Первые шаги в храме.

Что Вы посоветуете человеку, который не знает, как себя вести в церкви?

— Не нужно смущаться незнакомой обстановки. Общие правила поведения всегда одни и те же: не кричать, не толкаться, не ругаться, не мешать другим. И церковный этикет освоить несложно: смотрите, что делают прихожане и поступайте так же. Прежде чем войти в храм, осените себя крестным знаменем трижды и трижды склоните голову. Если есть желание подойти к иконе и постоять в молчании, постойте. Если есть желание помолиться, помолитесь, благоговейно поставьте свечу. В каждом храме есть церковнослужитель или священник, который с радостью ответит Вам на Ваши вопросы или посоветует нужную книгу.

0000046720-YND

Любое дело с чего-то начинается, так начните и Ваш путь в храм. Не стоит смущаться, если встретите со стороны церковных людей равнодушие или даже резкое отношение — Вы ищете Бога и путь именно к Нему. А на таком пути обязательны трудности, научитесь их преодолевать.

Говорят, есть в году один день, когда можно помолиться за самоубийц?

— Самоубийство – самый страшный грех, потому что в любом другом грехе человек имеет возможность покаяться, осознать его, перестрадать, пережить, искупить. А тот, кто накладывает на себя руки, сразу подвергается, даже не проходя мытарств, адским мучениям. И чтобы вымолить такого человека, нужно приложить большие усилия. Церковь на себя такой ноши не берет. Это запрещено канонами, потому и нет дня, когда можно было бы молиться за таких людей. Дважды в году – во Вселенскую и родительскую субботы, Церковь молится за «змеями угрызенных, волнами поглощенных, с высоты упадших» и так далее. Но упоминания самоубиенных там нет. Помочь здесь могут только родственники, но с благословения священнослужителя, т.к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Знаю лично людей, которые, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи – пьянство, игроманию, наркоманию.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

20 комментариев к записи “Первые шаги в храме.”

  1. Maxim:

    Очень хорошие слова о пути в храм. Именно о том, что это, прежде всего, путь к Богу. О том, что по дороге можно встретить не совсем адекватных людей. К сожалению, сам на этот путь не встал. Что-то мешает. Анализировал и понял, что это скорее всего гордыня. Но пока побороть ее не получается. Не вижу я себя в рядах прихожан, как не вижу себя, например, в рядах «готов». Так как объединяются люди, прежде всего, близкие по духу, по ожиданиям, по нуждам. А я, к сожалению, не вижу много общего с ни с форумчанами, ни с бабушками в храмах.
    Знаю, что так рассуждают многие мои коллеги по всей стране. И не случайно многие успешные менеджеры, представители «среднего класса» зачастую оказываются в рядах протестантов или неопротестантов. Рассуждают они очень похоже: «эти ребята в пиджаках очень похожи на меня, говорят понятным языком и о понятном, дружелюбны. А в православном храме бабушки, непонятные слова и этикет, отсутствие показного (а иногда и непоказного) дружелюбия. Мне, конечно, ближе, ребята в пиджаках. Они моего круга, социального положения, моих интересов».
    Думаю, Владыка, Вы понимаете, о чем я. Мне тоже мешает эта гордыня. И для таких как я путь в храм представляется очень трудным. Решится на него безумно сложно.

    • Архиепископ Игнатий:

      Думаю, Владыка, Вы понимаете, о чем я.

      Думаю, что понимаю. Но дело здесь не в гордыне, хотя и она, возможно, имеет место быть. А в том, что Вам, конечно, ближе, ребята в пиджаках. Они Вашего круга, социального положения, Ваших интересов, Вам с ними удобно, комфортно. Это вполне естественно в деловом и дружеском общении.

      Но таковое общение, начинаясь на земле, на земле и оканчивается, а Вы, судя по всему, имеете гораздо более высокие, истинные устремления. Иначе не сожалели бы, что не встали на этот путь, не беспокоились бы, что что-то мешает.

      А раз так (и если так), позволю несколько слов. Ответьте себе на вопрос: Действительно ли я хочу идти к Богу? Почему этот путь для меня связан именно с храмом (православным храмом)? Ответите — дальше все просто. Главное — это Он, Сам Господь, Который есть Путь и Истина и Жизнь. Он — Путь, Он этот путь Сам и указывает.
      Когда мы поступаем в ВУЗ, мы ведь не задумываемся над тем, видим или нет себя в рядах студентов моей группы или курса. Это не столь важно, и к цели учебы имеет весьма опосредованное отношение. Когда устраиваемся на работу — тот же подход. Но со временем входим в коллектив, лучше узнаем других, лучше понимаем, а иногда и друзьями становимся. Потому что есть общая цель, потому что больших целей можно достичь только сплоченной командой. Хотя далеко не все в этой команде будут ребятами в пиджаках.

      Так и в Церкви. Ваша цель — Господь. Ваш путь — через православную Церковь (потому что Он так заповедал). Идите. Со временем найдете единомышленников, еще со временем — многих единомышленников. Еще со временем поймете, что все: и форумчане, и бабушки — тоже Ваши единомышленники.

  2. любаша:

    Простите, Максим, что влезла.

    А что ж это вы к бабушкам-то?
    Давайте лучше к Молодёжке поближе!
    🙂 🙂 🙂

  3. Таисия:

    Действительно, Максим, почему Вы решили, что в храме одни бабушки? Бабушек-то как раз и меньше всего. Они, нынешние бабушки — дети безбожного времени. В храме молодежи больше. Да еще и какой молодежи! Цвет России! 🙂

  4. Maximus:

    Уважаемый тезка :), я конечно не знаю, что посоветует Вам Владыка, но мне кажется, тут есть один довольно простой вариант: сделать волевое усилие (пусть так поначалу), и все-таки переступить порог храма. А потом вдруг может оказаться, что все совсем не так уж плохо. И далеко не только бабушек, как уже было сказано, Вы там встретите, да и бабушки не все окажутся агрессивными. А наоброт, выяснится, что среди них попадаются очень даже неплохие 🙂 Более того, может обнаружиться, что в Церкви, (а не только в харизматических сектах) есть, и прекрасно себя чувствуют и некоторые Ваши колллеги.

  5. Maxim:

    Уважаемый тезка! Я, наверное, догадываюсь, что ответит мне Владыка. Или так думаю, что догадываюсь. 🙂
    Для меня это вопрос в другом (в храме я, как нормальный захожанин, бываю время от времени). А именно в общности мироощущения, духа, интересов. Именно этого я не вижу. Хотя умом понимаю, что Православие — верный путь.

    • Архиепископ Игнатий:

      Я, наверное, догадываюсь, что ответит мне Владыка.

      Подтвердились Ваши догадки?

      • Maxim:

        Спасибо за понятный и доходчивый ответ. Догадки подтвердлись лишь по смыслу, что надо попробовать. Однако приведенные Вами примеры с ВУЗом или работой позволили мне иначе взглянуть на проблему. Действительно, вероятно Вы правы, что не попав в структуру, не «ужившись» в ней трудно понять очевидное для тех, кто уже давно существует в этой системе координат.

    • Архиепископ Игнатий:

      А именно в общности мироощущения, духа, интересов. Именно этого я не вижу.

      Если нет общности мироощущения, нужно задуматься: а соответствует ли Ваше мироощущение тому, что дает нам Христос?

      Если нет общности духа, нужно найти различия. Попытаться их четко сформулировать.

      А если пока нет общих интересов, расскажите о Ваших. Уверен, что найдутся те, кто с удовольствием их разделит.

      • Maxim:

        На Ваш вопрос, Владыка, я не могу ответить. Было бы верхом самонадеянности сказать, что соответствует. В тоже время, если начинать формулировать различия во взглядах, то получится слишком пестрая картина, где в сущности мелочи, не отражающие общего видения.

        Я как-то раз рассказывал Вам лично о том, что меня смущает в Православии и в РПЦ МП. (Шереметьево-3, декабрь 2009 г.) С той поры прошло уже много времени и мне, конечно, стыдно, что я не отреагировал на Ваше приглашение. Слишком долго я созреваю именно для этого решения. Может быть, потому что оно может кардинально изменить мою жизнь и жизнь моих близких.

  6. Maximus:

    Ну тогда можно просто приглядеться повнимательней, что именно Вас отталкивает от Церкви?
    Выше Вы написали, в частности, про «непонятные слова и этикет» и отсутсвие дружелюбия. Но не поспешно ли делать из этого вывод об остустствии общности мироощущения? Пусть даже сейчас Вы эту общность и не чувствуете. Пусть даже сейчас Вам непонятно богослужение. Но, возможно стоит попробовать войти в этот мир, и познакомиться с ним, так сказать, изнутри? И тогда уже можно будет делать для себя какие-то определенные выводы (это не Ваше, или Ваше, и как-то еще)?
    Что касается дружелюбия, то, думаю, не стоит делать обобщений по отдельным негативным случаям, даже если Вам лично приходилось с ними сталкиваться. Дружелюбия у нас хватает 🙂 Но дело даже не в этом, а в том, что чьи-то немощи (вспыльчивость, раздражительность) ровным счетом ничего не говорят о православном мироощущении. И даже совсем наоброт — говорят о том, что и мы, православные (вроде бы) люди, тоже далеко не во всем ему соответствуем.

  7. Таисия:

    Дорогой Владыка! Поздравляем Вас с днем рождения! Мира Вам, радости и успехов! Божьей помощи во всех начинаниях! Крепкого здоровья! Благодатного покоя в душе и молитвы.
    Низкий вам поклон от всех Озерновцев!

  8. Михаил Зотов:

    Владыка сердечно поздравляем всей семьей! Здоровья Вам, успехов! Божией помощи во всем! Спасибо Вам!

  9. Вот Вы, Владыка, говорите , что самоубийство грех….
    А как же , если человек покончил с жизнью во время
    душевного припадка?

  10. Что Вы, Владыка можете сказать о необходимости перемен политического устройства в стране? Или нет в этом ни какой необходимости?
    Уверен в том, что большинство Ваших прихожан хотели бы воззащения в Советский Союз.
    Почему Вы публично никогда не критикуете действующий режим управления в стране? Почему Вы ничего не говорите о Скворцове укравшем кресло градоначальника путем манипуляций на выборах?

    • Maximus:

      «Уверен в том, что большинство Ваших прихожан хотели бы воззащения в Советский Союз.»

      Вот уж это напрасно. Да, есть и среди православных почитатели «Великого вождя всех народов». Но это экзотическое меньшинство. Лично я таких не знаю ни одного. Хотя и православные готовы признать то положительное, что было в СССР.
      Но молимся мы не «вождю народов», «великому генералиссимусу» и т.д. и т.п. А Святфым Царственным страстотерпцам. И не мавзолейные «мощи» чтим, а мощи св. Великомученицы и Великой княгини Елизаветы Феодоровны. И вместе с ними — неисчислимый собор новомучеников, в земле Российской просиявших, во главе со свт. Патриархом Тихоном, сщмчч. Владимиром Киевским, Вениамином Петроградским, Петром Крутицким, Илларионом Верейским, и многими сотнями тысяч православных людей, зверски умученных от большевиков.

      Вот здесь приведены только некоторые жуткие эпизоды тех массовых большевистских зверств:
      http://www.zavet.ru/kalendar/novm/

      Все это означает именно то, что Церковь не только на уровне официальных документов, но и своих глубинах, в самой своей молитвенной жизни отрицает и отвергает безбожие, зверства и геноцид, которые и составялют суть большевизма.

      Память всех российских новомучеников Церковь празднует 7 февраля по новому стилю.

    • Архиепископ Игнатий:

      Что Вы, Владыка можете сказать о необходимости перемен политического устройства в стране? Или нет в этом ни какой необходимости?

      Нужно быть слепым, чтобы не видеть того негативного, что поисходит в нашей стране. Но я не настолько самонадеян, чтобы давать конкретные рекомендации в отношении экономического, политического, социального переустройства. Ne sutor ultra crepidam.

      Я — священнослужитель, верю в Бога и, конечно, рассматриваю все происходящее прежде всего в аспекте духовном, самом, на мой взгляд, истинном. А здесь он таков: причина хаоса, кризисов и других нестроений всякого рода — состояние наших душ и сердец. Все остальное — лишь следствие. А посему, как ни меняй внешние условия: наш политический строй на самый идеальный, экономическую систему на самую эффективную, социальную структуру — на самую справедливую, результат останется тем же. И даже ухудшится. Помести поросеночка в Эрмитаж — поросеночком и останется.

      «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» А если уже повредили, и вредили семьдесят советских лет, то надо начинать с восстановления разрушенного и оскверненного.

    • Архиепископ Игнатий:

      Уверен в том, что большинство Ваших прихожан хотели бы воззащения в Советский Союз.

      На чем зиждется Ваша уверенность?

      Почему Вы ничего не говорите о Скворцове укравшем кресло градоначальника путем манипуляций на выборах?

      Подобные вопросы мы уже обсуждали. Если Вам интересно, могу дать ссылку. http://blogs.pravkamchatka.ru/wordpress/2010/01/09/%d0%b0%d0%b8%d1%84-%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d1%87%d0%b0%d1%82%d0%ba%d0%b0-%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%b8%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8f/

  11. Владыка, из Вашей биографии совершенно очевидно, что Вы отлично подготовленный инженер в миру. Вы изучали диалектический материализм и что же ? Все это бред? А коммунисты так не считают. Уверен , что коммунисты еще вернутся к управлению в стране и во сем мире, только не в той форме как это было у нас в стране. Лично сам я верю в то , что есть Высшая материя.
    Иначе как можно объяснить природу гравитационное поля ? Есть его математическое описание, но нет объяснения его в тех понятиях как электромагнитное(если не считать философских). Неизвестно с какой скоростью передается гравитация. Как можно объяснить бабку Вангу? Уверен в том, что есть переход из материального мира в духовный ,подобно тому как из электрического поля в магнитное. Cовершенно не уверен в том, как это представляет православная церковь. Возможно есть микромир, где с огромной скоростью протекает жизнь разумных существ . Есть макромир, где наоборот медлено идет жизнь. Но я не экуменист и не дуалист. Грешник как и все. Cчитаю,что православие ближе к России по духу. Я верю в естественное развитие процесов.
    Меня господь привел к Вам?

    • Архиепископ Игнатий:

      Спасибо. Очень много интересных мыслей.

      Как освобожусь — постараюсь поделиться своими.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov