Кант, по-моему, говорил: чтобы любить, надо знать. Есть в этом большая доля истины. Истинная любовь призвана содействовать спасению человека. А, поскольку люди различны, то и любовь, будучи по сути единой, неизменной, проявляться к каждому должна по-разному. К пожилым, детям и подросткам, мужчинам и женщинам; людям интеллектуальным, эмоциональным и волевым, различных темпераментов, характеров, убеждений… Кроме того, многие имеют отклонения на неврологическом и психическом уровне.
Святые отцы, замечательно глубоко проникнув в человеческую природу, изучив ее, немного оставили нам советов, как учитывать в деле духовного окормления возрастные, гендерные, патологические, интеллектуальные, эмоциональные особенности людей. Психология занимается этими особенностями давно и во многом успешно. Полагаю, священник вполне может использовать ее достижения в своей практике.
Думаю также, что методы педагогической психологии способны помочь в деле преподавания духовных дисциплин, сделать урок запоминающимся, интересныи и ярким.
Дорогой Владыка!
Спасибо Вам, что затрагиваете такую тему.
» Старца не укоряй, но увещевай,как отца; младших- как братьев;
2 Стариц- как матерей; молодых- как сестер, со всякою чистотою…»,
так говорится в 1послании Тимофею.
К сожалению, мы часто не чувствуем такого отношения от некоторых наших священников.
В церковь мы идем труждающиеся, обремененные, ждем любви, утешения.
Верю, что Вы сможете привить священству эти знания.
Да благословит Вас Господь!
Обязательно прививать?! Ведь до этого жили и служили батюшки, и было всё хорошо…
Дорогой Владыка!Думается, чтобы любить, не обязательно много знать. Любовь — в простоте. «Где просто, там и ангелов со сто, а где мудрено…» Никогда не забуду, как любила моя малограмотная бабушка, православная христианка. Всем было подле нее тепло, покойно, надежно. Я сама уже бабушка, а до сих пор ощущаю ее любовь. И корю себя, что, как она, любить не умею, хотя обладаю определенными знаниями и продолжаю их пополнять. А столпы Православия — дорогие нашим сердцам батюшки Серафим Саровский, Амросий Оптинский, да все Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев и великое множество других? Их любовь была от пламенного сердца. Они любили в Духе, Который все подскажет: кого и как увещевать, кого и как назидать…Но для этого ты и сам должен жить и служить в Духе. Что толку, если изучишь типы характеров, особенности людей и будешь, с учетом этих особенностей, красиво и складно рассказывать про путь спасения, а сам этим УЗКИМ-УЗКИМ путем не идешь? Я, конечно, не имею в виду Вас, уважаемый Владыка. Рассуждаю в общем. Вас благодарю за дневник. Случайно и недавно обнаружила его и поразилась, когда увидела стихи Арсения Тарковского, картины Чурлениса… «Ничего себе, — подумала, — Архиереи есть». Спаси, Господи и простите.
Спасибо Людмила.
Вы читаете мои мысли)
Что толку, если изучишь типы характеров, особенности людей и будешь, с учетом этих особенностей, красиво и складно рассказывать про путь спасения, а сам этим УЗКИМ-УЗКИМ путем не идешь?
Самая большая трудность в этом УЗКОМ-УЗКОМ пути — уметь отвергнуться себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною», — это условие Спаситель поставил на первое место. Отвергнуться себя — это и умение услышать другого (не выслушать, а именно услышать), и не приписывать ему того, о чем он не говорил. Кажется, у Гете есть такие слова:
Что на свете всего труднее?
Видеть своими глазами
То, что лежит перед нами.
Из каких моих слов можно сделать вывод, что знакомство с психологией поможет священнику красиво говорить? Тем более о пути спасения? Первым занимается риторика, а вторым — аскетика и богословие. Ни к тому, ни к другому психология не имеет никакого отношения. Из каких моих слов можно сделать вывод, что, зная основы психологии, священники и миряне сразу оставят узкий путь и пойдут широким?
Психология — это наука, которая изучает процессы, происходящие в человеке. Как медицина, как физиология, как психопатология, педагогика. Почему, пользуясь достижениями последних, мы не боимся потерять веру, не боимся погибнуть, а одно лишь упоминание о психологии вызывает страх и неприятие? Кто из названных Вами святых отрицательно отзывался об этой науке? Никто. А вот те святые, кто изучал ее и прекрасно знал, создали замечательные произведения, где замечательно сочетали психологические знания со святоотеческим опытом. Прочтите, к примеру, книги свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Самая большая трудность в УЗКОМ-УЗКОМ пути, дорогая Людмила, — уметь отвергнуться себя и не приписывать другому того, о чем он не говорил. Желаю Вам от души этим путем и следовать.
В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: “Хорошо?” — “Очень хорошо”, — ответил мулла. — “А почему же вы не обращаетесь к Христу?” — “Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, — ответил мулла.
Думаю, ни кто из нас не станет отрицать, что жить нужно по заповедям Божиим, любить ближнего. Только не пойму, в чем здесь противоречие к слову ЗНАНИЕ?
«…Серафим Саровский, Амросий Оптинский, да все Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев и великое множество других…» оставили нам богатое наследие – свои ЗНАНИЯ, личный пример любви к человеку. Не только ради своего спасения они трудились, а и для нас. ЗНАНИЕ святоотеческого наследия делает нас богаче.
Любовь малограмотной бабушки, православной христианки, возле которой тепло, покойно и надежно – это тоже ЗНАНИЕ. Многие не знают такой любви.
Однажды мне довелось слушать лекции канд. психологич. наук, выпускницу МГУ, мать троих детей. В воспитании своих детей она достигла степени профессора, по психологии тоже готовится к профессуре. После, я (тогда еще отец первенца) спросил у нее, находясь под впечатлением от ее бесед с нами — какие книги вы посоветуете почитать?, что бы вот ответственно подойти к восспитанию ребенка. Она мне ответила, что книг много, но все они меркнут перед главным — любить своих детей, а остальное приложится само собой.
Я был в растерянности, но теперь мне кажется она полностью права.
«В воспитании своих детей она достигла степени профессора»,…
Сказано красиво, но не могу объять смысла! Как бы попроще?
По простоте своей, д.б., я полагаю, что если дети «тянут в Церковь», то мама — «Профессор», а папа — «Ректор», «штоле»! Но слабы мiрские параллели, они как пародия на настоящую жизнь.
Родителям присуща любовь к чадам, но неизбежно применение насилия, озлобляющее сих, и родители, подобно пеликану, рвущие свое сердце ради чад своих, несут до времени упреки. Воспитать «гражданина Неба» (трех!!!), и преуспеть в психологии падших существ, поистине «шизофрения». Остается предполагать, что «профессор психологии» умеет «красиво (и правдоподобно) петь», как и всякий, живущий мечтами.
Простите, вечно-сомневающегося меня, но «не вытанцовывается» по Вашему, дорогой Алексей!
Если у тебя трое детей, ты «отринул себя», и живешь для них, в надежде, что они тебя не забудут, и исполнят «Сорокоуст» после твоей смерти, «от всей души», помогая на мытарствах! А иначе, для чего ты их воспитал? Для «мiра, лежащего во зле»?
«Не можете работать Богу и мамоне». Какая «профессура», если дети не устроены на Путь верен?! Какая «профессура», если ты знаешь Путь?! Постижение Веры не предполагает нисхождение во ад рефлексий мiра. Вот такое мое субъективное мнение.
Дорогие,как вы все правы…
Какая Вера без Любви — медь звенящая..
Вера — не есть знание,но и знание — не есть вера….
Все в савокупности и по желанию каждого познать больше…
А общению нашему и с Богом, и с людьми никак не помешают знания психологии…
—-А общению нашему и с Богом, и с людьми никак не помешают знания психологии…
Ну с людьми еще можно понять, лишь бы люди не стали обьектами исследования, а как на общение с Богом может влиять психология?
Добрый день, психология, как переводится с греческого- слово о душе, т.е. наука о душе, и, поскольку душа есть у каждого человека, психология универсальна, не относится к какой-либо конкретной религии. Поэтому, как считаю, достаточно жить только духовной жизнью, жизнью по христианским заповедям, и тогда остальное всё приложится, так как дух есть выше души.
знание тем более психо.надмевает какая же здесь любовь?
Психология, педагогика – разве это область духовного?!
Ведь предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения, в частности, рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
А, где же душа?!
Не знаю, как в других областях, а в семейной жизни знания психологических особенностей мужчины и женщины помогают, иногда даже сохранить семью, а не сожительство под одной крышей. Думаю, знания и опыт семейной психологии могут быть инструментами для превращения семьи в «малую церковь». Если не учитывать этих различий или отвергать их, то гораздо труднее идти ко спасению со своим спутником.
Я изучала в институте психологию, и знакома с ней не по наслышке. Психология может быть помощницей, если не опускается в рутину бесконечных тестирований. Когда вопрос и… несколько ответов и в зависимости от ответа — тебе готовый ярлык с диагнозом. Я видела состязания психологов и, честно говоря, была шокирована и разочарована. Любая наука, а психология — наука, зависит от того в чьих руках она находится. Она может целить, а может и убить.
Да, настоящее институское представление о «психологии»… Интересно чем же так Вас шокировали и разочаровали эти психологи?!
Одно из первых правил, каким учат в институте психологии, психолог никогда не ставит диагноз, тем более диагноз по тестам (?!). Ставить диагноз — это задача психотерапевтов, психиатров, но не психологов. Хотя, в последнее время намечаются тенденции уравнивания психологов с психотерапевтами, насколько это станет реальным и оправданным пока неясно. Задача психологов — помочь человеку выявить проблему, а также помочь решить её. Виденные Вами психологи — скорее всего люди, выбравшие специальность психолого по ошибке. Психолог работает прежде всего с человеком, какие там могут быть состязания?
Дорогой Алексей,
общение между собой предпологает изучение друг друга. Знания психологии в этом деле нам могут пригодиться…..и почему
Я не писала,что знания психологии помогут в общении с Богом…,но не помешают-)
Пользуясь случаем поздравляю Владыку Игнатия с Днем Ангела.Спасибо за чудесные стихи от Марии.
Извините, ушел не весь текст…пропущено
‘и пoчему это вас настораживает.Вы опасаетесь манипуляций?’
Я не писала,что знания психологии помогут в общении с Богом…,но не помешают———— Зачем они тогда если не могут быть полезны?
Манипуляций не боюсь, боюсь что внимание будет сосредоточено не на человеке, а на процессах.
По поводу взаимоотношений в семье Ап.Павел все разложил «по полочкам», и есть моменты, когда психология говорит: — «Иди на уступки», а Вера «говорит»: — Обличи с любовью, но не поступись Верой, ибо поступившись Верой, делаешь ее не святой. «Если жена не ходит под рукою твоею, отсеки ее от себя»! Если «неверный» супруг согласен жить с верным, и нести воздержание наравне, то пусть так и будет, а если нет — монашествуй!
А вот, кстати, и /цитата/:»Психология – это лженаука, которая сумела войти уже и в наше русское общество. И до такой степени, что даже проникла в ограду церкви: психологи становятся священниками не покаявшись, не оставив психологические взгляды на душу. …Психология от своего рождения была и есть богоборческая система. Она ловко скрывает это на первых этапах своего воздействия на людей – в конечных же своих методиках обучает поклонению бесам и сатане. Теории психологии – это мировоззрение сатаны».
(Антонина Шустрова. «Опасность психологии» 1998г.)
Это конечно, не «истина в последней инстанции», но разве вы не можете продолжить свое утверждение сами?
Истине обличение повредить не может.
Вы правы, мы все психологи, хоте ли бы мы этого или нет. А, священнику и подавно, сам Бог велел знать душу своих духовных чад! Психология не панацея, а как один из путей познания и умения говорить и научать людей. Мне кажется, что эти знания очень будут необходимы молодым священникам, вчерашним семинаристам, не имеющими жизненного опыта.
Психология делится на два вида: психология житейская и психология академическая Житейскими психологами по сути являемся все мы, т.к. мы наблюдаем, анализируем, делаем выводы и т.д., но эти знания, как правило, ограничены личным опытом, они весьма конкретны; академическая психология обобщает опыт многих поколений, строит систему и даёт знания, выходящие за пределы нашего личного опыта. Уже от человека зависит как он будет распоряжаться этими знаниями, будет ли он заниматься манипуляцией или же будет вдумчиво, осторожно работать с каждым человеком.
Но это то, что касается светской психологии. Нужна ли священникам такая психология? Думаю, им самим решать. Но вот, что нужно точно отцам так это культура поведения, культура общения. Если в священнической среде будет взаимовежливость, взаимоуважение, то она будет и среди прихожан. Очень часто не хватает тактичности. Светская психология как раз и строится на этих принципах, т.к. там необходимо найти подход к человеку, помочь ему раскрыться и т.д. Введите всё это в церковную среду и светская психология будет просто «отдыхать». Но тогда появляется другой вопрос: для чего нам тогда Евангелие? Мы не можем выстроить себя по Евангелию, где взаимовежливость и взаимоуважение являются нормой (думаю, никто не станет брать примеры обличения Спасителя фарисеев, книжников и т.д., т.к. Господь всё таки Сердцеведец, в отличии от всех нас — примеров этому множество) и пытаемся ввести психологию, чтобы по ней выстроить наши отношения. Не абсурд ли? Знает ли психология что такое кротость? Может ли психология согласиться с утверждением Христа, что «начальствуяй будет всем яко служай»?!
Посмотрите сколько в церковной среде психологов. Но по их поведению и манере общения вы не отделите его от обычного верующего? Может менее хамоватый, но более напыщенный, всегда готовый играть роль интеллигента или насквозь «одухотворенного» прихожанина.
Я не против психологии, но будет ли от неё толк, если мы, будучи христианами, отвращаемся от элементарных христианских норм?
Во всем должна быть золотая середина. Наука должна служить людям коль человек еще во времена грехопадения предпочел знание доверию Богу. Не вере, а именно доверию. Потому что Адам беседовал с Богом лицом к лицу и в вере необходимости не было. Верить в Бога могут почти все, но доверять Ему не многие. Опасна не сама психология, а ее чрезмерное применение. Так же как потребление вина не грех, грехом становится пьянство, разрушающее личность и сокращающее время жизни, отпущенное Богом для созревания. Хорошо быть психологом, что бы не допустить вражды, не ранить чье то сердце глыбищей правды, предотвратить беду… что бы исполнить заповеди Божии. Тут она, психология, просто необходима. А вот если для поиска своего, для собственного самоутверждения, для обмана, то она идет человеку в грех. Грех тонкий, почти не ощущаемый, ведь человек идет на уловку добровольно и все шито крыто… Потому прежде, чем применять психологию неплохо было бы сперва осознать, что это инструмент воздействия на душу, и «вымыть свою чашу» под струей Христового Света, «просвящающего всякого человека, грядущего в мир…»
Цитата: «…А вот если для поиска своего, для собственного самоутверждения, для обмана, то она идет человеку в грех.»
Не понял, это о чём Вы?! Это уже не «психология», это уже преступление!
Дорогой Владыко, благословите! Вот решилась высказать своё скромное мнение. Слишком уж животрепещуща эта тема. На мой взгляд, мысль о том, что священник вполне может использовать достижения психологии в своей практике, хорошая. Она обещает наличие индивидуального подхода к каждому человеку, где главная цель — спасение души. А это — прорыв!
Особенно, если учесть, что кровоточащей язвой на теле нашей Церкви с недавних пор являются лже-младо-старцы. Которые весьма успешно используют именно то, о чём Вы пишите — достижения психологии. Эти люди применяют зачастую крайне примитивную технологию воздействия на душу человека, путём изучения слабостей и страстей каждого. Но вот чего у них не отнимешь, так это — индивидуального подхода в каждому. И что в итоге? А в итоге нам нечего им противопоставить.
А вот, если бы будущие добрые пастыри брали на вооружение основы психологии, появилась бы надежда на то, что многие люди просто не попадут в секту, в общину, в духовное рабство к мошенникам. И это был бы «наш ответ Чемберлену». Потому Ваша мысль показалась мне здравой.
P.S. Но, есть и другая сторона медали… власть над душой человека, да ещё и власть, вооружённая сокровенным знанием тонкостей этой души, — страшное оружие. Похлеще атомной бомбы, пожалуй! Чтоб такое понести достойно необходима истинная порядочность, нелицемерная любовь к людям и мудрость! А семинарии выпускают в основном очень молодых людей, впереди у которых приходская жизнь, которая потребует от них, помимо заботы о пастве своей, хозяйственной хватки, умения находить компромисы, вышеупомянутое знание тонкостей человеческой психики может сыграть с ними злую шутку… ведь мудрость придёт не сразу, а с годами.
Впрочем, над всем Господь! Который знает всё и всё может!
То, что написала лишь мои рассуждения вслух, не более. Не судите строго!
Светлая у Вас голова, дорогой Владыко, и доброе сердце. Укрепи Вас Господь!