Что есть Истина? 3. Истина есть Бог.

У вас сейчас около… Так что, доброго вечера тебе, Бел.

Продолжу, если не возражаешь. Но хотел бы предупредить, что изложенное в этом сообщении — в основном, мои мысли, а также результат моего жизненного и церковного опыта (сейчас между ними можно поставить знак равенства: последние двадцать лет живу  в Церкви).

2e533f67a273e7ae7a1

Почему не существует внутреннего, безошибочного критерия Истины? Из чего это следует? Истина объективна; она существует вне нас с тобой и от нас ни коим образом не зависит. Странным бы было предположить, что  ты или я можем как-то воздействовать на Нее, как-то изменять.

Отсюда еще одно Ее качество — неизменность. Она всегда и везде и для всех — одна и та же. Не может быть Истина одной для меня, другой для тебя, третьей для Вела, четвертой для Brenessel (для нее, поверь, Истина тоже существует и абсолютно идентична твоей. Хоть ты и убежден в своем умственном превосходстве.). Она не подстраивается под человека, в зависимости от его возрастных, интеллектуальных, духовных особенностей, в зависимости от его характера, темперамента, воспитания. Истина может по-разному проявляться, по-разному раскрываться ребенку и умудренному опытом жизни человеку, ученику и учителю, отцу и сыну. Но Сама Она остается при этом неизменной. Различия в восприятии — это различия восприятий.

Единственность. Истина одна. Нет и не может быть двух Истин. (Оставлю пока без комментариев. Пожелаешь — обсудим.)

Духовность. Не станем пока точно определять это понятие: всему свое время; включим в него, опять же пока, все, что не зависит от материи, не определяется ею, существует вне материальных категорий. Внематериальные реальности. Тело человека, безусловно, материально. И не только потому, что имеет вес, плотность, температуру — чисто физические параметры: возникновение, строение, развитие, состав, состояние тела определяются или напрямую зависят от окружающего (материального) мира.

А сейчас, если позволишь, небольшое отступление о душе. Всего лишь один абзац — в дальнейшем он нам понадобится.

Я придерживаюсь так сказать традиционной трактовки душа: ум+чувства+воля. Своего рода «лебедь, рак и щука» )) Чувствами воспринимаю, умом обдумываю, потом собираю слова в предложения, волей стимулирую их это делать вместо того, чтобы часок вздремнуть на рабочем столе по утру, пока никто не видит… так потом той же волей (наверное, в точном механизме не уверен) инициирую в мозге сигнал, который бежит по нервам к пальцам и заставляет мышцы набирать всё это сейчас на клавиатуре. ….хм…. Вроде бы всей душой с вами )). Исходя из этих твоих слов (скажу сразу: почти со всеми согласен), душа (ум+чувства+воля) тоже не вполне духовна. И не потому, что содержит нечто материальное в своей природе: весит полкилограмма, в диаметре полметра. Нет, но она формируется материальным миром и существует для того, чтобы мы с тобой в нем жили. И только для этого.  Чувствами воспринимаю окружающую реальность, или то, что ею внутри у тебя побуждается. Умом обдумываю то, что воспринял. Опять же (мате-) реальное. Все остальное — следствия. Опять же… Повторю и подчеркну: ни рассудок и разум, которые ты так высоко ценишь, ни эмоциональные способности, ни волевые качества не относятся к свойствам духа: это свойства души. И самый рассудительный, эрудированный, умный человек все же остается человекм душевным. А не духовным.  Кроме того, душа наша постоянно в движении и внутренней борьбе. Все эти непрерывные изменения чаще всего хаотичны и непредсказуемы. А происходит сие по вполне понятной причине:

Окружающая и воздействующая физическая реальность постоянно изменяется. А потому вполне логично (а именно это качество ты более всего ценишь) заключить, что Истина не определяется ей, и не зависит от нее, и вообще вне ее находится. Потому как неизменна. А, следовательно, это понятие духовное.

Итак, Истина неизменна, едина и духовна.

Попытаемся разобраться с духовностью.  В той мере, которая необходима для нашего с тобой диалога (в будущем, а пока — монолога).  Дух — личное индивидуальное и собственно живущее Я. Согласимся в первом приближении и отметим, что это относится к твоей внутренней духовности, действительно личной и индивидуальной. Но ведь существует духовность объективная, и Дух с большой буквы, Который вне моего я (поставлю все же маленькую буквочку) и надо мной. И Бог существует, Который – Личность. Бог всесилен. Бог премудр. И да, Бог – Любовь. Бог,  Дух — уже реальности мира духовного, его начало причина и источник. И Истина, как тоже обладающая свойством духовности, не есть понятие абстрактное о Боге, не есть закон Бога. Истина есть Сам Бог. Этот Личный, Всесильный, Премудрый Бог, Бог -Любовь является еще и Истиной.

Да Он и Сам это сказал о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».

И вот здесь возникает существенная трудность. Истина есть Бог, но критерия Истины (точного «узнавания» Бога) внутри человека не существует (в силу изменчивости души и различия душ). Тогда как осуществлять поиск этого Бога? В каком направлении двигаться? Как контролировать и корректировать себя на этом пути?

Ответ один: в- и с помощью Церкви.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “Что есть Истина? 3. Истина есть Бог.”

  1. Диа Бел:

    Продолжайте, Владыка.
    Мне нужно еще не раз всё Вами сказанное «пропустить через себя», так что пока я воздержусь от комментариев, если позволите. В некоторых случаях гораздо полезнее бывает роль слушателя ))

  2. Jayme:

    Мне кажется, что эта тема хороша для обсуждения на форуме. Чтоб каждый желающий смог высказать свою точку зрения.

  3. Sergius:

    Так ведь и здесь можно высказать.

  4. Диа Бел:

    Здравствуйте.
    Одна безсонная ночь и как результат — пара страниц размышлений. Владыка, я внимательно и не раз прочитал всё вами написанное. Большая часть Вами сказанного весьма правильно и верно и созвучно с моим внутренним пониманием вещей о котором я мало с кем говорю.
    Но… Всё же есть это «но».

    Вот Вы, Владыка, говорите: Единственность. Истина одна. Нет и не может быть двух Истин. (Оставлю пока без комментариев. Пожелаешь — обсудим.)
    Обсуждать тут на мой взгляд разумному человеку нечего.

    Но мой вопрос в другом, Владыка – может ли быть ложь и зло в нашем мире быть проявлением той самой единственной Истины?

    Татьяна пишет:
    19 Февраль 2009 в 20:43
    Владыка, благословите. С удовольствием читаю Ваши размышления. Спаси Вас Господи. Попыталась ответить на вопрос: “Как человек распознаёт Истину?”
    Думаю, моментом “откровения Истины” можно назвать ощущение гармонии с окружающим миром.

    Большинство восточных религий, да и наше славянское язычество на этом и стоит — на ощущении гармонии с окружающим миром. Инь-Янь — та же гармония… Буддистские монахи живут в самой что ни на есть гармонии с миром, всю жизнь учатся чувствовать её и пребывать в ней… Так может Истина с ними и у них? Или у них тоже?
    Заметьте, они не устраивали крестовых походов, никого не жгли на кострах, в отличие от христиан, которые выпячивают вперед своё «возлюби ближнего», а сами являются самым ярым и диким противоречием этим словам. Отсюда вопрос — верить чему? Словам или делам?
    Вспоминается выражение «по делам их узнаете» – следовательно, по словам их узнать будет невозможно — т.е. слова будут идеально красивыми правильными добрыми… Если мне говорят — Истина-Бог с нами, а сами при этом очевидно стоят «по пояс» во зле, поскольку насилие, убийства и ложь даже в относительно малом количестве есть зло, как ни крути (свидетельств множество увидит тот, кто хочет видеть, а не закрывает глаза) и можно сколько угодно рассказывать мне (не из общения на этом блоге) о пониманиях этого под разными углами зрения, но это только больше убеждает меня, что эти объяснения — от лукавого… Так вот, если говорят о добре, а творят зло, то я делаю вывод, что врут. Не обязательно сознательно врут от себя, нет, может быть, сами стали жертвой обмана – не важно, как и почему, важно, что врут. Другие же не говорят ничего, никому ничего не навязывают, зла никому не причиняют… и даже червячков любят… И я вижу — вот проявление Любви-Истины… безсловесное…искреннее… и без саморекламы.
    Но христиане мне говорят — ты просто неправильно всё понимаешь, на самом деле Бог только с нами… Опять же вернусь к бизнесу… само слово «торгаш» у честных людей имеет негативный оттенок. Сейчас торгаши правят миром – транснациональные, глобальные банки и корпорации, устраивающие кризисы и т.п. ради своей прибыли и большинство правительств, т.е. власть, по сути — их ставленники, неофициальные сотрудники и работники этих самых торгашей, и по-моему они явные слуги Сатаны, поскольку за ними не искренность, доброта и помощь ближнему, а ложь, зло и личная нажива и вся их деятельность – поход семимильными шагами к всемирной реальной власти. Пример – весь окружающий мировой порядок, миллиарды людей живущих в крайней нужде и умирающих от голода и болезней и насилия, ради прибыли и укрепления власти и богатства единиц и красиво завернутая гуманитарная помощь от тех, кто их в эти условия поставил. И как раз тот самый разум, который вы умаляете, позволяет видеть зло там, где глупцы впитывают красиво завернутую пропаганду. Опять же где-то слышал, что Сатана – князь мира сего. Не напомните, кто сказал? Понятно, что католическая церковь не что иное как одна большая торговая организация, продающая религию и другие товары, православные мне говорят, что мы – не католики, и приводят какие-то там догматические разницы… но я то опять смотрю на дело и вижу, что на деле те же самые торгаши. На церковных землях строят торговые центры, церковь имеет долю в бизнесе и т.п. Власть в нашем государстве – такая же, как и в штатах и во всем другом мире — продажная и использующая ложь для достижения своих целей. И я знаю, что за ложью в нашем мире, стоит дьявол в мире невидимом. И вижу как Русская Православная Церковь, претендующая на исключительную связь с Богом и право «ведения к спасению» в тоже время с тем самым сатаной находится в хороших, дружеских, коммерчески закрепленных отношениях. И то, что в этом союзе ложь – мне говорит и мой разум, и моё сердце.

    Чувствами воспринимаю окружающую реальность, или то, что ею внутри у тебя побуждается. Умом обдумываю то, что воспринял. Опять же (мате-) реальное.

    Позвольте. Воспринимаемая умом часть мира построена по законам логики. И реального и небесного. И законы эти как раз и являются проявлением воли Бога-Истины, стоящего вне этого мира. Ум работает по тем же законам. Я отличаю разум от ума, в том плане, что ум – как раз таки имеет сугубо материальное применение. Разум же простирает свой взор за грани материального мира – в мир идеальный – в мир духов и идей. Разум дает мне возможность познавать мир, через устройство мира – законы мироздания, устроенные Богом (как по своему опыту, так и по опыту других – например по книгам), а по Его законам определять то, что относится к Нему, а что к противнику.
    И еще немного о разуме. Мы говорили о душе (ум – чувства – воля), но это своего рода деление как бы по горизонтали. Есть еще и вертикаль. Дух – душа – тело. Так вот, насколько мне известно из книг и частично из своего опыта, ум-чувства-воля начинаются в духе и заканчиваются в теле. И если в теле ум – это интеллект, как способность решать логические задачи (как в компьютере), в душе ум – это собственно ум, обрабатывающий уже и чувственные впечатления, то в духе ум – это разум, который где-то там в своём идеале и начале приближается к разуму Творца и позволяет Его понимать и соотносить свои задачи с Его волей (законами именно небесного – идеального мира) – это как минимум. Разум (ясный) другими словами позволяет видеть и понимать всю законно-логическую сторону мира, в то время как сердце (чистое) – чувствовать и понимать другую, нелогичную сторону этого же мира.

    Тогда как осуществлять поиск этого Бога? В каком направлении двигаться? Как контролировать и корректировать себя на этом пути?
    Ответ один: в- и с помощью Церкви.

    И вот тут вопрос… что это за Церковь? Какая именно из них? И есть ли у неё какие-то материальные границы или это нематериальная общность чистых сердцем людей, живущих согласно Воле и по Слову Божьему? Хотя, мне кажется, я знаю какую Церковь Вы мне назовете 😉

  5. Архиептскоп Игнатий:

    Диа Бел пишет: Большая часть Вами сказанного созвучно с моим внутренним пониманием вещей о котором я мало с кем говорю.

    Искренне благодарен тебе за доверие.

    Но… Всё же есть это “но”.

    Пусть оно будет с тобой всегда. Сомнение — неотъемлемое свойство мышления, а мышление, как известно, признак существования. Главное, чтобы сомнение побуждало тебя к поиску, а не к желанию самоутвердиться.
    На этих «но» остановлюсь ненадолго в следующем сообщении.

    Хотя, мне кажется, я знаю какую Церковь Вы мне назовете.

    Бел, мне хотелось бы, чтобы ты относился к моим словам со вниманием. Хотя бы в той мере, в какой я отношусь к твоим. Я не ставлю перед собой задачи убедить тебя в чем- либо.Тем более далек от мысли что-либо навязывать, в том числе мнение об истинности Церкви.
    В начале этой беседы мы условились о ее цели. Вот она: Предлагаю такую формулировку – путем общения, помочь друг другу уточнить свои знания и понимание предмета и развеять максимальное количество личных заблуждений. Коротко – ищем Истину, которая где-то между нами. На нее я и стараюсь ориентироваться.
    Конечно, на некоторые затронутые нами вопросы ответы я уже получил, но мне интересно еще раз задать их себе уже от твоего лица, из твоего видения ситуации. В этом вижу свою пользу. И получаю.

    Но мой вопрос в другом, Владыка – может ли быть ложь и зло в нашем мире быть проявлением той самой единственной Истины?

    Нет. Никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах. Если же подобное происходит, то проявляется не истина, а ложь и зло.

    А мне церковь напоминает синдикат… всё всегда толкуется себе в оправдание… у вас в каждом храме чуть ли не рынок… И вижу как Русская Православная Церковь с сатаной находится в дружеских отношениях… И от этого начинает казаться, что правды нет ни у кого из вас… А сравнивать и высматривать, что менее грязное, а что более – какой смысл, если ищешь чистое?

    Видимо настало время начать разговор о Церкви. А любой разговор должно начинать с точного определения его предмета, иначе мы просто не поймем друг друга и не сможем достичь поставленной нами же цели. Наверное, ты слышал слова апостола Павла о том, что Церковь — это тело Христа, что Он — ее Глава, мы — органы. А живет она и движется действием Святого Духа. Из этого уже, даже не понимая их значения, можно заключить, что Церковь — реальность прежде всего духовная. Духовная именно в том смысле, о котором мы уже говорили в предыдущих сообщениях об Истине. Освежи в памяти.

    Здесь прервусь для небольшой ремарки и вопроса.

    И вижу как Русская Православная Церковь… С твоих нынешних позиций иного увидеть и нельзя: смотришь глазами земного наблюдателя. Да еще и стороннего.
    Говорят, что природный алмаз невозможно отличить от пустой породы, т.к. покрыт он серой оболочкой. Весьма прочной. Отсюда и вывод: чтобы распознать эту драгоценность в природе человеку, нужны определенные знания, навыки и желание. А чтобы увидеть ее воочию, нужно усердно потрудиться, дабы избавить от скорлупы. И мастерство, дабы огранить в бриллиант. То же самое и с Церковью.
    Желание у тебя, вижу, пока имеется. Будешь приобретать знания и навыки? Нужны они тебе?

    Одна безсонная ночь и как результат — пара страниц размышлений.

    Берегите себя, молодой человек. Что скажут Ваши ближние, если Вы ночи напролет станете размышлять над богословскими вопросами и обессилите вконец?

    И перестань отправлять мне хитро подмигивающие смайлики.

  6. Татьяна:

    Владыка, благословите. Попыталась объяснить Диа Белу свою ошибку. Прошу Вас, не публикуйте мой ответ, если он не достаточно внятный.

    Диа Бел, прошу прощения. Возможно, своим не вполне обдуманным словосочетанием — «гармония с окружающим миром», ввела Вас в заблуждение. Слово гармония, понятно всем. Оно означает согласованность, достижение единства. Миром христиане называют «всё общество человеческое, в соединении с их греховной жизнью, в соединении с их греховными наслаждениями, с их вещественным преуспеянием» (Святитель Игнатий Брянчанинов). От этого мира Дух Святой заповедует Своим ученикам отречение: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15).
    Я же хотела сказать о единении человека с Богом. Единство человека с Богом было при его сотворении. Всё мироздание существовало в полном согласии с Творцом. После грехопадения оно нарушилось. С течением времени человеческое естество изменилось настолько, что вся жизнь превратилась в враждебный Богу мир.
    Упоминание о гармонии с окружающим миром (духовным) подразумевает возвращение человека к святости, его естественному состоянию (каким он был при сотворении).

  7. Михаил Зотов:

    Владыка здравствуйте! Храни всех участников блога Господь! Читал комментарий Диа Бела и думал, все вроде бы складно. А вот нет где-то логической связи. Будто он пытается объединить свое идеальное представление о церкви и духовности с материальным миром. И видя несовершенство мира, несправедливость, болея душой за ближних — они и делает свои выводы. О том, что — это не совершенно, это не так… (чтобы он не сказал, на этот комментарий, он добрый человек, который ищет Бога. И надо сказать, у него все есть, чтобы к нему придти. Но на все воля Божья). И кажется изначально вопрос был об Истине, вопрос о Церкви — это важный, но уже следующий. И чем больше человек знает о предмете разговора, тем больше его кругозор, понимание неоднозначности, тем больше его осторожность в суждениях. Как говорят среди хирургов — аппендэктомия (операция по удалению аппендикса) это для студента — самая простая операция, а для профессора — самая сложная. И несколько вопросов Диа Белу для его развития. А что Вы знаете об истории Русской Православной Церкви и ее роли в Русском государстве? (потому как всякий вопрос надо рассматривать в его историческом значении, для истинного понимания) За счет чего как Вы думаете существует церковь сейчас? И какие задачи по вашему мнению Церковь решает? Без понимания этого Вам будет трудно понять что такое Церковь.

  8. Архиепископ Игнатий:

    Диа Бел пишет: Большинство восточных религий, да и наше славянское язычество стоит на ощущении гармонии с окружающим миром. Буддистские монахи живут в самой что ни на есть гармонии с миром, всю жизнь учатся чувствовать её и пребывать в ней… Так может Истина с ними и у них? Или у них тоже?

    Нельзя в поисках истины полагаться лишь на внутренние ощущения. Даже если это ощущение гармонии с окружающим миром. Эту свою точку зрения я уже пытался ранее обосновать. Посмотри.

    Добавлю еще кое-какие соображения. Вряд ли кто станет отрицать, что мир наш дисгармоничен, в нем много зла, несуразностей и страданий. Если человек все же находится с ним «в гармонии», то это может быть по причине:

    — «я не вижу вокруг ничего плохого» или «мне все равно, я не желаю ничего замечать, главное, чтобы мне было гармонично, комфортно» (слепота и равнодушие);

    — «я вижу, как страдают люди, но все это прирачное, кажущееся. Либо мне, либо им, либо и тому и другим» (самообман).

    — «наше бытие — страдание. Так предначертано и ничего не изменить. Такова карма каждого» (фатализм). Посему нужно изгнать из души все негативные эмоции, все желания (поскольку они эти эмоции и возбуждают) и прийти в состояние бесстрастия, гармонии. На этом основана и к этому ведет аскетика буддизма, о котором ты упомянул.

    — «мир полон зла. Оно реально и имеет свои причины, находящиеся как внутри меня, так и вовне. Но в мире и над миром есть Добро, несравненно более могущественное, Которое через меня и ради меня способно противостоять злу и побеждать его. С этим Добром я могу и должен установить гармоничные отношения. (Это точка зрения христианства, ее, думаю, и имела ввиду Татьяна).

    Какая гармония тебя устраивает больше?

    P.S. Это краткое размышление по поводу одной твоей фразы. Основной разговор — далее.

  9. Yablochniks:

    По большому счёту я с вами согласен. Просто некоторым кажется, что им обязательно надо чем-то выделиться из общей массы. А чем выделяться, это уже не важно.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov