А вертолет уже наготове. Через несколько минут предстоит ступить на эту суровую, славную и прекрасную землю.
Наш воздушный корабль по размеру весьма небольшой, предназначен для военных целей, а не перевозки пассажиров. На особый комфорт расчитывать не приходится, да об этом никто и не думает: слишком важно и необычно то, что нам предстоит сегодня. Первые восемь участников нашего «десанта», плотно прижавшись друг ко другу, едва помещаются в салон; все остальное пространство заполнено необходимыми сегодня принадлежностями. Среди них — памятная табличка, гирлянды, церковная утварь…
Вертолет медленно поднимается в воздух, на несколько секунд, как бы проверяя себя (и нас), зависает над палубой, а затем направляется в сторону острова. Решено, что священнослужители и Саша Смышляев-младший высадятся на пограничной заставе, а остальные участники экспедиции и члены экипажа отправятся к мемориалу Курильскому десанту. Они должны будут приготовить все для памятной церемонии и заупокойного богослужения и ожидать нашего прибытия.
Настроение у всех радостно-приподнятое, торжественное. Шум мотора заглушает все остальные звуки, через 10-15 минут в его ровном гудении появляются новые интонации: кажется, пошли на снижение. Так и есть, вертолет касается земли. Повернуться, чтобы разглядеть ее в иллюминаторе, невозможно, но внутреннее чувство безошибочно свидетельствует: она здесь, под нами.
Выгружаемся за несколько секунд. Остающиеся в вертолете быстро и слаженно содействуют нам, пытаются сказать несколько добрых (как можно догадаться), напутственных слов, которые тут же исчезают в реве мотора и мощном, исходящем от винтов воздушном потоке. Понятно одно: нас будут очень ждать и просят не задерживаться. Что ж, постараемся. Последний раз обдав нас мощной струей горячего воздуха, вертолет поднимается и исчезает в юго-восточном направлении.
Осматриваемся. Повсюду, до самого горизонта невысокие холмы, покрытые густой зеленью, плавно переходящие один в другой. Под ногами — бетонный круг, это вертолетная площадка. Чуть поотдаль находятся несколько строений, видимо, застава. Минута-другая, и чувство оглушенности проходит, вновь слышен мир. А это, действительно, мир, спокойно, ненавязчиво, но неотвратимо умиротворяющий душу.
Спокойно, без спешки подходит высокий, крепкий молодой человек в камуфляже. По всему видно: это командир. Спокойно представляется, доброжелательно выслушивает ответные представления с нашей стороны. Спокойно кивает головой: благодарю, мол, понятно. Начинаем обсуждать программу нашего пребывания.
Появляется Джек — любимец всей заставы. Он всем видом дает понять, что желал бы познакомиться поближе, но военная дисциплина, природная деликатность и, возможно, высокий сан гостя побуждают его держаться на расстоянии.
Но к отцам Роману и Александру своих чувств он сдержать уже не в силах, тем более, что они и сами настроены ответить взаимностью.
То, что священнослужителей на острове не было в течении трех столетий, нам уже известно. Теперь выясняется, что и нынешние военнослужащие заставы с батюшками почти не общались. Предлагаю для начала познакомиться. Командир уходит отдать соответствующие распоряжения, и у меня появляется возможность оглядеться. В казарме чувствуется какая-то особая, домашняя атмосфера: нет, порядок военный, все на своих местах, но везде как-то тепло, уютно. Эти тепло и уют видны и в отношениях пограничников между собой. Спокойный размеренный ритм жизни удаленной, уединенной заставы, спокойные голоса, размеренные движения, доброжелательные лица.
Все, кто хотел встретиться с нами, были приглашены в бывшую ленинскую комнату. Хотели все, даже дневальный, который периодически то появлялся, то исчезал в створе открытой двери, на протяжении всей нашей беседы.
Которую пришлось начать монологом: пограничники не могли поначалу прийти в себя от изумления, услышав о моем сане. Рассказал о цели нашей экспедиции, ее задачах, составе. Постепенно перешел к традициям русского воинства, его тысячелетней связи с Церковью. Появились сначала робкие и редкие, а затем и почаще вопросы; не понадобились даже заготовленные заранее видеофильмы. Так незаметно прошло около часа и, если бы не зазвонил телефон, беседа продолжалась бы и дальше. Но он зазвонил: от мемориала докладывали о полной готовности и настоятельно просили поторопиться. Двое ребят подошли с просьбой освятить нательные крестики. А один — с просьбой о крещении.
«О чем думал раньше?», — спрашиваю.
«Да вот, пришло только что».
«Ну, молись, чтобы Господь дал вернуться, сейчас времени нет: нужно ехать».
Любезные хозяева предложили свою технику, и, пока я осматривал подсобное хозяйство, заботливо приготовили посадочные места. Спаси вас, Господи, ребята.
Садимся, едем к мемориалу. Дай Бог, вернуться и совершить святое крещение. А наш неутомимый Саша, как всегда, не отходит от камеры.
Владыко, интересно Ваше мнение по стенограмме лекции о практике причащения во времена синодального периода и перед ним: http://www.polit.ru/lectures/2009/06/17/zhivov.html
Михаил пишет: Владыко, интересно Ваше мнение по стенограмме лекции о практике причащения во времена синодального периода и перед ним
Лекция, безусловно, заслуживает внимания. Я скопировал ее и собираюсь просмотреть.
Однако, даже беглый взгляд позволяет думать о некой тенденциозности автора. Судите сами: он утверждает (и во многом справедливо), что прямых свидетельств того, как совершалась исповедь в те времена, нет. И строит свои рассуждения на косвенных данных. Как филолог, он использует, в основном, художественную литературу.
Однако, даже среди косвенных источников есть гораздо более достоверные (путевые заметки, например), опровергающие его мнение. Советую прочесть подробнейшее «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине 17-го века» (в частности, гл.4 и другие).
Или уж совсем абсурдное утверждение: «Спасение, когда о нем задумывались(русские — А.И.), оказывалось никак не связанным с человеческими усилиями».
Но лекция, повторю, заслуживает внимания. Постараюсь выбрать время и прочесть внимательнее.
Спасибо, Владыко, за ответ.
Про эту книгу я слушал в формате mp3 в лекции отца Андрея (Кураева).
Нашёл репринтное издание 1897 года (второе издание), прочитаю.
Для остальных читателей дам подсказку: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1544