согласен.

“Зайдите в любой книжный магазин — совершенно попсовая литература лежит, псевдорелигиозная, псевдоправославная, нормальной богословской церковной литературы в книжных магазинах нет”

— И не только богословской, но и миссионерской, популярной, научно-популярной, видео, аудио материалов…

“Если бы эти миллионы долларов можно было бы вложить, поставить такую задачу — с книгоиздательскими сетями договориться, чтобы была полочка нормальной церковной литературы, это очень серьезно могло бы изменить духовный климат в стране”

— Слово “эти” в начале фразы можно было бы убрать…Нельзя противопоставлять миссионерскую деятельность и строительство храмов.

По словам богослова, сейчас Русская церковь стоит перед выбором: “или благоустраивать “церковные гетто”, или вкладывать в то, чтобы из гетто выйти”. Он выразил сожаление в связи с тем, что пока, “несомненно, господствует первое явление, что приводит к серьезному кризису, в том числе и внутри самого “церковного гетто”.

— Звучит эффектно, но альтернатива, безусловно, надумана. Надеюсь, комментарии позволили тебе, Сергей, понять мою точку зрения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov