Условие независимости исполнялось наиболее строго. И строгость сию “комиссии 12-ти” пришлось испытать в полной мере.
Митрополит Климент приглашает нас в специально приготовленную комнату. Архиереи остаются в Зале Церковных Соборов и будут оставаться там несколько часов: многие вопросы еще требуют своего осмысления.
В комнате прежде всего — сейф. Нет, конечно, здесь есть и стулья /очень удобные/, и столы /специальные, для именно нашей работы/, и компьютер /отключенный, кстати, от интернет-сети/, и множительная техника. Но главное и главный среди всего этого — сейф. Появляется владыка местоблюститеь патриаршего престола. Оба митрополита отверзают оное сооружение каждый своим ключом, извлекают из его бронированных недр печати, бланки документов, распечатку с подробнейшим алгоритмом предстоящей нам деятельности… Оба владыки любезно желают нам благополучной работы. И скорой. Смысл последнего пожелания от нас пока скрыт. Откровение наступит в конце дня, вернее в начале ночи, когда она будет завершена.
Приступаем. Необходимо проверить все документы. Дело весьма непростое, требующее тщательности, сосредоточенности, а, главное, взаимопонимания и слаженности. Последнего в полной мере требовал от апостолов Сам Господь. В нужной мере оделяет ими и нашу комиссию 12-ти. Как-то сразу возникает дух доброжелательности и единства, все без слов понимают значимость послушания, возложенного на нас собором. Время почти незаметно, действуем скоро, справляемся быстро.
Как кажется. Но это только кажется, ибо, когда выходим к собору с готовыми документами, собратья-архиереи смотрят на нас… с интересом.
Каждому высшему священнослужителю Русской Православной Церкви вручен бюллетень с именами всех владык. Тех, кто может быть патриархом по возрасту, образованию и опыту управления епархией. Имен более 140, но в бюллетене можно отметить только одно.
Архиерейский собор совершает свой выбор.
Но его нужно еще узнать, а сие-то надлежит сделать паки нашей двунадесятице. Владыка митрополит Климент вновь приглашает нас в уединение. Появляется охранник. Он тщательно проверяет смежные двери, запирает и опечатывает их, изымает наши сотовые телефоны, к некоторому нашему удивлению, и даже личные авторучки. Затем он выходит, запирает снаружи дверь, также снаружи опечатывает ее и остается подле. Для охраны. Как тут не сравниь наш затвор с Гробом Господним. Разница лишь в том, что дверь будет отворена самой охраной. После того, как кто-то из нас постучав, скажет: «Имена трех кандидатов известны».
Помолясь, садимся. Каждый бюллетень проходит через руки каждого из нас, имя кандидата отмечается в специальной ведомости. Периодически совершаем общую сверку. Полная тишина. Напряжение максимальное. Лишь иногда поддерживаем друг друга краткой и доброй шуткой.
И вот, последний бюллетень. Двери отверзаются. Владыка Исидор — предводитель нашей команды выходит на центр Храма Христа Спасителя и многократно усиленным электроникой голосом объявляет:
— Митрополит Кирилл — 97 голосов,
— Митрополит Климент — 32 голоса,
— Митрополит Филарет — 16 голосов.
Архиереи сделали свой выбор. Слово за поместным собором.