А сейчас настал черед побеседовать о жестокости Библии.
Тема эта очень и очень непростая, но не для объяснения, а для понимания. Неверующим человеком. Но, если у обеих сторон найдется достаточно терпения, внимания и желания понять, а не настоять на своем, то цель вполне достижима.
Тому свидетели Лаплас, Коперник, Ньютон, Менделеев, Мендель, Энштейн… список можно продолжать до бесконечности.
Приведу очередной абзац Вашего письма:
Библия (Ветхий Завет) – очень жестокая книга. Она не просто внушает абсолютную покорность Богу, но делает это, угрожая жесточайшими наказаниями, и приводя многочисленные примеры таких наказаний. Уже при сотворении человека Бог сотворил рядом и древо познания, запретив вкушать от его плодов, специально для искушения своих созданий и испытания их на покорность. За нарушение запрета юной невинной Евой оба первых человека были наказаны изгнанием из рая со всем будущим потомством, а Ева была объявлена «сосудом диавольским», и ей в удел было оставлено рожать «в муках». Непокорность Евы, а потом и познание ею «плотской любви» было названо «первородным грехом», который с тех пор тяготеет над каждым человеком, начиная с рождения. Человек грешен с рождения, и всю жизнь должен молиться о своем прощении и спасении!
Библия (Ветхий Завет) – очень жестокая книга.
Она не жестока. Она реалистична и достоверна во всех отношениях. Во всех, но, поскольку о достоверности богословской, догматической, духовной, говорить нам еще рано, остановимся на достоверности психологической. Действительно ли жестока Библия с точки зрения психологии обычного человека? Попробуем разобраться.
Уже при сотворении человека Бог сотворил рядом и древо познания, запретив вкушать от его плодов, специально для искушения своих созданий и испытания их на покорность.
Вы либо не читали это повествование, либо слишком предубеждены против Библии. Иначе как объяснить тот факт, что Вы совершенно не обратили внимание на совершенно очевидные ответы, которые там содержатся? Ответы на Ваши вопросы.
Во-первых, Бог создает человека по Своему образу и подобию. Т.е., будучи Сам совершен, Он влагает основы этого совершенства и в каждого из нас (образ). А вместе с тем и способность к бесконечному развитию (подобие). Разве не так должна выражаться истинная любовь?
Во-вторых, Он помещает человека в идеальные для развития условия — не стану перечислять их здесь: в первой и второй главах книги Бытия они изложены с необходимой очевидностью и подробностью. Замечу только: от всякого древа в раю (слово «рай» в переводе, означает сад) вкушать и позволялось и благословлялось. О т в с я к о г о. Кроме одного — древа познания добра и зла. Почему? Слово «познание» в библейском понимании означает «приобщение», «познание на своем собственном опыте». Разве плохо, что Господь не благословляет соприкасаться со злом, принимать его в себя? По-моему, очень хорошо и совершенно правильно. Элементарная педагогика.
Другой вопрос, зачем вообще это дерево оказалось в этом саду. Частично ответ уже дан выше. Человек должен развиваться всесторонне, совершенствовать каждую свою сторону. В том числе и волю. Утверждать ее в добре. А знаете ли Вы способы развития, которые не связаны с преодолением препятствий, приложением усилий? Мне таковые неведомы. Видимо, Богу тоже (так думают и многие толкователи Библии, очень мудрые люди и тонкие психологи, кстати сказать). Итак, сие древо — служило средством укрепления воли в добре. А вовсе не искушению или испытанию на покорность.
В раю, кстати сказать, были и иные средства для развития душевных и физических способностей. Но об этом, если захотите, в следующий раз.
Относительно той же воли. Прошу Вас обратить внимание еще на одно обстоятельство: она совершенно свободна. В том числе и от Самого Бога. Это еще один великий дар человеку, которым не обладает более ни одно живое существо на земле.
Теперь о запрете и ужасных угрозах. Их не было. Было предупреждение: в тот день, как вкусите, смертию умрете. И все. Причем, смерть — это не казнь, даже не наказание, а естественное следствие того поступка, который может совершить человек. Повторю: естественное. Когда я кладу руку на горячую плиту, я естественно обжигаюсь, и надрываюсь тогда, когда взваливаю на себя 100-килограммовый груз. Кто виноват? Плита? Груз? Или тот, кто предупреждал меня о последствиях? Тот, кто принял решение, естественно.
За нарушение запрета юной невинной Евой оба первых человека были наказаны изгнанием из рая со всем будущим потомством
Не следует понимать Священное Писание столь буквально. Мы уже говорили, что за нарушением заповеди Бога естественно следовала смерть. Но не телесная (как известно, Адам и Ева после изгнания из рая жили еще много столетий), а духовная, а смерть духовная — это разрыв связи с Богом. Что произошло после нарушения Его заповеди. Такая смерть — это еще и изменение внутреннего устройства человека, полное искажение структуры его души. Эта болезнь и называется первородным грехом и передается от поколения к поколению «на генетическом» уровне.
Человек грешен с рождения,
Не грешен, болен.
и всю жизнь должен молиться о своем прощении и спасении!
О спасении — конечно, если хочет спастись. А о прощении лишь в том случае, когда совершит грех.
Так, что, досточтимый Юрий Борисович, в этом повествовании жестокости не обнаружено. Только любовь Бога. Мудрая, ненавязчива, совершенная.
Досточтимый Владыка!
Ваш ответ меня не удовлетворил. Во-первых, Вы ответили только на замечание насчет изгнания первых людей из рая за непослушание. Эта самый слабый пример жестокости из многих, приводимых мною, но все-таки жестокость. Духовная жестокость, которая губительна для юного, неопытного существа не менее, чем физическая смерть. Представьте себе, что родитель отлучил от себя (перестал совсем разговаривать, хотя и кормил) пятилетнего ребенка, который нарушил запрет не трогать горячее и обжегся, или проявил жестокость по отношению к кошке или муравью. Так не воспитывают волю и способность уберечся от зла.
Но, главное, дальнейшие, приводимые мной примеры жестокости Библии и жестокости православного святого старца. Прокомментируйте, пожалуйста их.
С уважением,
Ю.Слезин
Ваш ответ меня не удовлетворил.
Досточтимый Юрий Борисович!
Вспомним, с чего начался наш разговор: Вы были удивлены: как это человек, получивший высшее светское образование и занимавшийся наукой пришел к вере? Об этом я и пытаюсь рассказать, в этом ключе и веду наши беседы. Не более того. Удовлетворять или не удовлетворять кого-либо не входит в мои задачи. Ибо, как Вы совершенно справедливо заметили, говорить о Боге в рассудочных категориях бессмысленно. Бог открывается только в опыте. Личном.
А если такового пока нет, то очень важно прислушаться к опыту Церкви, в данном случае — огромного количества христиан, принадлежавших к разным эпохам и народам. И, если не приобщиться, то хотя бы понять его. Вы старательно обходите вниманием тот факт, о котором я упоминал неоднократно: крупнейшие ученые, философы, творцы культуры и искусства (античности, средневековья, современности) верили во Христа, принимали и Новый и Ветхий заветы, знали о «жестокостях» Бога и, тем не менее, нисколько не сомневались, что Он есть любовь. И сами любили Его.
Ведь, если задуматься об этом, может возникнуть вполне логичный вопрос: а может быть я, атеист, в чем-то не прав. Ведь до тех пор, пока атеист абсолютно убежден в своей правоте, он слеп. Именно такая убежденность и мешает ему взглянуть на мир, человека и самого себя совершенно по-новому. Ему просто хочется, чтобы Бога не было. Посему Бог ему и не открывается. Но от этого Он быть вовсе не перестает.
насчет изгнания первых людей из рая. Это… пример жестокости. Духовная жестокость, которая губительна для юного, неопытного существа
Вы совершенно напрасно думаете, что Адам был неопытным существом. Юным — да, но вовсе не неопытным. Аналогии с детьми здесь неприменимы по той причине, что первый человек был не рожден, а сотворен. В меру разумного взрослого человека. Ему сразу же было доверено возделывать и хранить рай, нарекать имена животным. А ведь в библейском понимании наречь имя — значит постичь суть предмета и выразить ее в звуках. Задача весьма сложная, не так ли? Первым людям заповедано плодиться, и размножаться, и населять землю, и владычествовать (т.е. мудро управлять) всем, что на ней находится. За всю историю человечества лишь единицы действительно мудро управляли своими народами. Что уж говорить об управлении всей нашей планетой.
Но самое главное не в том. Состояние души первых людей было совершенно отлично от нашего. Настолько отлично, что нам это даже представить трудно. Первые люди были открыты Богу, Его благодати, божественным энергиям. А, поскольку Бог есть Истина, то весь окружающий духовный и материальный мир являлся им в истинном свете. Т.е. таким, каков он есть на самом деле. Они прекрасно понимали и ощущали, что и этот мир, и они сами — творения Божии, что Бог — это безграничная любовь, добро и красота. Что с Богом хорошо, а без Него, соответственно — плохо.
И еще раз повторю: то, что произошло после грехопадения, вовсе не месть раздраженного родителя строптивому или глупому дитяти. Это — естественное следствие нарушения тех духовных законов, которые лежат в основе природы человека. Так что никакой жестокости.
Кстати, Юрий Борисович, а Вам никогда не приходилось ставить студентам двойки на экзаменах? Удалять за списывание? Разве это не жестоко по отношению к юному существу?
Так не воспитывают волю и способность уберечся от зла.
Для сознательного, разумного человека, который полностью свободен в своем выборе и который полностью представляет себе что есть добро и что есть зло, воля воспитывается только таким способом. Это двухтысячелетняя практика православной аскетики. Это один из основных принципов и русской педагогики. Да и не только русской.
Вы довольно долго не писали в мой блог. Видимо, были заняты, или отдыхали. Поэтому и я не отвечал на основные ваши вопросы. Продолжу в следующем же сообщении.
Досточтимый владыка,
Я продолжаю ждать Ваших комментариев к другим (кроме примера с древом познания) примерам жестокости Библии (точнее примерам жестокости Бога, описанным в Библии), которые я приводил в своем первом обстоятельном письме. Там же я приводил и пример жестокости и бесчеловечности православного святого старца, описанный (в качестве примера божествонной прозорливости) в описании его святой жизни в книге, изданной московским патриархатом.
Я понимаю, что у Вас времени еще меньше, чем у меня, но без Вашего ответа на ВСЕ, поставленные мной в письме вопросы продолжаь диаог о «жестокости Библии» трудно.
С уважением,
Ю.Слезин
Грех и его последствия (то, что Вы назвали болезнью) — разные вещи. И авторы нижеприведенного текста (Послания) это понимают и четко различают. Есть грех, есть его последствия. В крещении ОТПУСКАЕТСЯ именно ГРЕХ и если бы просто исцелялись его последсвтия, то так бы и говорилось, тем более что они (последствия) выделяются как самостоятельное понятие.
К вопросу о метафоре «рука на горячей плите».
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/sysoev_mogut_li_spastis_neveruyuschie-all.shtml
«В самом деле, Ваша посмертная участь определяется Вашим собственным состоянием, а не решением Бога – какой смысл Вам еще взывать к Богу? Профессор А.И.Осипов говорит, что “Бог есть любовь и только любовь”, как бы предлагая нам более мягкого и любящего Бога, чем Бог-Судия Пророков и Апостолов. Но к чему это приводит? Если гибель грозит Вам по приговору Судии, Вы можете воззвать о милости – и получить эту милость. Но в рамках тех безличных представлений о воздаянии, которые отстаивают митр. Сергий (Старгородцев), проф. А.И.Осипов и единомысленные с ними, никакая милость, никакое принятие в Царство Божие грешника, который не “развил мысленные очи”, “не приготовил себя к духовной жизни” попросту невозможно. Не суд Божий, а “необходимые и естественные последствия” обрекают Вас на геенну – а, значит, и помилование исключено…»
ПОСЛАНИЕ
ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКИЯ ЦЕРКВИ
ОПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ
…
Веруем, что первый члеовек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бермени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: … но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие НАКАЗАЛО человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть.
…
Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородноум греху [а не только бремени и последствиям, о которых упомянуто выше] и без крещения не могут получить отпущения сего греха.
…
Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному НАКАЗАНИЮ за сей грех [ведь нелепо наказывать за болезнь?], и следовательно, не спасаются.
И еще из той же символической книги.
«Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, чрез него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещаемый освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи…»
Если вольные грехи последующей жизни человека это грехи, которые имеет смысл прощать, а первородный — это болезнь, которую надо только лечить, то тогда вышеприведенный текст становится бессмыслицей. Отпущение правомерно используется относительно одного и нелепо относительно другого, освобождение от наказания — тоже.
Всё написано грамотно, но….
Когда в освящённой квартире убивает током от батареии крещёного 1,5 годовалого младенца (моего сына) прямо под Иконами. Когда полиция и прокуратура не находит виновных которые подсоединили к батарее ток, а вся моя Крещёная семья (мать,отец,жена) слегли от инсультов и инфарктов от горя, а когда я пришёл в Церковь мне посоветовали радоваться что сын в рай попал. Это было 6 ноября 2006 года в центре Красноярска. Я потерял своего единственного сына и в Церкви мне сказали что это меня испытал Бог так как сильно меня любит. Вместе с Егором умерла р моя Вера в доброго и любящего Бога. Не люби меня больше Бог так как от Твоей Любви на теле и душе побои раны и язвы!!!
От ума эти слова у батюшки, от книжного учения. Видимо, сам никогда не страдал так. Если б что-то подобное перенес, говорил бы не то и не так. А, может быть, вообще ничего не говорил, а молился вместе с Вами.
Не все пастыри выросли в меру человека. Но перед престолом Божиим стоят все, все к нему допущены. И молят Господа и о Вас с Вашими близкими.
А в Бога веру не теряйте. Он и есть и любит безмерно.