Наука и религия.

Я прочел в газете АиФ Камчатка интервью с Вами, и узнал, что вы по образованию и по не такому уж малому опыту работы — физик. Я тоже физик по образованию и по работе уже в течение пятидесяти трех лет (по возрасту я Вам отец — 1933 год рождения), но кроме физики интересуюсь еще многим, в частности историей, Россией и человеком. Я убежденный атеист по крайней мере в третьем поколении, и в настоящее время меня очень тревожит клерикализация России.

Православие идет на смену коммунистической религии — марксизму-ленинизму. И все правители и высшие чиновники, недавние коммунисты и комсомольцы, воинствующие атеисты, начинают истово креститься и жертвовать государственные (не свои!) деньги на строительство храмов. Я вижу опять то же привычное лицемерие.
У меня к Вам вопрос: как получилось, что Вы, физик, кончивший университет и работавший по специальности, переквалифицировались в священнослужителя? Что Вас толкнуло в объятия церкви? Неужели то же, что и чиновников и бывших марксистов — карьера? Как вы относитесь к оцерковливанию армии и школы? Не кажется ли Вам, что освящение атомных подлодок с ядерными зарядами на борту — акция антихристианская? И подучивание девочки-школьницы к возбуждению «обезьяннего процесса» потив преподавания современной биологии — не только мракобесие, но издевательство над ребенком?
Вера в Бога слишком глубоко сидит в сознании очень многих людей, и бороться с ней какими-либо репрессивными методами незаконно и античеловечно. Но введение религии в армию и школу, где ходят строем, равно как и «оптовое» благословение и опрыскивание святой водой олимпийской команды, есть тоже насилие над личностью. Церковь должна быть действительно отделена от государства, надо равно защищать права верующих — как тех, кто верит, что Бог есть, так и тех, кто верит, что Бога нет.

Ответ богослова

Ответы АиФ-Камчатка

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

24 комментария к записи “Наука и религия.”

  1. Михаил Зотов:

    Здравия Всем и мира! Подняли очень хорошую тему, будет хорошая дискуссия. Первое что хочется спросить у автора вопроса (жаль не представился), а видел ли он хоть одного человека, которого заставили поверить в Бога? Второе, что хотелось бы сделать это отправить к авторитетам. Но тогда получится, что нужно ссылаться на очень многих ученых и научных деятелей России. Но я все же попробую -Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий — вся его жизнь и труды, в частности «Дух, Душа, Тело». Третье хотелось бы конкретных фактов от автора, где и в чем он видит противоречия Науки и Религии? Научный подход требует фактов. Дарвина же советую почитать в оригинале и всего, а не переводы советского времени. А на счет истории России… Если её хорошо знать, то невозможно не быть православным, но об этом готов подискутировать. А ещё «простой» вопрос нравиться ли Вам верить в ничто? Так как недовольства прошлым (СССР) и настоящим в ваших словах хватает. С уважением.
    P.s. Не совсем верная позиция у меня в дискуссии. Человек пришёл с вопросом. Не хочется его оттолкнуть. Надеюсь, что придет Владыка и все обстоятельно изложит. Храни Вас Бог! Сил Всем и укрепления постом!

  2. Михаил Зотов:

    Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?» «Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его». Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего… А.Августин Исповедь

  3. Юрий Борисович Слезин:

    Глубокоуважаемый Михаил!
    Письмо мое, естественно, было подписано, но почта оборвала его окончание. Потом я дослал Владыке Игнатию оборвавшуюся часть, но здесь помещен только оборванный (сокращенный) вариант письма без подписи. Кроме того к моему письму были пристегнуты (вложены) два файла — две мои статьи, посылавшиеся в свое время в «Московские Новости» и в АиФ, где я отвечаю игумену Вениамину, нападавшего в МН на дарвинизм и вообще эволюционизм, и богослову Дунаеву, нападавшему в АиФ на науку вообще (в лице Нобелевского лауреата Академика Гинзбурга). Там есть и аргументы и факты. (Мои статьи в газетах в свое время опубликованы не были).
    Чтобы с Вами дискутировать необходимо, чтобы Вы ознакомились с этими статьями. Надеюсь, владыко Игнатий, которому я их послал, их в своем блоге выложит.
    Насчет «невозможно не быть православным» замечу только, что мои мысли и вопросы относятся к вере в Бога вообще, а не к выбору конкретной конфессии. Христианство вообще и Православие, в частности, сыграло большую роль в объединении России в централизованное государство, в консолидацию нации, но потом, по моему мнению, оно стало тормозом, отрицательным фактором в развитии страны. Таким же отрицательным (в конечном итоге) фактором был и наш коммунизм, который следует рассматривать также как религию. И борьба коммунистов с церковью — это не борьба атеистов с верующими, а борьба двух религий (как борьба Православных с католиками — христиан с христианами (читайте Тараса Бульбу). Почти все войны имеют религиозную основу.
    Всего Вам лучшего.

    • Архиепископ Игнатий:

      Досточтимый Юрий Борисович и Михаил,

      Указанные статьи я вчера прикрепил к моему сообщению (Ответ богослова, Ответы АиФ-Камчатка).
      Что же касается отсутствия Ваших инициалов, не смущайтесь, это вызвано правилами поведения в блогах: называть только то имя, которое указал сам автор комментария.

  4. Юрий Борисович Слезин:

    Добавляю насчет «верить в ничто».
    Я верю не в «ничто». Я верю в Человеческий разум, верю в объективное существование Мира и в его принципиальную познаваемость человеком. Я верю в то, что не существует никакого высшего разума, которым определяется жизнь человека, ни в виде Бога, пути которого неисповедимы, ни в виде инопланетного высшего разума (последний, в принципе возможен но невозможны те «игры» с человеком, которые ему приписывают).

  5. Михаил Зотов:

    Уважаемый Юрий Борисович спасибо за Ваш ответ. Многие вещи стали яснее. Жаль не имею возможности сейчас прочитать ваши статьи. Поиск в интернете не помогает. Если сможете дать ссылку, буду благодарен. После их прочтения обязательно подискутируем. А Тараса Бульбу я конечно читал. Только считаю что в большинстве войны-это инструмент политики. А их религиозные мотивы часто глубинны. Да и войн вызванных только религиозными разногласиями не так много. Есть еще вопрос. Считаете ли Вы себя в духовном поиске или взгляды Ваши неизменны? Здравия Вам!
    P.s. А профессор Валерий Борисович Слезин не Ваш родственник?

  6. Архиепископ Игнатий:

    «Церковь должна быть действительно отделена от государства, надо равно защищать права верующих – как тех, кто верит, что Бог есть, так и тех, кто верит, что Бога нет».

    Согласен с Вашим мнением. И именно в силу того, что являюсь христианином. Потому что христианство (первым из всех религий) провозгласило высшей ценностью человека, его личность и в том числе его свободу. Кстати сказать, и само понятие « личность» появилось лишь с появлением в мире Христа.
    Но вот права верующих как раз и нарушаются, и весьма-весьма серьезно. И, прежде всего, в светском образовании. Вся система школьного и ВУЗ-овского обучения построена на атеистических основаниях. В биологии – единственная точка зрения на происхождение и развитие человека – дарвинизм, в астрономии – эволюционизм; роль Православия в учебниках по истории либо искажена до неузнаваемости, либо отсутствует почти полностью. Прошу преподавателей российской истории: «Назовите главную историческую личность 14-го века». В ответ: «Дмитрий Донской, Иван Калита». Редко кто вспомнит преподобного Сергия Радонежского. А вот о святителе Алексии, митрополите Московском, воспитавшем победителя Куликова поля, сплотившем русские земли вокруг Москвы, практически подготовившем первую грандиозную победу над Золотой ордой, никто даже не знает. Филологи университета, изучающие русскую литературу, и представления не имеют об основах православной культуры, не говоря уже о вере. А без этого смогут ли они понять всю ее глубину, ведь русская литература в основе своей православная? Вопрос риторический.
    Правильно ли это, справедливо ли? И не только по отношению к верующим? Если мы говорим о свободе, в том числе о свободе познания, получения знаний, образования, о свободном развитии личности, наряду с указанными выше теориями и концепциями необходимо излагать в средней и высшей школе теорию креационизма и ее приложения в биологии и астрономии. И пусть дети делают выбор сами. Необходимо в курсе истории о церковных деятелях писать так же, как и о государственных, тем более, что роль первых была нередко значительнее, чем последних. Филологов необходимо знакомить с основами Православия в той мере, чтобы они смогли по крайней мере понять, смысл многих произведений русской литературы.
    Тогда будут защищены права всех. И отпадет надобность в «обезъяньих» процессах. Хотя, не совсем понимаю, о чем идет речь, но могу предположить. В верующей семье ребенку рассказывают о том, что мир и человека сотворил Господь, а на уроке биологии преподаватель при всех грубо его высмеивает, и даже позволяет себе издеваться над ним (знаю такие примеры).

    «Вера в Бога слишком глубоко сидит в сознании очень многих людей, и бороться с ней какими-либо репрессивными методами незаконно и античеловечно».

    Вера в бога не «сидит в сознании людей», она онтологична. И бороться с ней в силу этого невозможно никакими методами, ни человечными, на античеловечными. Двадцатый век российской истории это наглядно продемонстрировал.

    «У меня к Вам вопрос: как получилось, что Вы, физик, кончивший университет и работавший по специальности, переквалифицировались в священнослужителя? Что Вас толкнуло в объятия церкви? Неужели то же, что и чиновников и бывших марксистов – карьера?»

    В свое время А.И. Белашов также заинтересовался этими вопросами (только, к счастью, подозрений в карьеризме в его душе не возникло, да и выражений вроде «переквалифицировался» он тоже не употреблял: понимал, видимо, что касается вещей очень значимых и дорогих для меня). И написал мой биографический очерк. Постараюсь найти его и дать Вам ссылку.
    На сегодня, пожалуй, достаточно. Завтра (т.е. уже сегодня) много дел. На остальные вопросы постараюсь ответить «с ближайшей оказией».

    • Юрий Борисович Слезин:

      Досточтимый Владыко!
      Спасибо! Прочел Ваши ответы с интересом, подробнее прокомментирую их позже — надо сформулировать почетче свои мысли. Простите за мои не совсем подходящие выражения, я понимаю, что у вас было нечто другое, чем у меня, который «переквалифицировался» из физика-ядерщика-реакторщика (подводные лодки) в вулканолога. У меня причина была в любви к науке, как таковой, к изучению природных процессов, а не к наукоемким технологиям, и нелюбовь к военщине и работе на войну, чем приходилось заниматься.
      С огромным интересом прочел Вашу биографию. Эпиграфом у Вас стоят слова отца Павла Флоренского, который тоже перешел в священнослужители из физиков. Я читал кое-что из его религиозно-философских произведений. Очень чувствуется физик, например, в его рассуждениях о сути иконописи и об «обратной перспективе», которая, на его взгляд отражает правильно суть восприятия, в то время, как нормальное «светское» изображение перспективы на плоскости, детально разработанное Леонардо да Винчи, — есть «ложь». Тут я с ним не согласен, но его рассуждения оригинальны и интересны. Но, главное, он тоже написал автобиографию, написал о своем детстве для сына, откуда мне стало ясно, почему он пришел к религии. У него это был явный, хотя и неосознанный, протест против неправильного воспитания его любящими родителями, которые из-за своего неразумия лишили его полноценного детства. Родители у него были духовно «родными братьями» тургеневского Базарова — чуть ли не с рождения пичкали его научными химическими и физическими опытами, резали с ним лягушек и т.д., лишив его полностью волшебных сказок, простых народных игр и элементарной родительской ласки. В религии он нашел то, что ему недодали в детстве.
      Я узнал, что Вы интересовались психологией и психиатрией, и даже хотели стать профессионалом в этой области, но Вас бестактно «пнули». Жаль, что Вы не обратились с такой просьбой в Ленинграде к моему брату, который в то время был заведующим лабораторией психофизиологии в Институте мозга имени Бехтерева. Он бы взял Вас как инженера-физика для работы с электроэнцефалографом. Кстати, он сделал фундаментальное открытие, исследуя электрическую активность мозга священника-монаха в состоянии глубокого погружения в молитву. Он это делал в Александро-Невской лавре в Петербурге, рядом с которой находится его Институт.
      На основании Вашей биографии у меня сложилось определенное мнение по поводу того, что привело Вас к Сцеркви, которое я могу Вам подробно изложить, если Вы пожелаете, но это, по-моему, лучше сделать не в блоге, а в частном письме, так как оно касается Вашей частной жизни, а я могу задеть что-нибудь, что не для всеобщего прочтения.
      С уважением,
      Ю.Слезин

      • Архиепископ Игнатий:

        Дорогой Юрий Борисович!

        Позвольте от души поздравить Вас с прошедшим праздником — Днем Защитника Отечества. Прочел о Вашей нелюбви к «военщине» и нежелании работать на войну. Могу вполне понять это нежелание, но, тем не менее, поздравляю: и Ваш труд причина тому, что государство наше все еще существует и довольно независимо. Ядерный щит все еще прикрывает российские дальневосточные границы, а в не столь давнее время он для наших «друзей» вообще являлся единственным сдерживающим (из материальных) аргументов.

        Кажется, мне стало понятно, что Вы хотели услышать в ответ на вопрос причинах, побудивших меня прийти в Церковь. Вы хотели знать, что заставило меня сделать это. Именно благодаря такой, скорее всего неосознанной, установке, Вы обратили внимание на мой неудачный визит к психиатру и обстоятельства детства отца Павла Флоренского. А отсюда сделали соответствующий вывод о том, что толкнуло нас обоих к вере в Бога: одного слабость, другого — протест. Что ж, это вполне соответствует атеистической парадигме, ибо иначе никак не объяснить веру человека в то, чего не существует. Где-то прочел даже такой слоган: Религия — для слабых; сильным религия не нужна!

        Выразительно, эффектно, но к истине это не имеет никакого отношения. Горе, страх, насилие, безвыходность могут лишь обратить человека к Богу, но удержать, заставить посвятить жизнь тому, кто не существует, невозможно. Рано или поздно иллюзия обнаружится, если только человек окончательно не потерял рассудок. Скромно надеюсь, что ни меня, ни тем более отца Павла Вы в этом не подозреваете.
        Человек приходит к Богу и остается с Ним из-за Самого Бога, Его неповторимой Личности.

        он сделал фундаментальное открытие, исследуя электрическую активность мозга священника-монаха в состоянии глубокого погружения в молитву

        Я много читал об этом, но лишь в популярных брошюрках, не всегда заслуживающих доверия. Хотелось бы узнать из «первоисточника», прочесть в серьезном научном журнале.

        лучше сделать не в блоге, а в частном письме

        Как сочтете нужным. В Вашем распоряжении и мой блог и электронная почта.

  7. Архиепископ Игнатий:

    Юрию Борисовичу: если у Вас еще сохранился интерес, здесь ссылка на краткий очерк моей биографии: http://blogs.pravkamchatka.ru/wordpress/биография/

  8. Михаил Зотов:

    Благословите Владыка! Спасибо за возможность прочитать статьи. Вам здравия и помощи Божией! Появился вопрос по этому отрывку :»…На данном этапе на фоне непрерывной диссипации первоначально концентрированной энергии происходит усложнение структуры в отдельных частях Вселенной, которое на нашей (по крайней мере) планете привело к возникновению жизни…» Как Юрий Борисович понимает его? И как он относится к теориям Рерихов.

  9. Михаил Зотов:

    И еще из текста: «…учение Эмпедокла, о четырех стихиях (элементах), из которых состоит все сущее. Элементы Эмпедокла – земля, вода, воздух и огонь. Сейчас мы далеко ушли от его представлений, но основа – концепция элемента – у нас та же.»
    Особенно интересно о концепции элемента!
    Под знаменем науки о здоровье человека — валеологии, в школы России давно уже проникли различные сектанты и последователи оккультных практик.
    Как бы «под маской атеизма» нам не начали сектантскую проповедь…

  10. Юрий Борисович Слезин:

    Глубокоуважаемый Михаил,
    Ответы на Ваши вопросы по поводу структурирования материи и эволюции Вселенной в сторону усложнения структур в настоящее время в результате диссипации энергии и по поводу «концепции элемента» советую прочесть краткий учебник по курсу «Концепции современого естествознания», написанный мной и изданный (кажется, в 2001 году) Камчатчким Государственным Техническим Университетом, где я некоторое время преподавал. К сожалению, тираж маленький, и найти книгу можно только в библиотеке КТГУ. Книга представляет собой краткое содержание курса лекций, читанного мной в том числе и на экономическом факультете, т.е. это общеобразовательный курс, доступный выпускникам средней школы. Теория возникновения структур из хаоса в результате диссипации энергии — «диссипативных структур» — была создана Нобелевским лауреатом Ильей Пригожиным — Бельгийским ученым из русских эмигрантов начала XX века — и его школой. В библиотеке Института вулканологии есть в русском переводе его (с Гленсдорфом) книга — «Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций».
    К теориям Рерихов отношусь, как к мистике, не имеющей отношения к науке. Они могут быть интересными только в историко-литературном аспекте, как некое «русско-европейское» осмысление древних индийских верований.
    По поводу того, что я пишу, Вы обращаетесь к владыке. Почему не прямо ко мне?
    Ю.Слезин

  11. Михаил Зотов:

    Глубокоуважаемый Юрий Борисович спасибо за ответы. Непременно восполню пробел в своих физических знаниях. Курс биофизики в академии был небольшим и однобоким. Хотя «специалист подобен флюсу…» Жаль только, библиотека КГТУ далековато. Но думаю в Санкт-Петербурге возможностей не меньше). А вопросы я задавал Вам. Только после «суток» не так выразил мысль. Простите если обидел. Хотел бы, чтобы вы прочитали мой комментарий в теме «о-правах-человека-и-еще-кое-о-чем». Мнение мое в том, только укрепилось. На мой взгляд Вы человек многоопытный, но в духовном плане — ищете Бога. Потому и количество вопросов Ваших возрастает. Здоровья Вам!
    С уважением М. Зотов
    P.s. Верующий ли человек ваш брат?

  12. Сергий Бутько:

    Уважаемый Юрий Борисович! Вы в своих взглядах на мироздание шагаете семимильными шагами. А вы попробуйте сделать один маленький шаг – научно доказать возможность абиогенеза, возможность случайного появления первой клетки из неживого. Пройдем этот шаг, а не перепрыгнем – будем разбираться дальше. Тогда и увидим кто физик, а кто сказочник. Утверждать «что детальный механизм этого процесса пока не известен» это не научно и надо будет признать, что являясь сторонником недоказанной гипотезы, вы совершаете акт веры, а не выступаете от имени науки.

  13. Сергий Бутько:

    «Не кажется ли Вам, что освящение атомных подлодок с ядерными зарядами на борту – акция антихристианская?»

    Ядерное оружие в России – это оружие сдерживания! Оно сдерживает агрессоров уже фактом своего существования и неотвратимостью возмездия. Пока у нас есть военные, которые, не задумываясь, выполнят приказ и нажмут на красную кнопку, вы можете спать спокойно и жить в своей стране, а не работать на чужих плантациях. Враги России боятся только ответного ядерного удара и это единственное, что их сдерживает, в т.ч. и от соблазна завладеть тающими природными ресурсами. Потому что в обычных видах вооружения у них подавляющее превосходство в качестве и количестве (сравните, хотя бы флот США и наш, поинтересуйтесь их ядерными силами морского базирования и т.д., Китай, наверное, может поставить под ружьё армию равную численности населения России).«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
    Только сумасшедший, зная, что ядерные ракеты России уничтожат и его самого и родственников, развяжет войну с нами. Поэтому убивать мирных жителей не придётся и ЯО применено не будет.
    http://www.pobeda.ru/content/view/4695/145/
    http://www.pobeda.ru/content/view/4673/145/

    • Архиепископ Игнатий:

      КТО ВАМ СКАЗАЛ?

      Да кто вам сказал, что враги ненавидят Россию?

      Ну что вы! Такие пространства! А недра какие!

      При том — каковая за всё безнаказанность! Что вы!

      В Россию враги влюблены, как в малиновок — совы.

      Э, нет; не Россию, а русских враги ненавидят, с таким уточненьем пожалуй что правильней выйдет.

      Мол, — “как это можно (и как это мы продремали?), чтоб русские… Русскую землю собой занимали?!”

      Новелла Матвеева.

  14. Юрий Борисович Слезин:

    Досточтимый владыка Игнатий!
    Я изложил кратко некоторые свои мысли о монотеистической религии вообще и о христианстве в письме к Вам. Еще я хочу переслать Вам письмо, посланное мной нсколько месяцев назад своему брату, с которым мы дискутируем в том числе и на те же темы, что и с Вами уже давно. Там я в конце излагаю и свой «символ веры».
    Но как это сделать в Блоге? Как поместить вложенный «файл»? Пошлю на Ваш элю адрес.
    С уважением Ю.Слезин.

  15. Ваше Высоко-преосвещенство Владыка Игнатий, я страдающая душа. Господь не дал мне судьбу, потеряла отца и очень страдаю. Прошу ваших молитв обо мне.
    Каждый день слушаю радиостанцию «Радонеж». Ваше выступления слушала с большим интересом, прочитала главу «Архирей». К сожалению пишу вам не со своего компьютера, еще не преобрела. От всей души поздравляю Вас с великим праздником Пасхи. Желаю вам здоровья и почаще приезжать к нам в столицу. Буду с нетерпением ждать вашего выступления на радиостанции » Радонеж».

    • Архиепископ Игнатий:

      Благодарю, Екатерина Ивановна, за добрые слова и поздравление.

      Взаимно спешу поздравить и Вас со всесветлым и радостным праздником Воскресения Христова. Что же касается столицы — не всегда есть время посещать. Каждый из нас должен быть там, где указано Господом; в этом счастье и спасение. Но когда бываю, стараюсь выступать по «Радонежу».

      А о батюшке Вашем не скорбите сверх меры: это весьма и весьма мешает молитве — тому, единственно чем Вы можете ему помочь. И воскресший Спаситель да укрепит Вас.

  16. Юрий Борисович Слезин:

    Досточтимый Владыка!
    Короткое пояснение насчет «военщины». Я понимаю и признаю, что печальная необходимость иметь армию, к сожалению, сохраняется, и это еще надолго, если не навсегда. Увы! Летят огромные средства, губится природа, но главное не в этом — духовно калечатся люди. Существует синдром Вьетнама у американцев, синдром Афгана и Чечни у нас, и др.
    «Военщина» — это символ малограмотности, дуболомства, жестокости и коррупции.
    50 лет назад я бывал в командировках на Северном Флоте в составе комиссий по расследованию аварий на атомных лодках и видел, как неграмотное обращение с этой сложной специфической техникой приводило к бессмысленной гибели десятков людей. Помню, мы возвращались из Западной Лицы в Североморск на попутном минном тральщике вместе с молодым технарем-лейтенантом (первый или второй год после училища), и он нам — свежим посторонним людям — изливал душу, чуть ли не со слезами на глазах. Говорил, какая тупость безграмотность и воровство окружает его, говорил, что он не понимает, как вообще еще плавают наши корабли при таком отношении к ним и к тем, кто на них.
    А мой младший брат, который не стал, как два остальных, доктором и профессором, отслужил действительную (3 года) матросом на том же самом Баренцевом море в морских пограничниках. Он позволял себе иногда проявлять свою грамотность и эрудицию (в рамках ученика средней школы), за что был неоднократно наказываем, «как слишком умный» и получил потом на руки характеристику, где были слова: «Общее и политическое развитие крайне слабое, любит абстрактное искусство, увлекается кибернетикой». Мы уже атомные лодки строили, но для армейских дуболомов кибернетика все еще была вредоносной буржуазной лженаукой, а уж абстрактное искусство…любить может только враг (как раз Хрущев только-что раздолбал выставку в Манеже). Про Андрюшину службу можно написать целый роман в стиле Гоголя или даже Салтыкова-Щедрина.
    Ряд последних случаев гибели атомных подводных лодок с людьми долго был у всех на устах. Средства спасения людей предусмотрены проектом, но, когда было нужно не работали. Один раз удалось использовать английский подводный аппарат для спасения людей, а был свой, гораздо лучший, но он для сохранности хранился на складе в нерабочем состоянии, да и операторов, способных работать с ним не было, не было ни одной тренировки с этим аппаратом. Англичане же свой аппарат сдавали в аренду нефтяникам для работы на подводных скважинах, и он был всегда готов к использованию вместе с опытными, тренированными операторами.
    А дедовщина? Издевательства над солдатами?
    А доводимая до абсурда секретность, прикрывающая, в основном не военные тайны, а бардак, царящий в войсках?
    Коренная военная реформа необходима, о ней толкуют уже десятилетия, но сдвинулось не много. И вряд ли серьезно сдвинется в силу специфики армии в мирное время.
    Вот это я называю «военщина».
    С уважением,
    Ю. Слезин

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov