Где грань между памятью о прошлом, которая способствует становлению личности христианина, и памятью, которая бросит человека в руки идеологии?
Думаю, что она проходит между душой и духом. Душевное восприятие истории будь то научно-интеллектуальное или эмоционально-художественное всегда оставляет человека на человеческом уровне. Его личность, если и развивается при этом, то в горизонтальном измерении: больше-меньше, уже-шире. Идеология, как синтез, попытка свести в систему знания ума и сердца — также результат человеческой (в некоторых случаях – сатанинской) деятельности.
Становление личности христианина происходит всегда в вертикальном измерении. Это движение вверх, к Богу. Для сего, — утверждает свт. Феофан Затворник, — надо научиться смотреть на вещи духовно. А историю, добавим, видеть таковой, какова она есть, т.е. историей со-бытий, совместного бытия Бога и человека. Ну а память о прошлом, сохраняя эти драгоценные события, должна искать и обретать в них уроки, мотивы и силы для движения вверх.
Тогда историческая память и будет способствовать становлению личности христианина, да и каждого человека.