Погребение Спасителя.

Сегодня вечером чин погребения Спасителя. Мы совершали его в хабаровском Успенском соборе — небольших размеров в длину и ширину, но черезвычайно высоком, расположенном на весьма красивой (кажется, комсомольской) площади. У входа ждали Андрей с Димой. Как положено по чину встречи, сопроводили в храм.

Многие ребята из семинарии исполняют послушания иподьяконов при архиерее. Это весьма непросто: чин архиерейского храмового Богослужения, пришедший к нам из Византии, вообще сложен, а в Великом посту особенно. Он требует четкости и слаженности в движениях, очень хорошего знания последовательности Богослужения, постоянного внимания к действиям архиерея. Порой им тяжело даже физически. Но храмовое действо — это целый мир со своим языком и культурой общения человека и Бога. Великий, захватывающий, яркий. Войти в него не легко, но необходимо, как не легко, но необходимо развиться в полную меру духовного человека. Понимают ли это ребята, чувствуют ли — не знаю. Нужно будет побеседовать.

Вечером в Великую пятницу служится утреня Великой субботы. Священнодействия, песнопения, молитвословия — все направляет ум и сердце к одному: предстоянию перед телом Спасителя, снятым со Креста. Прекрасные древние тексты раскрывают картину просто космического масштаба: Жизнь полагается во гроб, сходит под землю; Богородица в невероятной сердечнй скорби; в оцепенении ангельское небесное воинство…. «Приидите, плач священный воспоем Христу».

Семнадцатая кафизма, которую читают на погребение людей, со стихами, канон — эти молитвы совершают священнослужители и хор.  Молится каждый, из присутствующих; высоко под своды храма возносятся слова, исполненные глубокой скорби, но и скрытой радости: ведь после смерти непременно последует воскресение. На Великом славословии священники собора поднимают икону-плащаницу Христову, я становлюсь под ней с Евангелием, иподьяконы с дьяконами выстраиваютсся в благоговейно-торжественную процессию: начинается крестный ход вокруг храма.

На площади бурлит «жизнь мира», сосредоточенная лишь на самой себе. Но и она, кажется, не в силах сейчас удержать людей в своей власти: вот проходящая женщина остановилась, осенила себя крестным знаменем; этот мужчина наблюдает с уважительным вниманием, а эти молодые парень и девушка, очевидно не церковные, вообще благоговейно молчат. «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас», — крестный ход медленно, неспешно завершает круговой путь. Входит в храм.

Паремия из Ветхого Завета под стать всему строю Богослужения: это пророчество Иезекииля о том, как огромное количество людей умерших, истлевших полностью, оставивших после себя лишь сухие кости возвратятся к жизни. Воскресение мертвых на Страшный суд. Фрагмент из апостольских посланий. Евангелие о том, как иудеи, опасаясь, что апостолы похитят тело Иисуса, привалили ко входу во гроб большой камень и поставили стражу (которая и станет свидетельницей воскресения).

Богослужение завершено. Я остаюсь на кафедре помазывать святым елеем прихожан. Завтра литургия великой субботы в храме свт. Иннокентия.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Погребение Спасителя.”

  1. maria:

    Владыка, ведь то, как Вы пишете о Великой Пятнице, это стихи…
    Остается взять Ваши слова и перевести в рифмы, так глубоко и красиво…

  2. Стефан:

    вот тоже о том подумал… но и переводить не надо может быть… ведь есть отдельный вид «стихотворения в прозе»

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov