Что есть Истина? 5. Пост Великий и последний — о Церкви.

Dia Bel пишет: А мне церковь напоминает синдикат… всё всегда толкуется себе в оправдание… у вас в каждом храме чуть ли не рынок… И вижу как Русская Православная Церковь с сатаной находится в дружеских отношениях… И от этого начинает казаться, что правды нет ни у кого из вас… А сравнивать и высматривать, что менее грязное, а что более – какой смысл, если ищешь чистое?

27

Видимо, настало время начать разговор и о Церкви. И в самом его начале определиться в понятиях, вернее, в понятии. В главном — что она есть такое. Скажу сразу: общепринятого понятия Церкви не существует и вряд ли будет когда-нибудь существовать. Ибо, как ты понимаешь, нельзя реальности духовные полностью отразить в рациональных категориях. Однако, в Новом Завете апостол Павел указывает очень хороший и точный образ: Церковь — тело Христово, Христос — ее глава, а верующие — органы, клеточки. Им мы с тобой и воспользуемся.

Церковь духовна, а посему недоступна нашему земному зрению. И вот с этой, невидимой стороны, она:

—    распространяется на всех, кто входит в нее;

—    есть благодатная сила, в ней действующая;

—    опять же есть организм, состоящий из нас, Христом возглавляемый и получающий жизнь от Святого Духа.

Или, другими словами, жизнь христиан во Христе. Здесь можно было бы остановиться и выслушать от тебя вопрос: «А как, скажите, проявляется в этой самой жизни этих самых Ваших (ничего, что я с заглавной буквы?) христиан эта самая «благодатная сила»? Откуда видно, что на них действительно распространяется Церковь?» Но вопроса сего в твоих комментариях не значится. А привлекают тебя лишь негативные стороны Православия, вернее, твои негативные впечатления от соприкосновения с ним. Посему, к ним и перейдем.

Итак.

Христос появился на земле с конкретной целью. Он исполнял Свое предназначение в земных условиях, для земных людей и поэтому Ему была необходима земная человеческая природа. И земное тело, которое имело внешние формы бытия и было неизменно соединено с Богом. Для продолжения Своей миссии Он также создает Тело: «Созижду Церковь Мою». Которое также имеет внешние формы: храмы, иерархию священнослужителей, богослужения, иконы и еще многие и разные. Но суть нынешнего Его тела — Церкви остается прежней: быть в полном единстве со своим Главой. Во время земной жизни Христа люди приобщались к жизни высшей с помощью Его человеческого естества, и сейчас это происходит, но с помощью нынешнего Его Тела — Церкви. Аналогия между историческим Христом и Его Церковью поможет нам раскрыть несколько важных вещей.

Прежде всего, кого можно назвать подлинной клеточкой Церкви? Того, кто ходит в храмы, постится, ставит свечи? Может быть да, а может быть и нет — не этим определяется мое воцерковление.  А тем, насколько внутренне я соединен со Христом. Известный и весьма глубокий философ Алексей Степанович Хомяков дает такое определение: «Церковь есть единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.» А творения могут и не покоряться: жить по своей воле полностью или частично. И принимать «жизнь вечную» в разной мере или вообще терять ее. Так вот, я являюсь органом церковного тела в той мере, в какой принимаю Христа и соединен с Ним. «Вы есть тело Христово и Его уды (клеточки) отчасти», — пишет апостол Павел. Обрати внимание: отчасти.

Так что в каждом из нас есть еще и сторона безблагодатная, греховная. И таковая часто превалирует. Но и Христос сказал: пришел Я не праведных, а грешных спасти, и не здоровые нуждаются во враче, а больные. И действительно, Церковь преимущественно состоит именно из больных. Больных грехами. И это неэстетично,  как неэстетично выглядело израненное тело Спасителя. Когда Он висел на Кресте, согласись, вряд ли кто видел в Нем красоту и привлекательность. Тот, кто попал в больницу, вряд ли расчитывает увидеть там олимпийскую сборную России во всем великоликолепии ее телесного здоровья. Не станем и мы расчитывать на подобное, приходя в Церковь, замечая какие-то недостатки.

А сейчас позволю некоторое отступление. Все видимые недостатки церковных людей, церковного уклада, традиций можно разделить, правда весьма  условно, на три категории:

—  недостатки действительно видимые, которые тебе лишь видятся. Просто в силу того, что многое в Церкви тебе еще не известно. И это естественно. Не естественно делать отсюда выводы, возводить обвинения, не разобравшись основательно. Никто не рискнет судить о сложнейших проблемах математики даже на первом курсе университета: делетантизм будет обнаружен немедленно.  Так почему же, соприкасаясь с реальностью куда более таинственной, мы не стесняемся так открыто демонстрировать его? Пример первый — о рынках в храме. Что здесь имеется в виду? Сама торговля? Так это не является грехом. Что греховного, если ты приобретешь свечу, икону или хорошую книгу? Может речь идет о возникающем при этом беспорядке? Так это, действительно, беспорядок, и создается он обычно не церковными людьми, а теми, кто впервые попадает в храм — сторонними наблюдателями. Здесь нужно просто потрудиься настоятелю и приходскому совету. Но в наших храмах я почти не встречал такового. Пример второй: о дружеских отношениях с сатаною. Все твои подсудимые — это прежде всего люди. Во всяком случае, для Христа и Его Церкви. Столь часто упоминаемые тобой маньяки-убийцы и насильники отношения к сему не имеют, ибо это психически больные люди. Церковь же обращается к людям, хоть и больным, но все же нравственно и духовно. Христос послал Церковь содействовать спасению каждого. Вот и пытаемся: священник — на своем уровне, архиерей — на своем, а Святейший Патриарх, естественно, на своем. Его паства — руководство страны. До многих его слово не доходит, но многие слушают и слышат и обращаются. Т.е. смысл этих отношений нести слово Бога, раскрывать существующие духовно-нравственные проблемы и содействовать их решению. Церковь первой во всеуслышание стала бить в набат по поводу абортов, эвтаназии, наркомании, беспризорничества, вымирания нашего народа. Святейший Патриарх Алексий открыто заявил, что против нас ведется хорошо спланированная война. Многие другие и эти вопросы Церковь пыталась решать самостоятельно и вкупе с государством. Пытается и сейчас. А для всего этого, как ты понимаешь, нужно установить отношения. Нормальные по меньшей мере. А насчет сатаны… зря уж ты так категорично-то. Не ровен час, сам окажешься среди «власть придержащих».

—   недостатки, так сказать, «естественные. Это касается твоего смущения по поводу старообрядчества. Всё всегда толкуется себе в оправдание…И от этого начинает казаться, что правды нет ни у кого из вас… Сам виноват. Этот вопрос невероятно сложен. Для того, чтобы разобраться в нем, необходимо хорошо знать исторические условия того периода, биографии и характеры основных действующих лиц. И конечно же понимать, что такое Церковь, ибо о ней-то в первую очередь и идет речь. Потому «неестественно» для приходского батюшки разбираться в таких тонкостях. А что естественно? Приобщить тебя и твоих детей к жизни вечной в таинстве крещения, снять с тебя твои грехи, соединить тебя с твоей девушкой благодатным союзом в таинстве венчания. Научить основам духовной жизни, указать на ошибки и помочь их исправить, ввести в Церковь, где дальше ты уже можешь искать другого, более опытного духовника. Который, кстати, тоже может не обладать фундаментальными историческими познаниями. Но от этого его значение, как духовника, нисколько не меняется. В Церкви нам нужен все же священник, а не профессор церковной истории. Ну а если желаешь все-таки разобраться в этом вопросе, читай, ищи сециалистов… Свое мнение по этому поводу я изложу чуть ниже;

—   и, наконец, грехи людские. А они и есть грехи. То есть духовные болезни, о которых мы упоминали выше, которых и у нас с тобой предостаточно и которые приходские (и не приходские) батюшки помогают нам лечить. И которые к Церкви не имеют никакого отношения, потому что Церковь — это люди, живущие во Христе. В той мере, в какой благодаь наличествуе в их душах. Благодать, а не грехи.

При таком взгляде все становится на свои места. Делать выводы о Церкви по видимым недостаткам бессмысленно. Так же бессмысленно, как по нескольким засохшим веткам, делать вывод о жизни всего дерева. Рано или поздно настанет то время, когда многие станут отрекаться от Христа, от веры. Останется лишь «малое стадо». И что? Ровным счетом ничего. Отречение повлияет на  отрекшихся, но ни в коем случае не на Церковь. И ни при чем здесь монахи, разъезжающие на шестисотых мерседесах или священники, живущие в многоэтажных коттеджах. Ни при и чем и епископы устраивающие «побои перед чашей». (О сем любят посудачить СМИ, но мне, повторюсь, такового видеть не доводилось.) Указывать на это в надежде унизить христианство нелепо. Так же нелепо, как, говоря о жизни, сравнивать сверкающий но мертвый алмаз с пыльным и грязным, но живым подорожником. И Христу часто говорили: Твои ученики грязные. А Он отвечал: да, к сожалению, это так, но раз они живы, грязь свою они очистить сумеют. Что толку в вашей чистоте, если вы мертвы? Так и произошло, и происходит, и будет происходить.

Ну а как относиться к сварливым верующим, священникам «на мерседесах»? Просто. Это азбука, которую должны знать все, и не только христиане. Если эти «мерседесы» для батюшки — ничто, если это лишь средство служить людям, нужно благодарить Бога и за Его щедрость, и за такого батюшку. Если же это для него — пыль, надо пожалеть, посочувствовать ему, помолиться. И не забывать всего того доброго, что он делает помимо этой пыли. Что же касается сварливых православных… посоветовал бы начать с вопроса самому себе: а не я ли причина сей сварливости? Не мой ли несносный характер, несдержанность, а порой и хамство? И уж конечно, не осуждать ни тех ни других.

А сравнивать и высматривать, что менее грязное, а что более – какой смысл, если ищешь чистое? Вот и учись обращать внимание на чистоту, а не на грязь. Ведь удается же тебе это в отношении самого себя, а может даже и близких. Абсолютно чистого на земле найти невозможно. По той простой причине,  что его здесь не существует. Это — принадлежность Неба, Бога, Христа.

Несколько слов о старообрядческом расколе. Хотя, думаю, теперь ты и сам уже сможешь разобраться, но некоторые соображения все же приведу. Чья в том вина, Патриарха Никона или протопопа Аввакума? Обоих: каждым двигала гордыня. В какой степени и какова мера вины каждого, ведомо только Господу. На чьей стороне была Истина? Ни на чьей: где гордыня, там не Истина, а ложь. Так что же, ни наша ни старообрядческая церковь не истинны? Надеюсь, что такого вопроса у тебя уже не возникнет. Церковь — это единство благодати в душах людей. Осталась она у никониан, то есть нас? Очевидно, тому масса подтверждений. А у старообрядцев? Первое время, думаю, — да. После все становится не столь очевидным. Во-первых, потому, что они сразу же начали делиться на различные противоборствующие толки. А во-вторых, многие из них потеряли возможность получать эту благодать (через священство, таинства).

Ну а хоть какое-то представление  о Церкви стороннему наблюдателю получить можно? Можно. Если всмотреться в тех, кто составляет ее стержень и основу: святых, духовно преуспевших. О культуре народа нужно судить по ее достижениям; о Церкви нужно судить по святым и святыням.

Но это уже тема другого разговора.

P.S. Порекомендую хорошую книгу о Церкви: М.А.Новоселов «Письма к друзьям». Кое-что в этом сообщении — оттуда.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

15 комментариев к записи “Что есть Истина? 5. Пост Великий и последний — о Церкви.”

  1. Диа Бел:

    Знаете Владыка… Всё у вас складно, гладко и красиво. Все острые углы «закруглили», каждому своё место отвели… старообрядцам, грешникам и т.п. Оно и понятно, ведь критика в сторону Православной Церкви началась не с меня и давно уже выработаны нужные формулировки и объяснения. Кто-то мне советовал изучить историю Православной Церкви. Да вот что-то не хочется. Ведь пропагандисткая машина наверняка сформировала официальную красивую версию, где все в белом и сияют. Ну кроме тех моментов, где уже спалились и не отвертишься — как с тем самым Никоном. Да и эти моменты наверняка имеют оправдывающие толкования. И чтобы узнать реальную историю, нужно будет искать непредвзятые источники, свидетельства и т.п. А это всё-таки время и труд, да и опасаюсь я целиком и полностью разочароваться. Вот сотни страниц информации, всего за пару часов поиска в интернете. И говорил я не о свечках и книжках в храмах, а о строительстве торгово-развлекательных центров на церковных землях, о беспошлинной торговле водкой и табаком, о мутных махинациях с нефтью, о детях священников, учащихся не в духовных семинариях, а в крутых вузах, где учеба обеспечивается только очень толстым кошельком и не по карману «простому смертному». О людях, которых из-за того, что они по своим убеждениям власть церковную не признавали над собой, казнили, пытали и разоряли их поселения и делалось всё это, как бы не открещивались, а по настоянию и с благословления отцов Церкви, по официальному или неофициальному, но одобрению Священного Синода. И если бы это всё придумал я…. Вы, конечно, потребуете подробных доказательств, потом подвергните критике степень их достоверности… А мне как-то не хочется перебирать всю черноту эту у Вас в блоге, Владыка. Да и смысла в этом нет – Вы всё равно потом красиво объясните всем читающим, что на самом деле это всё не важно и т.д. Что смотреть нужно, мол, не сюда, а вон туда… Послушная паства повернется, и будет смотреть туда, куда надо. Каждый же, кто не боится смотреть правде в глаза, сам сможет найти всю эту информацию и критически оценить и достоверность и объемы. Кто боится, тот не станет – удовлетворится вашим объяснением и будет дальше жить спокойно, по принципу «моя хата с краю».
    В общем, опять же возвращаемся к старому доброму «SUUM QUIKVE». Каждому своё.
    А к чему я тему эту затронул… Знаете, вот вы говорите «сухие веточки»… Веточки сухие говорят о том, что порча где-то внутри ствола. И если гниль эту не выкорчевывать, то она и дальше разрастется. Сегодня это веточки, завтра целые ветви, послезавтра в дереве дупло, а там глядишь – вот уже и мертвый дуб стоит на подпорочках. Так вот время веточек было веке в 17 наверное…
    И наглядный пример — Католическая Церковь, которая Православных считает отпавшей и блудной овцой, подсохшей веточкой на теле дуба. Вот вам под сотню тысяч епископов, паствы больше миллиарда… могуч дуб… и как организация не многим от Православной Церкви отличается – тот же бизнес, те же компромиссы с дьяволом, так же на всё есть объяснение и красивая отговорка…
    Ну и последнее… Судить о Церкви по святым… Вот уж точно сказано. И что я вижу? Современной Церковью в 2000 году причислен к лику святых отрекшийся от престола царь, имеющий личного мага, мистик, Николай II – вот и наглядный пример состояния Церкви…. И тут политика.

  2. Свящ.Роман Никитин:

    Конечно Вы правы Диа Бел — на всё это уже есть готовые ответы у церковных историков, миссионеров и апологетов! А что в этом плохого, если мы сами пытаемся разобраться в своих поступках. Не всегда Церковная история пишется из расчёта пригладить действительность, почитайте Вселенские соборы Карташева или Историю Русской Церкви, того же автора. Так или иначе история Церкви, это история людей, а человек немощен. Святой это не тот, кто не грешит, а тот кто способен после падения, встать и идти дальше!
    Вопросов у Вас много, на все сразу и не ответишь. Про Николая 2-го: что по Вашему мешает стать святым последнему императору — отречение от престола или общение с Распутиным? Здесь Церковь как раз и показала, что политика здесь не причём — он и его семья причислены к лику святых как страстотерпцы. Страстотепцы — претепевшие страдания даже до смерти с христианским смирением, незлобием. Его политика здесь не причём, важна вера в завершении жизненного пути.
    Важно понимать, что Церковь не назначает святых, за какие либо заслуги перед государством. Прославляет Господь, Церковь лишь констатирует факт для церковного почитания.
    А про мёртвый дуб не переживайте — Господь сказал, что «врата ада не одолеют Церковь Христову», т.е. Она пребудет до конца времён.

  3. Nadejda:

    Уважаемый Бел.
    Думаю совершенно бесполезно искать идеал в человеческих поступках и отношениях как в церкви так и вне ее.
    Нет Рая на земле- это, надеюсь ,вы признаете.
    Христос для того и пришел на грешную землю ,чтобы указать нам путь в Рай,но это только после смерти,да и немало потрудившись на земле,а это вы и сами видите очень непросто.

  4. таисия:

    Диа Бел, что-то у тебя какой-то депрессивный настрой. Ну, может стоит тебе попробовать самому все исправить? Если уж так все плохо и грязно вокруг, то вряд ли ты сам не испачкался об нас, грешников. Может стоит с себя начать? Своим примером. КАК надо жить, чтоб не пришлось все толковать себе в оправдание. Мне лично кажется, что все не так уж и плохо. Хотя, поверь, я еще та «Фома неверующая». Только я стараюсь очистить от грязи малюсенькую частичку ТЕЛА — себя. И, дерзкая, надеюсь, что хоть немного удасться. А другие, глядишь, посмотрят чем я занимаюсь, да тоже возмуться за веник и тряпку, начнут у себя порядок наводить. Так, с Божьей помощью, помоем вместе уже больший участок грязного тела. Присоединяйся? Наша баня работает без выходных. Чем больше отмоем, тем легче будет увидеть, где более грязно, где менее. А пока сами в луже грязной сидим нам и невдомек, что где-то есть чистая травка.
    Если обидела, прости.

  5. aleleo aleley:

    На критику надо отвечать делом. Есть простые очищающие действия, которые нужны многим храмам.
    1)Освободить от торгующих заднюю внутренную стену храма для нищих и убогих. Организовать вдоль этой стены сидячие места. Иисус Христос изгонял торгующих из храма. Сейчас, в праздники, входя, наталкиваешься на очередь поперек входа в книжную и свечную лавки.
    2)В нашем храме в Санкт-Петербурге во время службы челночно поперек три бабки носят подносы для сбора днег. Следует суета и шуршание купюр. Иисус Христос не разрешал ничего проносить через храм.

  6. Архиепископ Игнатий:

    Здравствуй, Бел.

    Надеюсь, что Великий пост не принес тебе слишком больших испытаний, а, возможно даже, послужил духовному возрастанию. Во всяком случае, последнего я желаю тебе от души.

    Вопрос, который мы с тобой обсуждаем, — вопрос о Церкви — очень непростой. А для тебя он может оказаться просто неразрешимым. Как-то наш Спаситель выразил следующими словами одну истину: уста говорят от избытка сердца. Исходя из этого, я попытался для начала просмотреть, что твои уста говорят о Церкви, а там, если Господь благоволит, и в сердце разобраться. Вот что получилось (привожу лишь самое основное):

    Сейчас торгаши правят миром и большинство правительств — их ставленники, и по-моему они явные слуги Сатаны… вижу как Русская Православная Церковь с тем самым сатаной находится в хороших, дружеских, коммерчески закрепленных отношениях.

    говорил я о строительстве торгово-развлекательных центров на церковных землях, о беспошлинной торговле водкой и табаком, о мутных махинациях с нефтью, о детях священников, учащихся не в духовных семинариях, а в крутых вузах, где учеба обеспечивается только очень толстым кошельком и не по карману “простому смертному”

    О людях, которых из-за того, что они по своим убеждениям власть церковную не признавали над собой, казнили, пытали и разоряли их поселения и делалось всё это по одобрению Священного Синода.

    Отсюда ты делаешь вывод:

    мне говорят — Истина-Бог с нами, а сами при этом очевидно стоят «по пояс» во зле.

    и, наконец, пишешь о себе:

    человек, по жизни ищущий Истину, идет в то место, где по уверениям, должна быть правда и свет, а видит там проявления той же, что и везде лжи и тьмы.

    И естественным образом, у меня возник первый вопрос: если у тебя сложилось такое представление о Русской Православной Церкви, что же заставляет тебя искать здесь Истину? Что побуждает так активно участвовать в блоге православного архиерея — одного из руководителей этой самой Церкви? Который, — и я очень хочу, чтоб ты это понял и учитывал всегда в наших последующих беседах (если таковые будут иметь место) — верит в нее, принимает ее и живет для нее и в ней по мере своих сил. А последнее (и снова я вынужден подчеркнуть, ибо во всех предыдущих сообщениях ты либо не обращал, либо не хотел обращать внимания на эту основную мою мысль) возникло из моего внутреннего опыта отношений со Христом и Его Церковью, а вовсе не из официальной версии, где все в белом и сияют и которую разработала церковная пропагандистская машина. Смею уверить, что архиереи и священники, монахи и миряне, которых я хорошо знаю, в Церкви по той же причине. Это замечательные, самоотверженные, преданные Богу и людям христиане, которые вполне ясно отличают добро от зла. И весьма далеки от лжи, наивности и глупости (не обязательно сознательно врут от себя, может быть, сами стали жертвой обмана). За очень редким исключением.

    Все, что ты пишешь о Церкви, — исключительно негативно, и это не удивительно: твои знания о ней основаны на интернет-информации: вот сотни страниц информации, всего за пару часов поиска в интернете. Далее ты пишешь: Вы, конечно, потребуете подробных доказательств, потом подвергните критике степень их достоверности… — если речь пойдет о конкретных обвинениях, конечно, я именно так и сделаю. По той простой причине, что не доверяю интернет-сплетням. Ибо люди, которые их сочиняют и распространяют, не несут за них никакой ответственности. Есть и вторая причина: многие из этих самых людей занимаются такими делами вполне целенаправленно и со знанием дела. Вот тебе лишь одно подтверждение, взятое, кстати, вовсе не из интернета. После развала СССР Збигнев Бжезинский, в прошлом помощник президента США по национальной безопасности, заявил: «Враг номер один уничтожен; остался враг номер два — Русская Православная Церковь». К чему такая высокая оценка заслуг РПЦ, где все очевидно стоят «по пояс» во зле. Глупые, все-таки, эти американцы: знали бы они то, что известно тебе — не стали бы так беспокоиться.

    А тебе не приходило в голову, что все эти сотни страниц информации, да еще всего за пару часов поиска в интернете имеют вполне определенную цель, вполне определенный источник и вполне определенный адресат? Тем более, если этот адресат для этой определенной цели — прекрасная мишень:

    Кто-то мне советовал изучить историю Православной Церкви. Да вот что-то не хочется. И чтобы узнать реальную историю, нужно будет искать непредвзятые источники, свидетельства и т.п. А это всё-таки время и труд, да и опасаюсь я целиком и полностью разочароваться.

    И искать нужно будет, и время с трудом затратить. И только несмышленышам нужно объяснять, что ответы на главные вопросы не даются легко и не берутся из интернета. Царство небесное, — говорит Спаситель, — большими трудами приобретается, и лишь те, кто усердно трудится, его наследует. А Церковь Христова как раз и является таким Царством. Разочароваться боишься? Что за страусинная позиция? Изучи, разочаруйся и ступай искать Истину в другом месте. Или убедись, что она в Православии.

    И вот здесь возникает вопрос номер два: почему ты, разумный (как часто ты говоришь о себе), трезвомыслящий человек столь критично и недоверчиво относящийся ко всем первоисточникам, даже к Евангелию, легко доверяешь данным интернета?

    На самом деле, тщательно просматривал ваши посты с желанием найти уязвимость…. Зацепку…

    Думаю, причина в этом, в тенденциозности. Парадоксально, но, стараясь обрести Истину, ты изначально настроен видеть ее противоположность. Посему она тебе и не открывается. За подтверждениями далеко ходить не надо:

    1. у вас в каждом храме чуть ли не рынок

    о рынках в храме. Что здесь имеется в виду? Сама торговля? Так это не является грехом. Что греховного, если ты приобретешь свечу, икону или хорошую книгу?

    И говорил я не о свечках и книжках в храмах…

    2. пошел в православный храм, там спросил у священника. Небыло такого у нас говорят, раскольники — грубые невежды, враги государства, сами себя сжигали, церковь тут не причём

    Этот вопрос невероятно сложен. Для того, чтобы разобраться в нем, необходимо хорошо знать исторические условия того периода, биографии и характеры основных действующих лиц. Потому “неестественно” для приходского батюшки разбираться в таких тонкостях. В Церкви нам нужен все же священник, а не профессор церковной истории. Ну а если желаешь все-таки разобраться в этом вопросе, читай специалистов… Несколько слов о старообрядческом расколе. Чья в том вина, Патриарха Никона или протопопа Аввакума? Обоих: каждым двигала гордыня. В какой степени и какова мера вины каждого, ведомо только Господу.

    Всё у вас складно, гладко и красиво. Все острые углы “закруглили”, каждому своё место отвели… старообрядцам, грешникам и т.п. Ведь пропагандисткая машина наверняка сформировала официальную красивую версию, где все в белом и сияют. Ну кроме тех моментов, где уже спалились и не отвертишься — как с тем самым Никоном.

    В Русской Православной Церкви почти двести архиереев, тысячи священников и монахов, чья жизнь — труд и подвиг, но тебя, видимо, это не интересует. Не рассматриваем мы личностей верующих, хранящих в душе своей мир и любовь. Не интересно это. Интересны те, чьи имена можно хоть как-то связать с торговлей водкой и табаком, мутными махинациями с нефтью. Кстати, как можно доверять такой информации, если она мутная? У нас сотни монастырей, а ты имеешь хоть малейшее представление, какая в них совершается жизнь? Как подвизаются братья? Нет. Зато знаешь о развлекательном комплексе на территории одного из них. И размахиваешь этим, как флагом почти в каждом своем комментарии. Как совершают свое служение миссионеры, катехизаторы, православные педагоги, сестричества в больницах, братства в вооруженных силах и молодежных лагерях? Какие книги о Православии ты прочитал? С кем из опытных священников побеседовал, да не о ересях и расколах, а о своей душе, о Христе, о едином на потребу? Когда последний раз подходил к исповеди? К причастию? А если всего этого нет и не было, если эти вопросы ты себе не задаешь, то о каком поиске Истины речь? Если под Истиной понимать Христа?

    Попытался немного объяснить тебе, что же такое Церковь в сообщении «Пост Великий и последний.» Но ты либо не прочитал, либо не захотел вникнуть в его содержание. Твой последний комментарий — яркое тому свидетельство.

    Вот такие дела. Вот такие вопросы. И время на Камчатке позднее, вернее, раннее. Посему, ответить конкретно на твои обвинения придется в следующем комментарии. Хотя ответы эти в сообщениях уже были даны.

    Закон дискуссии — не переходить на личности, но я священнослужитель, и самим Господом поставлен заботиться о душах. Смиренно надеюсь, что все вышеизложенное ты расценишь правильно: сей комментарий — проявление такой заботы. О тебе.

  7. Анатолий:

    …и самим Господом поставлен заботиться о душах…

    О чьих душах, Батюшка? О своей и своих прихожан — православных христиан, о душах неверных мусульман, неправильных католиков и предателей-иудеев? Может быть, только о душах тех , кто конкретно обратился к Вам с просьбой о «заботе» и помощи, или о «душах» вообще, как абстрактной религиозной категории?
    О душах живущих или душах усопших?
    О «душах» попавших в рай, или «душах», вынужденных вечно гореть в «геенне огненной»? О душах «покрестившихся» или душах «нехристей»?

    А человек без «души» — кто позаботится о нём?

    Или существуют только «избранные» души, которые Вы обслуживаете и «окармливаете» в соответствии со своим рангом и месторасположением епархии (градоначальники, адмиралы, председатели) ? (Как следует из Ваших же объяснений : Высшее церковное руковдство — поддерживает Высшее руководсто страны, священник в захудалом приходе — захудалого раскаявшегося пьяницу, и т.д. и т.п в соотвестивии с иерархией, полученным образованием, занимаемой должностью, величиной пожертвования и «самопожертвования»)

    И в чём прявляется и что есть «забота», которую поручил Вам сам Господь в своём триединстве (Христос- за тело, Святой дух — за душу, а Отец и за того и за другого?) ?

    Прошу прощения за то, что тревожу Вас «глупыми» вопросами, но…»сатана» душе спать не даёт, а тут подвернулись Ваши строчки с заботой о них…

    Всего Вам доброго!

    Пусть найдётся в этом мире тот, кто позаботится и о Вашей Душе.

    С уважением к Вашей самоотверженности,
    полемико-публицистическому таланту, достоверно-убедительной искренности и умению всё расставить на свои (?) места.

    Временно бездушный человек
    АМ

    P.S. Если вдруг надумаете поделиться со мной своими мыслями и рассуждениями, маленькая просьба, пожалуйста, не обращайтесь ко мне на «ТЫ» (несмотря ни на мой «несмышлённый» возраст, ни на отсутствие «высокоуважаемых» в обществе «звания» и «должности»)

  8. Архиепископ Игнатий:

    Анатолий пишет:
    пожалуйста, не обращайтесь ко мне на “ТЫ” (несмотря ни на мой “несмышлённый” возраст, ни на отсутствие “высокоуважаемых” в обществе “звания” и “должности”)

    Ваши опасения совершенно напрасны, Анатолий. И дело здесь даже не в возрасте, званиях или должностях: в данном случае это не имеет никакого значения. Обращение на «ты» предполагает определенную степень душевной близости между людьми, а в моем понимании довольно высокую. Мы же с Вами, насколько я могу судить, «встречаемся» впервые. В таком обращении может проявиться и невоспитанность, но надеюсь, что сего обвинения с Вашей стороны не последует.

    О чьих душах, Батюшка?

    О душах людей, нуждающихся в моей заботе: рожденных Господом через мои руки к христианской жизни в крещении и монашеской в постриге. Призваных к служению в таинстве священства, то есть священников, рукоположенных мной. О душах тех, кто обрел в Православии Христа и пришел ко мне за помощью на пути к Нему. Тех, кто приходит сам и кого приводит Господь.

    А человек без “души” — кто позаботится о нём?

    Таковых, к счастью, не бывает.

    Как следует из Ваших же объяснений : Высшее церковное руковдство — поддерживает Высшее руководсто страны, священник в захудалом приходе — захудалого раскаявшегося пьяницу

    Люди — везде люди: и в высшем руководстве страны и в захудалом приходе. С той лишь разницей, что чем выше человек на иерархической лестнице, тем труднее ему оставаться человеком. Тем служение священника тяжелее, но такова воля Господа.

    в соотвестивии величиной пожертвования и “самопожертвования”

    Не следует, Анатолий, опускаться до выпадов такого рода. Если Вы действительно себя уважаете. Да и меня хоть немного.

    И в чём прявляется и что есть “забота”

    Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все зависит от того, в чем нуждается человек на пути к своему спасению. И чем я могу ему содействовать.

    Прошу прощения за то, что тревожу Вас “глупыми” вопросами, но…”сатана” душе спать не даёт

    Не стоит извинений. Если человека интересует «единое на потребу», никакой вопрос не бывает глупым. И если хоть самую малость смог и смогу быть Вам полезен, был и буду рад. А сатана, он без кавычек, он реальный. И даже более чем.

    Пусть найдётся в этом мире тот, кто позаботится и о Вашей Душе.

    Ммм…дааа …Вы первый, кто пожелал мне этого. Даже не знаю, что и ответить… непривычно. Трогательно. Спаси Вас Господь.

    С уважением к Вашей самоотверженности,
    полемико-публицистическому таланту, достоверно-убедительной искренности и умению всё расставить на свои (?) места.

    Благодарю, если не шутите.

    Временно бездушный человек АМ

    Относительно бездушности см. выше.
    Благословения Вам от Христа Спасителя и неизменного участия Его в Вашей жизни и душе.

  9. Архиепископ Игнатий:

    Анатолий пишет:
    Временно бездушный человек
    АМ

    Скажите, Анатолий, а Вам не знакомо стихотворение, которое начинается словами:

    В тридцать три, ни Христос, ни Иуда,
    Ни святоша и ни святой ?

  10. Анатолий:

    Здравствуйте, Владыка!

    Честно говоря, я не надеялся на скорый ответ на мой «риторический» комментарий. Искреннее Вам СПАСИБО!

    Хоть я и не получил исчерпывающие ответы на свои вопросы, на которые Вы частично попытались ответить, но, тем не менее, очень рад, что Вы дали надежду на продолжение диалога.
    Если у Вас найдётся время на «душу», которую Вы не крестили и не «рукоположали», то надеюсь в ближайшем времени поговорить с Вами.

    Но сегодня не могу удержаться от одного комментария. по поводу «ты» и «вы».
    Исходя из Вашего определения , что “ты” предполагает определенную степень душевной близости между людьми, а, в Вашем понимании, и «довольно высокую», то Вы, Владыка , видимо, находитесь в очень «близких» отношениях с вашим «оппонентом» Диа Белом. Несколько странно…

    Ну, а насчёт нашего знакомства…Я очень много прочитал о Вас в интернет — публикациях. Так что можно сказать. что многое о Вас знаю.
    Ваш образ, который сложился и продолжает искусно складываться в масс-медиа, очень привлекателен на фоне привычно-заунывного православия.

    Насчёт шутки… я писал не первого апреля… и в дальнейшем попытаюсь откровенно говорить о том, что «болит». Ведь Вы, как известно, в светской жизни были связаны с медициной, психологией человека и его социальной рабилитацией посредством Искусства.

    А люди, которые Вас знают и помнят, есть на этом свете. И они молятся за Вас, так что не удивляйтесь.

    С уважением,
    Ваш покорный слуга
    АМ

  11. Анатолий:

    Как дитя в ожидании чуда
    Всё стою с неззажжённой свечой…

    Владыка! Откуда Вам известны эти строчки?!

    Это стихи моего приятеля, который живёт в Иркутске и тоже когда-то учился на физфаке ИГУ.

    Недавно он подарил мне свой сборник стихотворений, изданный им в Сеуле, где он живёт с женой, преподавательницей русского языка.

    Название книжки несколько странное: Я ЕСМЬ … .
    И в этом сборнике действительно есть стихотворение, которые Вы процитировали…

    Заканчивается оно так

    И ни чуда, и и ни полчуда,
    И за дымом не видно креста.
    И во мне молчаливый Иуда
    Продаёт втихомолку Христа.

    Жалко… и Христа…и Иуду

    Последнего жальчее, ибо не ведал.ЧТО ТВОРИТ…

    Извините, Владыка, на Камчатке, наверное, утро…

    Доброго Вам служения!

    АМ

  12. Архиепископ Игнатий:

    Анатолий пишет:
    Исходя из Вашего определения , что “ты” предполагает определенную степень душевной близости между людьми, то Вы, Владыка , видимо, находитесь в очень “близких” отношениях с вашим “оппонентом” Диа Белом. Несколько странно…

    Ваше недоумение, Анатолий, разрешается довольно просто.

    Следует отметить, для начала, что «иметь душевную близость» и «находиться в близких отношениях» — не одно и то же. Близких отношений с Белом у нас, конечно нет, хотя бы потому, что с ним мы лично не знакомы.

    Что же касается душевной близости — и это во-вторых — она обусловлена тем и состоит в том, что Бел мне понятен, а его индивидуальность, вопросы и комментарии помогают взглянуть на привычные вещи с новой, неожиданной стороны.
    Наверное, правильнее было бы сказать, что он мне близок. Близок ли я ему — не знаю: для меня это значения не имеет. Лишь бы был близок ко Христу.

    И, наконец, третье. Вас, видимо, немного смутил последний обмен нашими комментариями. Категоричность здесь была с моей стороны. Для Бела такой способ выражения мыслей — предел корректности. Да и полемизируем мы далеко не всегда: во многом наши точки зрения совпадают, в чем Вы можете убедиться, просмотрев комментарии к другим записям, например «Эмо и готы», «Что есть Истина» и др.

  13. Анатолий:

    Позвольте возразить Вам, Владыка.

    Душевная близость, то есть сходство устремлений внутреннего мира, находится очень рядом с близкими отношениями, которые могут и не представлять материально-реализованное общение с рукопожатиями и поцелуями.

    Но, тем не менее я с Вами согласен, что определять «близость отношений» по принадлежности к одному «ордену»,наверно, оправадано , потому что — люблю того, кто уважает законы моей «семьи». или по итальянски — «мафии».

    Церковь, семья, мафия — суть одна, подчинение канону, который сохраняет, приумножает, защищает свои главные «ценности», свой капитал, чтобы каждый из членов «сеиьи» в каждую минуту своего существования знал, что он находится под Покровительством, а кого…не важно. Надо только очень верить, что тебя защитят и спасут…Пусть не в этой жизни.

    Хотя, впрочем, другой не будет, поэтому все стараются преуспеть именно в ЭТОЙ.

    Родиться, жениться, родить детей, стать уважаемым человеком среди уважаемых людей, написать хоть что-нибудь или хоть что-нибудь построить, чтобы умереть с чувством исполненного долга — Может быть и меня помянут добрым словом добрые люди.

    Добрых дел и добрых мыслей Вам, Владыка!

    С искренностью и дружелюбием
    Ваш
    АМ

  14. Аита:

    С религией так нельзя. Это очень личное и сокровенное.

  15. Анатолий:

    С религией так нельзя. Это очень личное и сокровенное.

    Аита!

    Пожалуйста, не путайте понятия «Вера» и «Религия».

    Вера как личное отношение к той или иной религии действительно является «личным и сокровенным», глубоко интимным чувством, проявлением индивидуальной связи человека с Творцом. И, как правило, истинно верующие люди не выставляют напоказ свои отношения , да им и не надо специально этого делать, потому что их жизнь является неоспоримым свидетельством их отношений с Истиной, которую они приняли.

    Религия — совсем другое дело. Религия и церковь — это общественные интституты, призванные распространять своё вероучение и осуществлять деятельность по организации ритуальной стороны «веры» в виде богослужений, обрядов, «таинств», регистрируя Вас в своём лоне как своего «члена» и , в связи с этим, имея право на Вашу личную жизнь и материальное имущество. Последнее — непременное условие существования всякой церкви. Личные пожертвования прихожан…
    Только после них вас принимают в «свои ряды» православные христиане, католики, протестанты, мормоны, баптисты, иеговисты, противоборствующие суниты и шииты, раввины, все без исключения, «прося если не «десятину», то хотя бы «лепту». Как говорится с прихожан по нитке… Насчёт буддизма не знаю, но во все времена и во всех религиях церковные атрибуты всегда сопровождались неисчислимым количеством золота, будь то купола или алтари, диадема патриарха или позолоченный хрест с бриллиантами на груди у священника.

    А золото, как вы сами понимаете, на дороге не валяется. Его надо «добывать». И добывают, кто как может. Кто-то владеет приисками, кто-то на них работает. А если не работает то можно «позаимствовать» у ближнего, а потом и замолить свои грехи в храме, мечети, синагоге.

    И тем не менее, Анита, говоря об «администрировании» в религии, я с уважением отношусь к Вашему искреннему чувству Веры. Если вера помогает Вам жить, если Вы видите в ней поддержку и ощущаете с этой помощью крепкую опору под ногами, то, как говорится, дай Вам Бог…и любви, и успеха, и счастья…обыкновенного человеческого счастья с любимым человеком , с детьми, с друзьями, с творческой интересной работой.

    Всего Вам доброго!

    С уважением
    Анатолий

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov