Социалистический атеизм и рыночное православие

«Кто не хочет работать.
тот не признаётся достойным и есть» Св. Василий Великий

Узнаете один из главных лозунгов социализма? Вот ведь откуда идет – из четвертого века от Рождества Христова.

Вряд ли кто-то не согласится, что Советский Союз был страной государственного атеизма. При том, что это нигде официально не декларировалось, и Конституция признавала право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И вряд ли кто-то станет оспаривать, что современная Россия — это страна государственного православия. При том, что это нигде официально не декларируется, и Конституция признает… Так это выглядит на первый взгляд. Но давайте копнем поглубже.

«Из всего, даже потребного нам, должно иметь необходимое, а не излишнее» (Св. Иоанн Златоуст). Очень похоже на коммунистический принцип полного удовлетворения РАЗУМНЫХ потребностей. Приведу еще несколько высказываний святых отцов. «Нужно довольствоваться малым и только необходимым, ибо тогда у человека будет больше времени, чтобы заняться добрыми делами» (Старец Паисий Святогорец). «Целью вкушения поставляй не приятность, а потребность пищи, ведь и Сам Господь, когда чудесно напитал утружденный народ — «да не ослабеют на пути» — напитал не дорогими яствами, а хлебами ячменными и рыбой». «И во всем прочем следует не выходить за пределы нужды и заботиться о теле, сколько требует польза души, ибо наряжать и любить свое тело – страсть и незнание высшей мудрости» (Св. Василий Великий). «Украшение тела есть пагуба души (Авва Исаия).

Остановлюсь, ибо продолжать можно бесконечно. Обратите внимание: именно эти принципы пропагандировала атеистическая советская власть. И что особенно важно, эта пропаганда принималась большинством населения, люди (не все конечно) жили в соответствии с этими нравственными принципами, и не от бедности и дефицита, а от осознания их правильности.

Что пропагандирует наша православная государственная власть (сама или через контролируемые ею СМИ)? Культ потребления! Покупай, наряжайся, крась волосы, заботься о теле, езди на курорты… — всё, что осуждает православная нравственность.

«Оставь не только суетные попечения об излишнем, но и о потребном излишние» (Св. Филарет, митрополит Московский). Строку Иосифа Бродского «И если б здесь не делали детей, то пастор бы крестил автомобили» я воспринимал как поэтическую метафору, пока не увидел на Петербургской улице священника, исполнявшего обряд освящения новенького мерседеса. Мог бы ещё понять, если бы освящались дешевые «Жигули» — потребное в наше время, но забота святого отца о безумной роскоши и ее владельце, суетно о своем богатстве пекущемся?! Оставлю без комментариев.

Ещё одно крайне важное высказывание: «Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать». Коммунистическая формула «свобода — это осознанная необходимость» явно выросла отсюда .

И, наконец, коснусь самой деликатной темы. То есть деликатной с моей точки зрения и с позиций христианской нравственности, современное российское общество эту тему считает вполне публичной. Об отношениях полов. Православие признает допустимыми только половые отношения супругов, все остальное – блуд и прелюбодеяние. «Мы приятною считаем похотную сласть, а она воистину есть болезнь смертоносная. Похотная сласть есть удочка диавола» (Св. Феодор Студит). Православная мораль требует «уклонения от всякого рода блудных дел. Уклонения от сладострастных бесед, чтения и просмотра сладострастных картин, от произношения сладострастных, скверных, двусмысленных слов. Хранения чувств, особенно зрения, слуха, и еще более осязания». «Грех блудниц и мытарей от грубой любви – у одних к телу, у других к деньгам» (Св.Иоанн Златоуст).

Когда 20 лет назад по телевидению прозвучали слова: «В СССР нет секса», женщина, их произнесшая, стала посмешищем в демократической прессе. Строго говоря, это только половина фразы, вторую половину «в СССР есть любовь» автор программы Познер бессовестно вырезал, а спустя 20 лет извинился, объяснив, что так было нужно в политических целях. Но, допустим, второй половины не было. Что тут смешного? В СССР действительно не было секса в том вульгарном смысле, в котором мы сейчас слышим это слово на каждом шагу. Общество жило в соответствии с православной моралью, а государство наказывало за её нарушения. Конечно, были (в масштабах, несравнимых с современными) и блуд, и прелюбодеяния, и даже проституция, но их скрывали, как постыдный грех. А если грех раскрывался, то неверного мужа вызывали на партком, могли исключить из партии и даже снять с должности, если он какой начальник.

Сегодня грехами хвастаются в журналах и с телеэкрана, рассказывают о себе такие интимные подробности, что я, далеко не мальчик, краснею. У детей в школах уроки безопасного секса! Представляете себе, окончился урок по основам православной культуры, и двенадцатилетние школьники идут на следующий, где их учат, как пользоваться презервативом!

Теперь о том, что христианское учение называет «грехами блудными противоестественными»: лесбиянство, гомосексуализм и прочее. С точки зрения отцов церкви это не просто грех, но преступление. «Мужеложники хуже убийц, ибо убийца отторгает душу от тела, а этот губит душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. Жители Содома и Гоморры выдумали (вместе с диаволом) неизвестное дотоле беззаконие – изобрели противоестественное смешение, и так наклонны были ко злу и разврату и не показывали возможности исправления и врачевства, что должны были подвергнуться истреблению» (Св. Иоанн Златоуст).

В Советском Союзе за мужеложство не казнили, но сажали в тюрьму – была такая статья УК. Сейчас не только статью отменили, гомосексуалисты открыто пропагандируют свой образ жизни, проводят парады, на которых пока имитируют половые акты, но не удивлюсь, если скоро начнут совокупляться на площадях. И это в православной стране!

Конечно, всякое сравнение хромает, говорить о сходстве коммунистической и христианской морали можно только в определенных пределах и со многими оговорками. И всё-таки в советское время при формальном атеизме государство воспитывало православную нравственность (пусть она называлась коммунистической, но уже стало общим местом утверждение, что «моральный кодекс строителя коммунизма» имеет в основе десять заповедей). А в современной России при формальном православии насаждается мораль антихристианская.

А если так, то что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Это Николай Заболоцкий. Выражаясь современной терминологией, культовое стихотворение 60-ых годов прошлого века. Это относится и к вере. Что есть вера: строгое соблюдение православных заповедей в повседневной жизни, хоть и при неисполнении формальной обрядности, или регулярное посещение храма при полном игнорировании сущности христианского учения?

«Мы искуплены Христом, а служим золоту; проповедуем владычество одного, а покоряемся другому» (Св. Иоанн Златоуст). Этим все сказано.

Михаил Машковцев

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

22 комментария к записи “Социалистический атеизм и рыночное православие”

  1. Архиепископ Игнатий:

    Что есть вера.

    Дорогой Михаил Борисович, прочитал Вашу статью и понял: вот пройден еще один этап. Их много было в Вашей жизни: ликующе-радостных, отчаянно-горьких, мудро-спокойных. Ровных, крутых, нисходящих и ведущих вверх, к высшему служению. Некоторые из них совершались и на моих глазах.
    И этими глазами, как человек верующий, я видел основные составляющие Вашего жизненного пути – его цель и смысл. А они, думаю, выражены в простых словах Спасителя: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». «Я». То есть Он и ничто больше.

    «Что есть вера?», — задаете Вы вопрос в Вашей статье, — об этом лучше спросить у верующих истинно, у близкого нам святого, небесного покровителя Петропавловска, апостола Павла, к примеру. Лучше чем он объяснить это глубокое понятие, раскрыть это сложное состояние души не сумел никто. «Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1), или, в современной интерпретации: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Понятно, что речь здесь идет не о вере обыденной, или даже научной, а о религиозной, христианской, той, что открывает человеку тайны Царствия Божьего (Деян. 1:3) и соединяет его со Христом. Кстати сказать, одно из значений слова «религия» — связь, соединение.

    С одной стороны вера – абсолютная уверенность в том, что не поддается восприятию нашими пятью человеческими чувствами, а с другой – ожидание этого «того» (или, лучше, «Того»). Но самое главное заключено в незаметном слове «осуществление», в действительном и вполне реальном осуществлении ожиданий. Так чего же все-таки ожидают христиане? Того самого соединения, связи, общения с Иисусом Христом, которое выражается коротким и бесконечно емким евангельским словом «любовь». В вашей статье Вы рассуждаете о двух христианских добродетелях: воздержании и целомудрии, хотя, святые отцы, указывают таковых гораздо больше: трезвение, духовное рассуждение, смирение, кротость…, и высшее – любовь, которая, по мнению того же апостола Павла, является союзом всех человеческих совершенств.

    И они, безусловно, важны. Но не сами по себе, а как необходимые условия для спасения. Лишенные своего главного предназначения – преображать душу, готовить ее к великому событию, встрече со Христом, они мельчают, лишаются своей абсолютности, попадают в зависимость от социальных, политических, этнических, культурных доминант. Так «что есть вера: строгое соблюдение православных заповедей в повседневной жизни, хоть и при неисполнении формальной обрядности, или регулярное посещение храма при полном игнорировании сущности христианского учения»? Ни то и ни другое. Она – глубоко онтологичная человеку внутренняя сила, которая побуждает исполнять заповеди Христа, в форме, наиболее Ему желанной, ведущая к наиболее полному и близкому общению с Ним.

    Вы знакомитесь с творениями великих христианских святых отцов, осмысляете окружающую действительность в свете их учения. Это – очередной этап Вашего духовного пути. Надеюсь, что следующим станет осмысление действительности внутренней в свете учения Евангельского.

    С молитвенным пожеланием здравия тела, мира души и крепости духа, архиепископ Игнатий.

    P.S. Не знаю, Михаил Борисович, насколько верно я исполнил Вашу просьбу. Если что-то покажется Вам лишним, отвлеченным можете опустить то. Уверен, что Вы распорядитесь моим опусом наиболее разумно.

  2. Михаил:

    Эту демотиватор следовало бы добавить: вставить между картинкой и текстом «а ты?» просто перечень просто фамилий:

    справа — священник Коперник (астроном), монах Мендель (генетик), автор толкования на Книгу Откровение Иоанна Богослова Исаак Ньютон (физик), богослов и математик Лейбниц.

    слева — тиран Гитлер (столько-то миллионов жертв), Сталин (столько-то миллионов жертв), Ким Ир Сен (столько-то миллионов жертв), Пол Пот (столько-то миллионов жертв).

    • Архиепископ Игнатий:

      Возможно. Но кое-что, на мой взгляд, нужно дать додумать и самому читателю.

  3. Михаил Зотов:

    Всех приветствую! Здравия всем! Хорошо написано. Не добавить, не убавить. Советское прошлое оно ведь для многих уже знакомо лишь по фильмам современным, по тому, что написали демократы в учебниках, по ряду штампов… А вот правда ли это? С горечью один священник говорил, что в советское время настоящих верующих было больше. Сложно рассудить. Легко красить все черной краской, переврать историю. Но нельзя заставить людей не думать(хотя сейчас очень стараются, по всем фронтам). Да и Истину не утаить… А мне почему-то вспоминается детство и оно было счастливым. И прекрасно понимаю, что у моих детей оно при нынешнем положении вещей таким же не будет.

  4. Певец Караоке:

    Демотиватор не в тему. Мало вариантов. 🙂
    А статья ничего. Не ожидал.

    «Эту демотиватор следовало бы добавить: вставить между картинкой и текстом “а ты?” просто перечень просто фамилий:
    справа – священник Коперник (астроном), монах Мендель (генетик), автор толкования на Книгу Откровение Иоанна Богослова Исаак Ньютон (физик), богослов и математик Лейбниц.
    слева – тиран Гитлер (столько-то миллионов жертв), Сталин (столько-то миллионов жертв), Ким Ир Сен (столько-то миллионов жертв), Пол Пот (столько-то миллионов жертв).»

    Михаил, этого не в коем случае нельзя было добавлять. Выглядело бы предвзято и по-идиотски.

    «С горечью один священник говорил, что в советское время настоящих верующих было больше.»

    Я тоже так думаю. Жизнь сейчас такая, все массовое нацелено на усыпление бдительности. Сегодня уже не высокодуховному, а просто культурному человеку тяжело смотреть телевизор. Но дети-то смотрят. А «Сегодня дети-завтра народ».
    Плохое приживается потихоньку.
    Лягушка выпрыгнет из кипятка, а на медленном огне сварится…

  5. Михаил:

    Певец Караоке,
    это как «наш ответ Чемберлену» — ведь авторы демотиватора сузили выбор, а добавление фамилий показывает глупость такого искусственного ограничения.

  6. Певец Караоке:

    Кому, вы собираетесь отвечать? Вы думаете, это Михаил Борисович состряпал? 🙂

    Снижаться до уровня врага(шкоьник скорее всего), которой о вас и не подозревает, конечно очень умно…

    Кстати, подобный демотиватор уже есть. Создан и раскритикован. В пух и прах.
    Не извольте беспокоиться.

    • Архиепископ Игнатий:

      Кому, вы собираетесь отвечать? Вы думаете, это Михаил Борисович состряпал?

      Нет, конечно. Он — автор текста. Демотиватор нашел и вставил я.

      Почему? Объяснять автору суть своего произведения — значит расписаться в своей несостоятельности. Если это требуется, значит, не довел до читателя свою мысль, невнятно выразил ее. Прошу принять извинения.
      Но все-таки попытаюсь.

      М.Б. — коммунист и атеист (в прошлом). Он был убежден, что вера человека от неведения, и ее вполне логичной и единственной альтернативой может и должно стать достоверное знание.
      А затем последовали несколько тяжелых, болезненных испытаний, которые что-то изменили в его душе. Думаю, многое.

      Полагаю, если бы такому (и не только М.Б.) человеку предоставилась возможность создать свой демотиватор, он, оставив первые два, через стрелку добавил еще один. Контур человека с головой на плечах и крестом в сердце.

      У Окуджавы есть такие слова: «А душа, уж, это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

  7. Михаил:

    2Певец Караоке

    Разве я где-то написал, что этот демотиватор создан Михаилом Борисовичем?
    Демотиватор — средство визуального донесения своей мысли до неопределенного круга лиц.
    Мне безразлично школьник ли создал картинку в топовом сообщении или старец. Но это вовсе не означает, что я не могу создать/распространить такие демотиваторы/фотожабы которые бы были близки моему мiропониманию и мiроощущению.

    Кстати, могли бы поделиться ссылочкой на критику, а так же «пух и прах», а то я беспокоюсь.

  8. Певец Караоке:

    Михаилу
    «это как “наш ответ Чемберлену” – ведь авторы демотиватора сузили выбор, а добавление фамилий показывает глупость такого искусственного ограничения.»

    Добавление фамилий покажет, что некто снизился до уровня данного демотиватора. И только это.

    «Мне безразлично школьник ли создал картинку в топовом сообщении или старец.»

    А это показывает, что тупая дем. война будет идти до последнего. Во первых потому что вам ровно, с кем воевать,
    во вторых, потому что битва тупых демотиваторов идет без потерь и побеждает в ней как правило, самый упрямый, но далеко не самый умный.
    А в третьих глупость и предвзятость побеждается только добром и талантом. На мой взгляд ваша идея с добавлением фамилий не вписывается ни в одну из этих категорий. Извините.

    По поводу критики, есть сайт и группа в контакте.
    Но вам достаточно подойти к любому адекватному человеку и он вам подтвердит, что это по крайней мере бессмысленно. Лучшее с худшим не сравнивают в принципе.

    • Да ладно вам, бывают и хорошие, годные (тм) демотиваторы. Вы отбирайте вручную а не по количеству голосов. А то рейтингованные делаются чтобы «ну чисто поржать» или в качестве вброса для троллинга.

      пс: кстати в вышевыложенном деме действительно маленький выбор 🙂

      • Архиепископ Игнатий:

        Ты еще в Египте, или уже в первопрестольной?

        • Вчера прилетела, отхожу понемногу от разницы температур =)

          и количества ожидающей работы (зачеркнуто)

          • Архиепископ Игнатий:

            Пусть укрепит и поможет тебе Господь. И Камчатка о том же попросит Его(это о работе).

            А как там сфинксы с пирамидами (это о Египте)?

            А как ты сама (это о тебе)?

          • Спасибо за поддержку, все будет ок!
            Я напишу в почту, хорошо?

            А про Египет будет полноценный фотоотчет, где-то через неделю, по причинческим технинам 🙂

    • Архиепископ Игнатий:

      Давайте понимать друг друга с полуслова,
      Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.
      Давайте жить во всем друг другу потакая,
      Тем более, что жизнь короткая такая.

      Говорят, он не верил в Бога до последних дней. А в душе заповедь о любви к Нему и ближним имел. И жил ею.

  9. Певец Караоке:

    Благословите Владыка!

    «М.Б. – коммунист и атеист (в прошлом).»

    Прошу прощения за скепсис, но он и сейчас не особо похож на монархиста и православного 🙂
    Хотя возможно, я предвзято сужу, потому что мало видел бывших коммунистов?

    «Полагаю, если бы такому (и не только М.Б.) человеку предоставилась возможность создать свой демотиватор, он, оставив первые два, через стрелку добавил еще один. Контур человека с головой на плечах и крестом в сердце.»

    Хорошо бы вышло. Хоть на картинке поглядеть!(шучу)
    Но что бы тогда демотивировало в этом демотиваторе? 🙂

    • Это был бы уже МОТИВАТОР 🙂

    • Архиепископ Игнатий:

      он и сейчас не особо похож на монархиста и православного

      И я такового сходства не обнаружил.
      Путь от атеизма к вере (в том числе и православной) — это, действительно, путь. Здесь скорби необходимы, к сожалению, всегда. Но необходимы они вовсе не Богу, а мне, человеку. Господь лишь милостивно дает их когда нужно, на сколько нужно, какие нужно, и в какой мере нужно. У святителя Игнатия Брянчанинова есть по этому поводу замечательное письмо: «О терпении скорбей».
      И здесь очень важно, чтобы сам человек не отверг это горькое, но лекарство. Не загородился от него ропотом на Бога, обвинением всех и вся, унынием, жалостью к самому себе… А принял и понес этот крест.

      Михаил Борисович не отверг, но пока и не принял окончательно. Что и как будет дальше — мне не ведомо. Во всяком случае, его статья Вас удивила.

      Читаю письма святителя Феофана Затворника. Не удержусь, процитирую.
      «Беда, когда в сердце человек сыт и доволен, а когда голоден и нищ, куда как хорошо. Нищий и в мороз сильнее бегает по окнам и просит. Пошел бы он, если б у него был кусок хлеба?
      Когда чувствуется беда, тогда хлопотам и трудам человека конца нет. То же и с сердцем. Когда коснется его чувство беды, нищеты и голода, — покоя не дает ни телу, ни душе. И то сделай, и на другое подвигнись. Тогда уж саможалению нет места, и всякий труд не в труд. А голод и беду Господь посылает молящемуся и просящему. Это признак здоровья. У больного нет аппетита; он сыт, хоть и неделями не ест. Господи, помилуй нас!»

  10. Певец Караоке:

    Было бы круто к такому мотиватору добавить имена участников.)

    На том что слева(без креста, с головой), написать «Юрий Борисович», на том что справа и без головы — бабка Авдотья(ну или кого не жалко), а посередине, со всем и сразу — «Михаил Машковцев — в прошлом коммунист!»

    Вот это был бы Дисней! 🙂

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov