У вас сейчас около… Так что, доброго вечера тебе, Бел.
Продолжу, если не возражаешь. Но хотел бы предупредить, что изложенное в этом сообщении — в основном, мои мысли, а также результат моего жизненного и церковного опыта (сейчас между ними можно поставить знак равенства: последние двадцать лет живу в Церкви).
Почему не существует внутреннего, безошибочного критерия Истины? Из чего это следует? Истина объективна; она существует вне нас с тобой и от нас ни коим образом не зависит. Странным бы было предположить, что ты или я можем как-то воздействовать на Нее, как-то изменять.
Отсюда еще одно Ее качество — неизменность. Она всегда и везде и для всех — одна и та же. Не может быть Истина одной для меня, другой для тебя, третьей для Вела, четвертой для Brenessel (для нее, поверь, Истина тоже существует и абсолютно идентична твоей. Хоть ты и убежден в своем умственном превосходстве.). Она не подстраивается под человека, в зависимости от его возрастных, интеллектуальных, духовных особенностей, в зависимости от его характера, темперамента, воспитания. Истина может по-разному проявляться, по-разному раскрываться ребенку и умудренному опытом жизни человеку, ученику и учителю, отцу и сыну. Но Сама Она остается при этом неизменной. Различия в восприятии — это различия восприятий.
Единственность. Истина одна. Нет и не может быть двух Истин. (Оставлю пока без комментариев. Пожелаешь — обсудим.)
Духовность. Не станем пока точно определять это понятие: всему свое время; включим в него, опять же пока, все, что не зависит от материи, не определяется ею, существует вне материальных категорий. Внематериальные реальности. Тело человека, безусловно, материально. И не только потому, что имеет вес, плотность, температуру — чисто физические параметры: возникновение, строение, развитие, состав, состояние тела определяются или напрямую зависят от окружающего (материального) мира.
А сейчас, если позволишь, небольшое отступление о душе. Всего лишь один абзац — в дальнейшем он нам понадобится.
Я придерживаюсь так сказать традиционной трактовки душа: ум+чувства+воля. Своего рода «лебедь, рак и щука» )) Чувствами воспринимаю, умом обдумываю, потом собираю слова в предложения, волей стимулирую их это делать вместо того, чтобы часок вздремнуть на рабочем столе по утру, пока никто не видит… так потом той же волей (наверное, в точном механизме не уверен) инициирую в мозге сигнал, который бежит по нервам к пальцам и заставляет мышцы набирать всё это сейчас на клавиатуре. ….хм…. Вроде бы всей душой с вами )). Исходя из этих твоих слов (скажу сразу: почти со всеми согласен), душа (ум+чувства+воля) тоже не вполне духовна. И не потому, что содержит нечто материальное в своей природе: весит полкилограмма, в диаметре полметра. Нет, но она формируется материальным миром и существует для того, чтобы мы с тобой в нем жили. И только для этого. Чувствами воспринимаю окружающую реальность, или то, что ею внутри у тебя побуждается. Умом обдумываю то, что воспринял. Опять же (мате-) реальное. Все остальное — следствия. Опять же… Повторю и подчеркну: ни рассудок и разум, которые ты так высоко ценишь, ни эмоциональные способности, ни волевые качества не относятся к свойствам духа: это свойства души. И самый рассудительный, эрудированный, умный человек все же остается человекм душевным. А не духовным. Кроме того, душа наша постоянно в движении и внутренней борьбе. Все эти непрерывные изменения чаще всего хаотичны и непредсказуемы. А происходит сие по вполне понятной причине:
Окружающая и воздействующая физическая реальность постоянно изменяется. А потому вполне логично (а именно это качество ты более всего ценишь) заключить, что Истина не определяется ей, и не зависит от нее, и вообще вне ее находится. Потому как неизменна. А, следовательно, это понятие духовное.
Итак, Истина неизменна, едина и духовна.
Попытаемся разобраться с духовностью. В той мере, которая необходима для нашего с тобой диалога (в будущем, а пока — монолога). Дух — личное индивидуальное и собственно живущее Я. Согласимся в первом приближении и отметим, что это относится к твоей внутренней духовности, действительно личной и индивидуальной. Но ведь существует духовность объективная, и Дух с большой буквы, Который вне моего я (поставлю все же маленькую буквочку) и надо мной. И Бог существует, Который – Личность. Бог всесилен. Бог премудр. И да, Бог – Любовь. Бог, Дух — уже реальности мира духовного, его начало причина и источник. И Истина, как тоже обладающая свойством духовности, не есть понятие абстрактное о Боге, не есть закон Бога. Истина есть Сам Бог. Этот Личный, Всесильный, Премудрый Бог, Бог -Любовь является еще и Истиной.
Да Он и Сам это сказал о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».
И вот здесь возникает существенная трудность. Истина есть Бог, но критерия Истины (точного «узнавания» Бога) внутри человека не существует (в силу изменчивости души и различия душ). Тогда как осуществлять поиск этого Бога? В каком направлении двигаться? Как контролировать и корректировать себя на этом пути?
Ответ один: в- и с помощью Церкви.
Продолжайте, Владыка.
Мне нужно еще не раз всё Вами сказанное «пропустить через себя», так что пока я воздержусь от комментариев, если позволите. В некоторых случаях гораздо полезнее бывает роль слушателя ))
Мне кажется, что эта тема хороша для обсуждения на форуме. Чтоб каждый желающий смог высказать свою точку зрения.
Так ведь и здесь можно высказать.
Здравствуйте.
Одна безсонная ночь и как результат — пара страниц размышлений. Владыка, я внимательно и не раз прочитал всё вами написанное. Большая часть Вами сказанного весьма правильно и верно и созвучно с моим внутренним пониманием вещей о котором я мало с кем говорю.
Но… Всё же есть это «но».
Вот Вы, Владыка, говорите: Единственность. Истина одна. Нет и не может быть двух Истин. (Оставлю пока без комментариев. Пожелаешь — обсудим.)
Обсуждать тут на мой взгляд разумному человеку нечего.
Но мой вопрос в другом, Владыка – может ли быть ложь и зло в нашем мире быть проявлением той самой единственной Истины?
Татьяна пишет:
19 Февраль 2009 в 20:43
Владыка, благословите. С удовольствием читаю Ваши размышления. Спаси Вас Господи. Попыталась ответить на вопрос: “Как человек распознаёт Истину?”
Думаю, моментом “откровения Истины” можно назвать ощущение гармонии с окружающим миром.
Большинство восточных религий, да и наше славянское язычество на этом и стоит — на ощущении гармонии с окружающим миром. Инь-Янь — та же гармония… Буддистские монахи живут в самой что ни на есть гармонии с миром, всю жизнь учатся чувствовать её и пребывать в ней… Так может Истина с ними и у них? Или у них тоже?
Заметьте, они не устраивали крестовых походов, никого не жгли на кострах, в отличие от христиан, которые выпячивают вперед своё «возлюби ближнего», а сами являются самым ярым и диким противоречием этим словам. Отсюда вопрос — верить чему? Словам или делам?
Вспоминается выражение «по делам их узнаете» – следовательно, по словам их узнать будет невозможно — т.е. слова будут идеально красивыми правильными добрыми… Если мне говорят — Истина-Бог с нами, а сами при этом очевидно стоят «по пояс» во зле, поскольку насилие, убийства и ложь даже в относительно малом количестве есть зло, как ни крути (свидетельств множество увидит тот, кто хочет видеть, а не закрывает глаза) и можно сколько угодно рассказывать мне (не из общения на этом блоге) о пониманиях этого под разными углами зрения, но это только больше убеждает меня, что эти объяснения — от лукавого… Так вот, если говорят о добре, а творят зло, то я делаю вывод, что врут. Не обязательно сознательно врут от себя, нет, может быть, сами стали жертвой обмана – не важно, как и почему, важно, что врут. Другие же не говорят ничего, никому ничего не навязывают, зла никому не причиняют… и даже червячков любят… И я вижу — вот проявление Любви-Истины… безсловесное…искреннее… и без саморекламы.
Но христиане мне говорят — ты просто неправильно всё понимаешь, на самом деле Бог только с нами… Опять же вернусь к бизнесу… само слово «торгаш» у честных людей имеет негативный оттенок. Сейчас торгаши правят миром – транснациональные, глобальные банки и корпорации, устраивающие кризисы и т.п. ради своей прибыли и большинство правительств, т.е. власть, по сути — их ставленники, неофициальные сотрудники и работники этих самых торгашей, и по-моему они явные слуги Сатаны, поскольку за ними не искренность, доброта и помощь ближнему, а ложь, зло и личная нажива и вся их деятельность – поход семимильными шагами к всемирной реальной власти. Пример – весь окружающий мировой порядок, миллиарды людей живущих в крайней нужде и умирающих от голода и болезней и насилия, ради прибыли и укрепления власти и богатства единиц и красиво завернутая гуманитарная помощь от тех, кто их в эти условия поставил. И как раз тот самый разум, который вы умаляете, позволяет видеть зло там, где глупцы впитывают красиво завернутую пропаганду. Опять же где-то слышал, что Сатана – князь мира сего. Не напомните, кто сказал? Понятно, что католическая церковь не что иное как одна большая торговая организация, продающая религию и другие товары, православные мне говорят, что мы – не католики, и приводят какие-то там догматические разницы… но я то опять смотрю на дело и вижу, что на деле те же самые торгаши. На церковных землях строят торговые центры, церковь имеет долю в бизнесе и т.п. Власть в нашем государстве – такая же, как и в штатах и во всем другом мире — продажная и использующая ложь для достижения своих целей. И я знаю, что за ложью в нашем мире, стоит дьявол в мире невидимом. И вижу как Русская Православная Церковь, претендующая на исключительную связь с Богом и право «ведения к спасению» в тоже время с тем самым сатаной находится в хороших, дружеских, коммерчески закрепленных отношениях. И то, что в этом союзе ложь – мне говорит и мой разум, и моё сердце.
Чувствами воспринимаю окружающую реальность, или то, что ею внутри у тебя побуждается. Умом обдумываю то, что воспринял. Опять же (мате-) реальное.
Позвольте. Воспринимаемая умом часть мира построена по законам логики. И реального и небесного. И законы эти как раз и являются проявлением воли Бога-Истины, стоящего вне этого мира. Ум работает по тем же законам. Я отличаю разум от ума, в том плане, что ум – как раз таки имеет сугубо материальное применение. Разум же простирает свой взор за грани материального мира – в мир идеальный – в мир духов и идей. Разум дает мне возможность познавать мир, через устройство мира – законы мироздания, устроенные Богом (как по своему опыту, так и по опыту других – например по книгам), а по Его законам определять то, что относится к Нему, а что к противнику.
И еще немного о разуме. Мы говорили о душе (ум – чувства – воля), но это своего рода деление как бы по горизонтали. Есть еще и вертикаль. Дух – душа – тело. Так вот, насколько мне известно из книг и частично из своего опыта, ум-чувства-воля начинаются в духе и заканчиваются в теле. И если в теле ум – это интеллект, как способность решать логические задачи (как в компьютере), в душе ум – это собственно ум, обрабатывающий уже и чувственные впечатления, то в духе ум – это разум, который где-то там в своём идеале и начале приближается к разуму Творца и позволяет Его понимать и соотносить свои задачи с Его волей (законами именно небесного – идеального мира) – это как минимум. Разум (ясный) другими словами позволяет видеть и понимать всю законно-логическую сторону мира, в то время как сердце (чистое) – чувствовать и понимать другую, нелогичную сторону этого же мира.
Тогда как осуществлять поиск этого Бога? В каком направлении двигаться? Как контролировать и корректировать себя на этом пути?
Ответ один: в- и с помощью Церкви.
И вот тут вопрос… что это за Церковь? Какая именно из них? И есть ли у неё какие-то материальные границы или это нематериальная общность чистых сердцем людей, живущих согласно Воле и по Слову Божьему? Хотя, мне кажется, я знаю какую Церковь Вы мне назовете 😉
Диа Бел пишет: Большая часть Вами сказанного созвучно с моим внутренним пониманием вещей о котором я мало с кем говорю.
Искренне благодарен тебе за доверие.
Но… Всё же есть это “но”.
Пусть оно будет с тобой всегда. Сомнение — неотъемлемое свойство мышления, а мышление, как известно, признак существования. Главное, чтобы сомнение побуждало тебя к поиску, а не к желанию самоутвердиться.
На этих «но» остановлюсь ненадолго в следующем сообщении.
Хотя, мне кажется, я знаю какую Церковь Вы мне назовете.
Бел, мне хотелось бы, чтобы ты относился к моим словам со вниманием. Хотя бы в той мере, в какой я отношусь к твоим. Я не ставлю перед собой задачи убедить тебя в чем- либо.Тем более далек от мысли что-либо навязывать, в том числе мнение об истинности Церкви.
В начале этой беседы мы условились о ее цели. Вот она: Предлагаю такую формулировку – путем общения, помочь друг другу уточнить свои знания и понимание предмета и развеять максимальное количество личных заблуждений. Коротко – ищем Истину, которая где-то между нами. На нее я и стараюсь ориентироваться.
Конечно, на некоторые затронутые нами вопросы ответы я уже получил, но мне интересно еще раз задать их себе уже от твоего лица, из твоего видения ситуации. В этом вижу свою пользу. И получаю.
Но мой вопрос в другом, Владыка – может ли быть ложь и зло в нашем мире быть проявлением той самой единственной Истины?
Нет. Никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах. Если же подобное происходит, то проявляется не истина, а ложь и зло.
А мне церковь напоминает синдикат… всё всегда толкуется себе в оправдание… у вас в каждом храме чуть ли не рынок… И вижу как Русская Православная Церковь с сатаной находится в дружеских отношениях… И от этого начинает казаться, что правды нет ни у кого из вас… А сравнивать и высматривать, что менее грязное, а что более – какой смысл, если ищешь чистое?
Видимо настало время начать разговор о Церкви. А любой разговор должно начинать с точного определения его предмета, иначе мы просто не поймем друг друга и не сможем достичь поставленной нами же цели. Наверное, ты слышал слова апостола Павла о том, что Церковь — это тело Христа, что Он — ее Глава, мы — органы. А живет она и движется действием Святого Духа. Из этого уже, даже не понимая их значения, можно заключить, что Церковь — реальность прежде всего духовная. Духовная именно в том смысле, о котором мы уже говорили в предыдущих сообщениях об Истине. Освежи в памяти.
Здесь прервусь для небольшой ремарки и вопроса.
И вижу как Русская Православная Церковь… С твоих нынешних позиций иного увидеть и нельзя: смотришь глазами земного наблюдателя. Да еще и стороннего.
Говорят, что природный алмаз невозможно отличить от пустой породы, т.к. покрыт он серой оболочкой. Весьма прочной. Отсюда и вывод: чтобы распознать эту драгоценность в природе человеку, нужны определенные знания, навыки и желание. А чтобы увидеть ее воочию, нужно усердно потрудиться, дабы избавить от скорлупы. И мастерство, дабы огранить в бриллиант. То же самое и с Церковью.
Желание у тебя, вижу, пока имеется. Будешь приобретать знания и навыки? Нужны они тебе?
Одна безсонная ночь и как результат — пара страниц размышлений.
Берегите себя, молодой человек. Что скажут Ваши ближние, если Вы ночи напролет станете размышлять над богословскими вопросами и обессилите вконец?
И перестань отправлять мне хитро подмигивающие смайлики.
Владыка, благословите. Попыталась объяснить Диа Белу свою ошибку. Прошу Вас, не публикуйте мой ответ, если он не достаточно внятный.
Диа Бел, прошу прощения. Возможно, своим не вполне обдуманным словосочетанием — «гармония с окружающим миром», ввела Вас в заблуждение. Слово гармония, понятно всем. Оно означает согласованность, достижение единства. Миром христиане называют «всё общество человеческое, в соединении с их греховной жизнью, в соединении с их греховными наслаждениями, с их вещественным преуспеянием» (Святитель Игнатий Брянчанинов). От этого мира Дух Святой заповедует Своим ученикам отречение: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15).
Я же хотела сказать о единении человека с Богом. Единство человека с Богом было при его сотворении. Всё мироздание существовало в полном согласии с Творцом. После грехопадения оно нарушилось. С течением времени человеческое естество изменилось настолько, что вся жизнь превратилась в враждебный Богу мир.
Упоминание о гармонии с окружающим миром (духовным) подразумевает возвращение человека к святости, его естественному состоянию (каким он был при сотворении).
Владыка здравствуйте! Храни всех участников блога Господь! Читал комментарий Диа Бела и думал, все вроде бы складно. А вот нет где-то логической связи. Будто он пытается объединить свое идеальное представление о церкви и духовности с материальным миром. И видя несовершенство мира, несправедливость, болея душой за ближних — они и делает свои выводы. О том, что — это не совершенно, это не так… (чтобы он не сказал, на этот комментарий, он добрый человек, который ищет Бога. И надо сказать, у него все есть, чтобы к нему придти. Но на все воля Божья). И кажется изначально вопрос был об Истине, вопрос о Церкви — это важный, но уже следующий. И чем больше человек знает о предмете разговора, тем больше его кругозор, понимание неоднозначности, тем больше его осторожность в суждениях. Как говорят среди хирургов — аппендэктомия (операция по удалению аппендикса) это для студента — самая простая операция, а для профессора — самая сложная. И несколько вопросов Диа Белу для его развития. А что Вы знаете об истории Русской Православной Церкви и ее роли в Русском государстве? (потому как всякий вопрос надо рассматривать в его историческом значении, для истинного понимания) За счет чего как Вы думаете существует церковь сейчас? И какие задачи по вашему мнению Церковь решает? Без понимания этого Вам будет трудно понять что такое Церковь.
Диа Бел пишет: Большинство восточных религий, да и наше славянское язычество стоит на ощущении гармонии с окружающим миром. Буддистские монахи живут в самой что ни на есть гармонии с миром, всю жизнь учатся чувствовать её и пребывать в ней… Так может Истина с ними и у них? Или у них тоже?
Нельзя в поисках истины полагаться лишь на внутренние ощущения. Даже если это ощущение гармонии с окружающим миром. Эту свою точку зрения я уже пытался ранее обосновать. Посмотри.
Добавлю еще кое-какие соображения. Вряд ли кто станет отрицать, что мир наш дисгармоничен, в нем много зла, несуразностей и страданий. Если человек все же находится с ним «в гармонии», то это может быть по причине:
— «я не вижу вокруг ничего плохого» или «мне все равно, я не желаю ничего замечать, главное, чтобы мне было гармонично, комфортно» (слепота и равнодушие);
— «я вижу, как страдают люди, но все это прирачное, кажущееся. Либо мне, либо им, либо и тому и другим» (самообман).
— «наше бытие — страдание. Так предначертано и ничего не изменить. Такова карма каждого» (фатализм). Посему нужно изгнать из души все негативные эмоции, все желания (поскольку они эти эмоции и возбуждают) и прийти в состояние бесстрастия, гармонии. На этом основана и к этому ведет аскетика буддизма, о котором ты упомянул.
— «мир полон зла. Оно реально и имеет свои причины, находящиеся как внутри меня, так и вовне. Но в мире и над миром есть Добро, несравненно более могущественное, Которое через меня и ради меня способно противостоять злу и побеждать его. С этим Добром я могу и должен установить гармоничные отношения. (Это точка зрения христианства, ее, думаю, и имела ввиду Татьяна).
Какая гармония тебя устраивает больше?
P.S. Это краткое размышление по поводу одной твоей фразы. Основной разговор — далее.
По большому счёту я с вами согласен. Просто некоторым кажется, что им обязательно надо чем-то выделиться из общей массы. А чем выделяться, это уже не важно.