Личные впечатления. Интервью.

— Владыко, со Святейшим Патриархом Кириллом Вы знакомы уже давно. Расскажите, пожалуйста, как произошла ваша первая встреча.
— О владыке Кирилле первый раз я услышал ещё в своей светской жизни. Году где-то в 1988. Тогда же принял Святое Крещение, как видите, в довольно зрелом возрасте, и ,как все новоначальные, использовал любую возможность побольше узнать о Церкви, вере, Евангелии, Иисусе Христе. Читал журнал Московской Патриархии — официальное издание русского Православия. И уже тогда публикации архиепископа Кирилла вызывали у меня, человека более мирского, чем церковного, огромный интерес. Точнось его мысли, неожиданность и глубина постановки задач, яркость изложения — все это не привлечь, конечно, не могло.


В следующий раз архиепископа Кирилла я увидел на Поместном Соборе 1990 года, когда избирали Святейшего Патриарха Алексия Второго, ныне почившего. Владыка тогда был уже председателем Отдела Внешних Церковных связей, то есть «министром иностранных дел» нашей Церкви, находился в сане архиепископа Смоленского и состоял членом Священного Синода. Все эти послушания он исполнял несмотря на свой довольно молодой возраст. И исполнял безукоризненно.Запомнилось,что держался владыка очень скромно, никогда не привлекал внимания; я не видел, чтобы он давал интервью. Ни громкого голоса, ни широких жестов, ни ярких выражений лица. Вся его большая соборная деятельность осуществлялась крайне незаметно, но весьма эффективно. Несколько архиереев еще тогда хотели предложить его кандидатуру на должность Святейшео Патриарха — владыка решительно отказался.
Затем началась моя монашеская жизнь в монастыре Святого Духа в Литве. Не так часто можно было узнать о жизни всего русского Православия, отдельных предстоятелей, тем более после отделения Литвы от России. Но даже в этих условиях владыка Кирилл был известен всем: настолько яркой и плодотворной была его деятельность, настолько талантливым пастырем, замечательным миссионером и умным человеком был он сам. Правда, наряду с такими мнениями были и другие. О том, что он экуменист в самом негативном понимании этого слова, что хочет подчинить Православную Церковь Ватикану, о том, что он совершает совместные литургии с католиками и даже с язычниками. Все это распостранялось с помощью слухов, подметных листовок, подпольных газеток. Разумеется, без указания авторства и издательств.
И вот наступил 1997 год. Тогда впервые за всю историю Литвы, да и Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси принял решениепосетить Литву. Этот визит был очень важен для нашей Епархии. И для всей нашей Церкви, да и для взаимоотношений между Россией и Литвой. Потому, чтобы подготовить его в Вильнюс прибыл тогда уже митрополит Кирилл. Он встречался с президентом республики, с её премьер-министром, нашим владыкой Хризостомом, управляющим Виленско-Литовской Епархией. Встречался с католическим кардиналом Литвы. И после этих визитов была детально разработана двухдневная программа пребывания Святейшего Патриарха в Литве.
— И тогда вы, наконец, встретились?
— Нет, и в этот раз личной встречи у нас не было. Но даже взгляд со стороны, издалека, мог многое сказать о нашем «министре иностранных дел» как о человеке весьма энергичном и целеустремлённом, великолепно знающем своё дело: вся подготовленная им и владыкой Хризостомом программа прошла с огромным успехом, что называется «без сучка, без задоринки». О ней много после этого ещё писала литовская пресса.
В дни пребывания Святейшего на Литовской земле те храмы, где он совершал служение, были переполнены. И не только православными. Приходили и католики: литовцы, поляки…А в день окончания визита митрополит Кирилл дал великолепное интервью литовским СМИ, где блестяще ответил на все, даже самые каверзные вопросы.
А вот следующая наша встреча была уже очная, что называется «лицом к лицу». Произошла она на заседании Священного Синода, где решался вопрос о моём рукоположении в епископы. Как сейчас помню: владыка сидел слева от меня. Святейший Патриарх и члены Священного Синода задавали вопросы, я отвечал как мог. Он внимательно слушал и в какой-то момент, видимо понял,как мне было тяжело. Понял и поддержал: «Ну что же, отец архимандрит, — а тогда я находился в таком сане, — я вижу, что Вы — человек искренний и открыто отвечаете на все вопросы. Понимаю Ваши опасения и сомнения в преддверии пути, который Вам предстоит. Понимаю, что у Вас нет опыта. Понимаю, что Вы осознаёте всю ответственность, на Вас возложенную. Так мой Вам совет: не смущайтесь и не унывайте. Оставайтесь таким же искренним в отношении с Богом и людьми, и Господь не оставит Вас Своей благодатной помощью».
После этого с Владыкой мы не виделись довольно долго. Я уже сам стал архипастырем и узнал все сложности архипастырского служения. И мог оценить, насколько невероятно огромный объём работы возложен на владыку Кирилла Церковью и как прекрасно он с ним справляется.
Ведь он в то время был, во-первых, пастырем, то есть, человеком, который заботится о спасении каждого своего чада. Во-вторых, архипастырем. то есть ещё и руководителем. В-третьих, он был председателем Отдела внешних церковных связей, он отвечал за взаимодействие нашей Церкви со всем миром. Помимо этого он состоял в очень многих советах, комиссиях, возглавлял огромное количество съездов, конференций, семинаров. Но самым непостижимым было то, что со всем этим он великолепно справлялся.
— Помимо этого он прекрасный публицист…
Да, в своих статьях Владыка затрагивал самые разные аспекты жизни Церкви и каждого православного человека в современных условиях: как жить православному в современном секулярном мире? Как отвечать на те вызовы, которые бросает нам секулярное общество? Как сочетать древние церковные каноны и современные условия, в которых мы живём? Сейчас появились талантливые публицисты, которые тоже пытаются рассматривать подобные вопросы и, как мне кажется, достаточно успешно. Но еще десять-пятнадцать лет назад это делал только владыка Кирилл и делал очень ярко и точно. К тому же, он один из первых, если не первый архиерей, который начал говорить с молодёжью на понятном ей языке. Ну а кто не помнит его знаменитой передачи «Слово пастыря». Для очень многих людей она стала мостиком, который привел их в Православие.
— Как проходил визит митрополита Кирилла на Камчатку?
— У нас Владыка побывал в августе 2005 года, в преддверии празднования трёхсотлетия Православия на полуострове. Три дня его пребывания здесь — хороший урок пастырской деятельности, урок того, как необходимо трудиться архиереям.
Наша Епархия была не первой, которую посетил владыка, до этого он побывал в Магадане, в Анадыре, а затем прилетел к нам. Представьте себе: прелдолеть девять часовых поясов, две епархии. Я ожидал, что из самолёта выйдет утомлённый человек, крайне нуждающийся в отдыхе, восстановлении сил — ничего подобного! Он вышел вполне бодрый, крепкий, энергичный, как всегда, и тут же мы с ним, вернее — он со мной, принялись исполнять ту программу, которая была намечена ещё до прибытия. Руководство города и области — градоначальник и губернатор, представители Совета депутатов, ведущих партий — все встречали его прямо на лётном поле. Владыка немедленно распорядился ехать в часовню, которая стояла в аэропорту и отслужил там молебен вместе со всеми присутствующими. Так началась наша рабочая программа. Дни были заполнены с утра до вечера. Это встречи с сотрудниками администраций города и области, с камчатскими жителями, богослужения, участие в закладке камня на месте памятника святым Апостолам Петру и Павлу, выступления в прямом эфире по телевидению. День был расписан настолько плотно, что у Владыки в течение его не было и пяти минут отдыха. Но крест сей он нес с достоинством .
— Что в эти дни Вам запомнилось больше всего?
— Больше всего, конечно, запоминаются богослужения. Мы служили и Всенощное бдение и Литургию в нижнем Храме Святой Живоначальной Троицы. Как и сейчас, он не был оштукатурен, виднелась арматура, но Владыку это не смутило. И на всех богослужениях храм не мог вместить всех желающих. Мы с Владыкой возглавляли Литургию вдвоём. Служить с ним ответственно и очень легко. Он поддерживает. Я отлично осознавал, что он совершал свои служения при гораздо большем церковном благолепии, в сопровождении прекрасных хоров. Но он как будто не замечал наш «тёмный» храм и пение нашего скромного хора. И даже поблагодарил певчих искренне, от души. Когда наступает момент пресуществления Даров, предстоящий священнослужитель перед престолом кладёт земной поклон. Сделали это и мы с Владыкой. Но когда я поднялся, владыка Кирилл ещё долгое время находился в склонённом состоянии, видимо, испрашивая у Господа помощи, поддержки и укрепления всем, живущим на Камчатской земле.
По окончании я поблагодарил владыку Кирилла за то, что он нашёл время посетить нашу Епархию, преподнёс ему изготовленные нашими мастерицами меховые унты, расшитые бисером. А он передал нам в дар чудесную икону Божией Матери, которая сейчас находится в Храме Святителя Николая Чудотворца и сказал замечательное назидательное слово, где призывал всех православных нашей Епархии к активной апостольской, миссионерской, катехизаторской деятельности, говоря о том, что Церковь должна идти прежде всего к людям, а не наоборот. Тех же самых убеждений он придерживается и по сию пору. Те же самые задачи он поставил перед Церковью в своём программном слове после интронизации.
Во время того визита мы с митрополитом Кириллом посетили и посёлок Рыбачий. Владыка очень внимательно осмотрел подводный корабль «Георгий Победоносец», его интересовало буквально всё. Он задавал самые разные и неожиданные вопросы. Заместитель командира эскадры по воспитательной работе, который сопровождал его, был поражён остроой и пытливостью ума владыки. Там же мы впервые за всю историю подводного флота подписали соглашение о сотрудничестве между экипажем корабля и Русской Православной Церковью. Отныне Церковь взяла на себя обязательство окормления экипажа и выполняет его неукоснительно и по сию пору.
Здесь же Владыка произнёс очень яркую, убедительную проповедь о необходимости веры для военного человека. И все военные сошлись на том, что он человек эрудированный, прекрасно ориентируется в современной обстановке, знает ответы на вопросы не только церковной, но и светской жизни.

В быту Владыка (уже Его Святейшество) обходился самым необходимым. Каждый день начинал с физических упражнений. А когда на лётном поле, перед самым отлётом, он переоделся в спортивную форму и пригласил командира корабля совершить с ним лёгкую пробежку, тот остался далеко позади и долго не мог отдышаться.
Святейший Патриарх обладает свежестью, новизной восприятия окружающего мира, его взор не притуплен, Господь открывает ему большее видение, чем многим из нас. Яркий пример — установка памятника Святым Апостолам Петру и Павлу. Очень долго камчатские архитекторы дебатировали вопрос: где должен стоять памятник. Предлагали самые разные варианты. И как раз накануне установки камня приехал владыка Кирилл. Остановил машину на Култушном, вышел, посмотрел, о чём-то подумал и сказал: «Памятник должен стоять здесь».Тут же, в присутствии градоначальника, городской и краевой администрации, добился у губернатора разрешения на установку. Буквально на следующий день на месте будущего памятника был установлен и освящен закладной камень.Теперь это самое красивое место в городе. Трудно представить Святых Апостолов еще где-либо.
Но самое тёплое впечатление у наших камчатцев оставила встреча с владыкой в концертном зале КамчатГТУ. Зал был, естественно, переполнен. Вопросов было огромное количество, и, наверное, не было человека, который остался бы неудовлетворён.
На следующий год митрополит Кирилл пригласил меня посетить Смоленскую Епархию на праздник иконы Божией Матери «Смоленская».

— Есть ли возможность того, что Святейший Патриарх Кирилл ещё раз посетит Камчатку для освещения Собора Святой Живоначальной Троицы?
— Я очень надеюсь. Святейший Патриарх Алексий, царство ему Небесное, обещал приехать на наш полуостров, когда строительство Собора будет завершено. И освятить его. К великому сожалению, этого не случилось. Но я не сомневаюсь, что наш Собор в скором времени будет построен , и Святейший Патриарх Кирилл не откажется разделить с нами радость первой молитвы в нем.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

6 комментариев к записи “Личные впечатления. Интервью.”

  1. Tatiana:

    Владыко, спаси Вас Господь!

    Уроки от Вас запоминаются на всю жизнь! )))))

  2. Tatiana:

    Спаси, Господи за то, что поделились с нами, читателями, очень интересное и яркое интервью!!! ))

  3. Промыслом Божиим Вы несёте архипастырское служение в земле Нестора Камчатского. Когда-то, на заре моей православной юности, на меня большое впечатление произвела книга его вомпоминаний «Моя Камчатка»…

    Владыко, правда, что у вас проводятся паломническая езда на собаках и оленях по местам памяти святителя Нестора? И можно ль принимать в этом участие представителям иных епархий?

  4. Архиепископ Игнатий:

    иером. Арсений пишет: Владыко, правда, что у вас проводятся паломническая езда на собаках и оленях по местам памяти святителя Нестора? И можно ль принимать в этом участие представителям иных епархий?

    Благодарю Вас за добрые слова, дорогой отец Арсений.

    Относительно поездок — верно. Но назначение их иное: это спортивные гонки и только на собаках. Правда, последние два года в них принимает участие и наш священнослужитеь, отец Владислав. Он то и исполняет там миссионерское служение.

    Подробнее об этом Вы можете узнать в блоге его прихода на нашем сайте. Он называется «Средь синих гор на речке Быстрой». Там же — справиться об условиях и возможности участия представителей иных епархий. Это решают организаторы гонок.

    Я же со своей стороны буду только рад.

    Воистину Воскресе Христос!

  5. Алексей:

    монах Диомид
    Камчатский архиепископ Игнатий, находясь на Соборе во время облачения Кирилла в патриаршие одежды, увидел, как Кирилл внезапно стал черен лицом как Кришна или эфиоп. Господь показал, кто был избран Патриархом РПЦ МП.

    скажите владыка Игнатий, о чём это говорит монах Диомид и можно ли его слову верить?

  6. Архиепископ Игнатий:

    Конечно нет, Алексей. Верить этому нельзя.

    Мне думается, что после того, как он отлучил весь епископат Русской Православной Церкви и назначил себя управляющим всеми епархиями, о его духовном состоянии можно сделать однозначный вывод : это прелесть.

    Боюсь, что не лучше и его психическое состояние.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov