О торговле в храме

В последние годы церковь становится похожа на магазин. Понятно, что нужны средства, но как сделать, чтобы святые места не превращались в коммерческие площадки? И почему, например, в храме Петра и Павла свечи в разы дороже, чем в церкви Николая Чудотворца?

image014

Политики цен в наших храмах, конечно, нет. Епархия приобретает свечи и остальные церковные предметы на единственном церковном предприятии в Софрино (Подмосковье), привозит сюда. Дальше уже настоятели получают их на складе и распространяют в своих храмах так, чтобы содержать храм, заниматься делами благотворительности, просветительства, воспитания и многими другими.

До XIX века включительно в церквях можно было приобрести только свечи. Но то была другая культура, в том числе культура жертвования на храм. Церковь не имеет своих средств, единственный источник ее существования – то, что пожертвуют прихожане. Статистика говорит, что 60–70 % людей в России ассоциируют себя с Православием. Но православных – всего 1,5-2 %. Могут ли эти люди обеспечивать материальное существование церкви? Конечно, нет. Но жить каким-то образом церкви необходимо.

Церковь — тело Христово, но она имеет и земное измерение. В котором не только строит, но и делает очень много полезного и необходимого людям: воспитывает беспризорных детей, содержит больных и бездомных, помогает брошенным. Еще года четыре назад я благословил всех священников совершать требные богослужения – крещение, венчание, отпевание безвозмездно. Если люди захотят пожертвовать, они могут это сделать в том объеме, который им по силам. Так что быть или не быть «торговле» в храме, зависит от всех нас.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

30 комментариев к записи “О торговле в храме”

  1. любаша:

    Особая значимость вопроса о торговле в храме (и других, подобных ему вопросов)отпадает сама собою, как только начинаешь бывать в храме «чуть дальше притвора и свечной лавки».
    Т.е. пока ходишь в храме «раз в год по праздникам свечку поставить» (как зритель, сторонний наблюдатель), ум, который не понимает того, что происходит в храме, занят разного рода второстепенными вопросами. Видишь только внешнее, не замечаешь основной цели и смысла происходящего — того ради чего и существует храм как место Богослужения.
    Эх, так жаль, что самое главное при этом остается незамеченным!
    (Это не «камушки в чей-то огород», а из личного опыта воцерковления)

  2. dmitriystroylo@yahoo.com:

    Если зайти, например, в соборы московского Кремля, или в другие до сих пор оккупированные музеями святыни — вот там можно посмотреть что такое «магазин в храме», а здесь говорить про торговлю в храмах даже как-то несерьезно.

  3. Михаил Зотов:

    Здравия Всем и мира. На воскресную службу чаще всего получается ходить рядом с домом. Церковь митрополита Петра в Ульянке. Только сегодня был свидетелем, как наш архимандрит был вынужден попросить у людей жертвенности. Так как в кризис ручеек жертвующих на храм благотворителей иссяк. А без поддержки и расчистить территорию вокруг храма невозможно. Снега в этом году много, прямая угроза фундаменту храма и тд. А ведь средства нужны на многое… И как тяжело ему было попросить, и как объяснял… Ведь не для себя… Жаль, что некоторые люди ничего не видят дальше свечного ящика.

  4. Таисия:

    Согласна полность. Больше всего возмущаются стоимостью свечей те, кто в храм-то ходит, хорошо, если пару раз в месяц. Объясняю:
    «Вы сколько свечей купили? Десять? Это пятьдесят рублей. Четыре недели в месяце. Т.Е. Вы пожертвовали на храм 200 рублей в этом месяце. Посмотрите на счет за электроэнергию — хватит Ваших денег на оплату?» Сокрушается: «Ой-ой-ой! А что же коммерсанты не жертвуют?»
    А если свои прихожане не хотят жертвовать на храм, то как ждать пожертвований от тех, кто совсем далек от церкви?

  5. dina:

    А вот Андрей Кураев в одной из своих статей прямо говорит, что песню о том, что у Церкви нет денег надо уже оставить.
    Если прихожане не хотят жертвовать на храм, что же надо их заставить фиксироваными ценами?
    и дело даже не в том, сколько стоит, а в том, что продают: книги странного содержания, ангелы в виде бабачек и голых младенцев, иконы на каких-то тарелках, наклейках. Именно и расчитано на людей не ходящих дальше притвора, потому что ходящий дальше не купит я думаю подсвечник в виде ангела-девушки.

    • Архиепископ Игнатий:

      А вот Андрей Кураев в одной из своих статей прямо говорит, что песню о том, что у Церкви нет денег надо уже оставить.

      Оставим подобное заявление на его совести. Об этом лучше спросить епархиальных архиереев и настоятелей храмов, которые в своей повседневной деятельности часто соприкасаются именно с отсутствием средств.

      Ведь и благотворительная, и миссионерская, и образовательная, и приходская деятельность требуют затрат. И весьма больших.

    • Архиепископ Игнатий:

      что продают: книги странного содержания, ангелы в виде бабачек и голых младенцев, иконы на каких-то тарелках, наклейках

      А вот здесь, думаю, и настоятели и архиерей должны постараться. Уберечь своих прихожан от открытой безвкусицы (а иногда и более неприглядных вещей) — их обязанность.

  6. IGOR:

    Конечно, хорошо когда есть возможность лавку поставить вне храма, чтобы не смущать народ, но то что продается в лавке порой не выдерживает всякой критики!:) Как здесь правильно сказали не в свечах дело, а в том, что продается помимо свечей! Кстати, вот например в греческих церквях на Святой Земле свечи просто лежат в свечном ящике и взять ее может любой желающий за пожертвование, а может и просто так. Но был сам свидетелем, когда наши (русские) верующие видя такую «халяву» набирали десятками за доллар, и натыкивали их везде где только можно! Стыдно было честно говоря, греческие паломники смотрели на это с ужасом…..

    • Архиепископ Игнатий:

      дело… в том, что продается помимо свечей!

      Согласен. Церковные предметы в наших киосках не всегда хорошего качества (это реже) и высокого художественного достоинства (это чаще). Но приобрести подлинно красивые и качественные предметы можно всегда: выбор у нас достаточно большой.

      Но… есть несколько «но». Во-первых, цена на таковые товары зачастую весьма высока. Во-вторых, часто то, что не нравится мне, с удовольствием используют наши прихожане. О вкусах не спорят. Я склонен читать святых Отцов в изданиях ПСС, а некоторые — их краткие мысли в перекидных календарях. Мне по вкусу высокое ювелирное искусство Фаберже (хотя, признаюсь, не имею ни одного экземпляра), но одновременно понимаю и многих, радующихся деревянным «писанкам» и «крашенкам».

  7. любаша:

    Да, наверное и поэтому тоже цена на свечи и т.д. в наших храмах в основном фиксированная. Ну нет пока что у нас осознанного и культурного отношения (по крайней мере, если есть, то не у всех) и понимания. Не каждый, к сожалению, выдержит «проверку халявой».

    Кстати (лично мной не раз проверено), если вдруг есть сильное желание поставить свечу, или ну позарез что-то нужно, а денег в данный момент нет, то никогда в свечной лавке не откажут, и дадут тебе то, что нужно и безо всяких денег. И свечи, и записки, и просфоры, и святую воду, и даже книги и иконки в случае нужды любой человек получит в храме всегда, вне зависимости от количества и наличия у него денег.

    То же самое можно сказать и обо всём остальном. Никогда ни один из батюшек не отказывался покрестить, отпеть, или пособоровать безо всякой платы за свой (совсем нелёгкий!) труд.
    Так что «просящему — дано будет»…

  8. dmitriystroylo@yahoo.com:

    я думаю стоит заметить, что Святейший Патриарх Алексий на епархиальном собрании г. Москвы уже не помню какого года попросил и порекомендовал настоятелям храмов отказаться от цен на свечи и требы с тем чтобы верующие эти цены определяли сами.

    • Таисия:

      В таком случае, храмы позакрывают. Потому, что не на что будет их содержать. Вы не смотрите на столичные храмы и соборы. Там толпы не столько верующих, сколько туристов. А туристы, особенно иностранные, не торгуясь выложат любую фиксировануюсумму за «русский сувенир». Но если иностранцу предложить самому определить цену чему-то «кроме свечей», то можно поставить человека в неловкую ситуацию. А в отдаленных районах, крошечных поселках, если покупающие будут сами определять стоимость свечей и всего прочего и платить сколько им вздумается, то храм действительно не на что будет содержать. Если постоянных прихожан — с десяток старушек. В основном — иногда заходящие свечу поставить. Или как у нас-отопление электрическое. То есть, храм отопливается масляными обогревателями. Представляете, сколько стоит пять-шесть тысяч киловатт в месяц?
      Да и нет смысла продавать что-то дешевле, чем закуплено.
      А свечи и записочки всегда можно получить и подать бесплатно в любом храме.

      • dmitriystroylo@yahoo.com:

        Таисия, из действующих столичных соборов в которые заходят туристы лично я могу вспомнить только Казанский на Красной площади и ХХС, и я ни разу не видел там ни одного иностранца покупающего свечи. У нас в храме Преображения в Богородском в принципе никогда не было никаких туристов кроме одного моего друга из Мексики, который, да, на Рождественском богослужении свечи покупал.
        Кроме того никто из иностранных туристов никогда не заказывает никаких треб, кроме редких случаев.

        Вы, видимо, неверно поняли мое сообщение — святейший Патриарх просил не ставить ценников на свечи и требы.

        • Архиепископ Игнатий:

          Не следует забывать, Дима, что Таисия пишет от своего опыта. Ее слова — не абстрактные рассуждения, а следствия многолетнего служения своему приходу, своему храму. Своей Церкви.
          Очень легко рассуждать до тех пор, пока не соприкоснешься с предметом рассуждений практически. Да еще когда Богом на тебя возлагается такая ответственность.

      • Мои 5 копеек в обсуждение (двусмысленно, хех)

        Порадовал такой метод внесения пожертвования — свечки лежат, бери сколько хочешь, и ящик для денег — кидай сколько не жалко.

        И главное — не надо контактировать с представителями «церковных бабушек». Минус килотонна конфликтов, экономия килотонн нервов.

        • Архиепископ Игнатий:

          И с представителями “церковных бабушек” соприкоснуться иногда весьма полезно: ведь это индикатор нашего внутреннего состояния. Сколько в нас терпения, мудрости, понимания? Все и обнаружится тут же. На вид-то мы зачастую и смиренны, и скромны, и вобще полный набор христианских добродетелей. А лишь затронь…

          • В моем случае индикаторы не нужны, все и так очевидно, никаких там терпений, мудрости и понимания…

            «На вид-то мы зачастую и смиренны, и скромны, и вобще полный набор христианских добродетелей»

            Тем более, ну куда уж мне 😉
            От бабушек я лучше «по стеночке», перебежками, ну и прочими маневрами)

  9. IGOR:

    Благословите Владыко! Извините за вопрос, я конечно все понимаю, и трудности и обстоятельства и многое другое что присутствует в любом приходе (сам тружусь на приходе, преподаю в воскресной школе), но что мешает хотя бы в отношении свечей поступить так, как это делается в греческих храмах, где свечи разного размера просто лежат на ящиках, и ты можешь взять сколько надо за пожертвование. Я уже писал выше про виденный мною негативный опыт, но все же. Многие действительно не имеют лишней копейки, а просить стесняются, так как цена четко обозначена! Это относится и к требам. Что мешает поступить так хотя бы в отношении свечей в вашей епархии? Ведь это все устанавливается на уровне правящего Архиерея или я ошибаюсь?

    • Таисия:

      Простите, опять вмешаюсь. Во первых, во всех почти храмах и так есть бесплатные свечи для тех у кого нет денег. У нас, например, для детей, которые часто забегают в храм, есть бесплатные счечи, конфеты и сладости, при желании — чаем напоим.
      А свечу можно купить и одну всего. Нет нужды брать двадцать свечей по копеечке, если можно купить одну за три копейки и помолиться от чистого сердца. Свеча — это жертва на храм. А Богу важнее в качестве жертвы наше сердце смиренное, и молитва искренняя, чем свеча бесплатная.
      И какая же будет жертва на храм та свеча, которая ничего не стоит? Тогда получается ты жертвуешь на храм то, что в храме пожертвовали тебе.
      И насчет ценников… Знаете, когда заходишь в храм, видишь какую-то вешь, которая тебе понравилась, спрашиваешь цену, а тебе не по карману. Спрашиваешь еще что-нибудь, опять дорого. И становится неудобно, как будто просто зашел ценами поинтересоваться. И вообще перестаешь о стоимости чего-либо спрашивать.Ведь сказать, что у тебя в кармане всего 100 рубле и попросить что нибудь не дороже этой суммы — неловко. А можете себе преставить человека, который стоит у свечного столика и тыкает пальцем в каждую вешь, спрашивая цену? А когда есть ценники, то все понятно — посмотрел и сам видишь, что сколько стоит,что ты можешь сейчас купить, а за чем можно прийти позже. А если что-то понравилось очень, то будешь знать какую сумму тебе надо отложить, чтобы нужную вешь купить. А еще в нашем храме дорогую вещь можно в рассрочку купить. Например икону за две-три тысяци можно взять и расплачиваться понемногу каждый месяц. Но это потому, что наш поселок маленький и все друг друга знают. 🙂
      Это я говорю по своим собственным ощущениям. По крайней мере мне неловко в храме интересоваться ценами и потом откладывать вешь, которую сейчас не могу купить.

    • Андрей:

      Вообще должны быть на приходе средства для этих целей

  10. IGOR:

    Здравствуйте Таисия! Я с вами согласен, но одно дело маленький поселок, другое дело большой город. Я понимаю что и одну маленькую свечу за 10 руб. можно взять, а не набирать десяток, и на счет ценников в принципе я с вами могу согласиться. Но есть всегда одно «но», мы не можем ориентироваться на знающих, то есть только на своих прихожан, составляющих общину данного прихода. Надо помнить и об остальных, о «захожанах», с каким чувством они уйдут из храма, что вынесут доброго, что увидят в храме и при входе в храм. А первое что видят это свечной ларек с ценниками на свечи, предметы и требы. И сразу выносят свое суждение «о торговле и торгующих в храме Божием»!!! Это печально, то что проповедь Церкви в миру, разбивается о такие казалось бы досадные мелочи. Воцерковлянные люди к этому относятся нормально, для нас это вроде как естественно, а вот для внешних соблазн! Сколько раз мне приходилось разъяснять этот вопрос многим людям. Я думаю, что надо как то урегулировать этот вопрос и не на каждом приходе, а вообще в церкви. Например в нашей епархии стараются вынести свечной ящик за пределы храма, и не в притвор, а вообще в отдельный ларек на территории. Но конечно пока это не везде получается. И все таки я сторонник того, что бы свечи просто лежали на свечном ящичке в притворе, где их мог бы взять любой желающий за добровольное пожертвование, а все остальное продавалось бы вне храма. Грустно, когда идет Литургия, а люди озабочены покупкой свечей и торопливым написанием записок, отвлекая других потом передачей свечей «по цепочке», что еще ничего, или протискиванием для того, что бы их непременно поставить, пока открыты Царские врата, или поется Херувимская…..

    • Таисия:

      Да… В каждом храме своя проблемма. Только мне кажется, сужу из своего опыта, что если вынести свечной ящик даже за церковную ограду, недовольные найдутся и тогда, и их будет не меньше. Тогда будут жаловаться, почему вообще продают, а не раздают. И почему налоги не платят и почему…почему…почему. Дело не в ценах, а в нас.

  11. любаша:

    Кстати, о бабушках…
    Когда ещё только начинала ходить в храм, старалась обходить их стороной, и как можно дальше по понятным многим причинам.
    Прошло время, у меня родился ребенок. И вот как-то раз стою в переполненном храме с более чем десятикиллограмовой дочей на руках (да ещё в зимней одежде!), ждём причастия. Руки и спина просто отваливаются. И вдруг кто-то дёргает меня за рукав. Оборачиваюсь — с лавочки встаёт бабуля — очень-очень преклонных лет, почти слепая, с палочкой (ее кто-нибудь из прихожан всегда сопровождал под руку). Встаёт, и говорит мне: «Садись, доченька…»
    У меня после этого как будто крылья выросли, откуда-то и силы взялись, и так радостно на душе стало…
    Усадила, конечно же, её обратно (дунь на нее — упадёт ведь!).
    Но с тех пор (лет семь уже прошло) от наших бабушек готова терпеть всё, что угодно 🙂 🙂 🙂

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov