Всем нам необходимо учиться видеть образ Божий в ближнем.

Сначала “Илюха”, потом о.Олег, теперь “Серёжа” – для чего Вы это делаете, владыка? Вас не смущает, что люди смущаются тем, что Вы о них публично пишите? Если откинуть какие-то этические моменты, то очень сильно высвечиваются аскетические: после таких излияний Ваших чувств человеку придётся бороться не только с собственным тщеславием, но и с возможной завистью окружающих.
Вы писали, что Вы далеко не открытый человек, но сами пишите вещи достаточно личные, то, что можно высказать только в приватной беседе и то весьма осторожно.
Это мой личный взгляд на подобные вещи, может быть чего-то не понимаю я, не знаю?!


Это мой личный взгляд на подобные вещи

Понимаю, и благодарю за то, что нашли необходимым изложить его.

может быть чего-то не понимаю я, не знаю

Это естественно, потому и дам некоторые пояснения. Вот они.

Вы писали, что Вы далеко не открытый человек,

Писал, и сейчас это подтверждаю.

…излияний Ваших чувств… но сами пишите вещи достаточно личные

Никаких излияний, уверяю Вас, человек я не очень чувствительный. Написал то, что увидел.

Далее, личные – не значит сокровенные. Думаю, нет ничего плохого в том, что архиерей делится некоторыми своими размышлениями, наблюдениями, выводами. В противном случае, мой блог стал бы сборником цитат из Священного Писания, творений святых отцов и известных проповедников. И мне не было смысла его вести, а читателям посещать: действительно, зачем это делать, если можно обратиться к первоисточнику?
Кроме того, на меня возложена ответственность за души людей, а им, полагаю, важно знать своего архиерея не только как управляющего епархией, но и как человека. Да, эти понятия разделять не следует, тем не менее, каждый из нас индивидуален, имеет свой жизненный опыт. У меня есть свои взгляды на то, чем нам необходимо заниматься прежде всего – миссионерством и катехизацией. На то, как строить отношения с людьми: как бы ни был занят архиерей делами организации и управления епархией, он должен быть открыт к общению. И не только с паствой в целом, но и с пасомыми в отдельности. Понимаю, что задача эта невыполнима, но… поелику возможно. И еще: для совершения тех дел, что на нас возлагает Господь, нужны не просто верующие люди, подготовленные, образованные христиане. Нужна Церковь – семья.

Сначала “Илюха”, теперь “Серёжа”

А в семье отношения не должны быть отстраненными, официальными: мы же все-таки братья и сестры. Конечно, можно было бы ограничиться указанием полных имен, можно было бы и отчества присовокупить, фамилии. А у Сергея – и воинское звание указать. Но в семьях и по-другому детей называют. В Вашей, думаю, тоже.

для чего Вы это делаете, владыка?

Об о.Олеге я написал с одной целью: сейчас он исполняет очень важное послушание для всей епархии, поэтому все должны знать, чем я руководствовался, когда благословил его стать секретарем епархиального управления. И почему.

А о Сергее и Илье – другим в назидание: не только святым подражать можно. Но и тем, кто рядом с тобой живет, трудится, учится, к Богу стремится. Всем нам необходимо учиться видеть образ Божий в ближнем. В конкретном. Конкретно.

придётся бороться не только с собственным тщеславием

Этим троим не придется.

с возможной завистью окружающих

И потому несколько слов к моим читателям: зависть, как и другой грех, она не появляется, она проявляется. И, если такое произошло, значит она уже была внутри, в душе. Лежала, как говорит свт. Феофан Затворник, невидимая, свернувшись в клубок, как змея. А теперь, заметив пищу, показалась. Гоните ее, уничтожайте безжалостно. Молитвой и радостью, что о ближнем архиерей написал, а не о тебе.

Намереваюсь поделиться своими размышлениями еще о нескольких интересных людях.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

30 комментариев к записи “Всем нам необходимо учиться видеть образ Божий в ближнем.”

  1. Пахомий:

    «зависть, как и другой грех, она не появляется, она проявляется…»
    Значит во всех есть все грехи, только не проявленные? или у вас есть прибор — распознаватель грехов? Видимо, раз «Этим троим не придется…» — что-то подобное имеется (раз даже «не проявленных» грехов у сей троицы не фиксируется)
    «Гоните ее, уничтожайте безжалостно…» — т.е. загоните обратно из сознания (где с ней можно бороться) в бессознательное «подполье» (где она становится в 10 раз мощнее), главное чтоб снаружи благочестие и в душе «мир». Здравствуй, Фрейд!

  2. Татиана:

    Здравствуйте,все! А мне нравится,что наш владыко пишет в своем блоге. Я просто всему доверяю.Просто потому,что архиерей не может писать не то и не так. Он лицо нашей Церкви.У нас в крае главное лицо.
    Храни Вас Господь,дорогой Владыко!

  3. Владимир:

    Благодарю за ответы: непонятное стало понятным, но всё таки по поводу тщеславия не могу вполне согласиться. Когда-то в исповеди о.Иоанна (Крестьянкина) я прочитал примерно такое рассуждение про тщеславие: тщеславие это как ёж, свернувшийся в клубок, как его не верти, он всегда иголками кверху. Это достаточно свободное цитирование, но смысл мне запомнился именно таким. Мне кажется, что никакой человек не может быть свободен от тщеславия — больны им все, только степень разная.
    По поводу отношений в семье. Есть семьи где публичное выражение чувств не приняты и где к родителям обращение только на «Вы», и отношение к людям принято выражать делами, а не словами. Это такое семейное воспитание, своего рода традиции. Я не берусь отвечать за упомянутых отцов и братий, но думаю, что независимо от семейных традиций и воспитания любого человека может смутить его публичное обсуждение независимо от того хорошее оно или нет. Не боитесь, что некоторые люди начнут Вас сторониться из опасения, что Вы так запросто оставите свои размышления о них в своём блоге?

    Простите, владыка, если мои сообщения как-то Вас смутили или огорчили.

    • Архиепископ Игнатий:

      если мои сообщения как-то Вас смутили или огорчили.

      Ни коим, знаете ли, образом. Скорее удивили. Тем, что приходится объяснять казалось бы, очевидные вещи.

      • Девушка с кроссвордом:

        Владыка, для некоторых особ (для меня в первую очередь) такие вещи, можно сказать, оченеприметные.
        Спасибо, что Вы их объясняете.

  4. свящ.Роман Никитин:

    » Не боитесь, что некоторые люди начнут Вас сторониться из опасения, что Вы так запросто оставите свои размышления о них в своём блоге?»
    — Судя по количеству читателей блога и количеству людей, ежедневно ищущих встречи с владыкой, опасения излишни!

    «любого человека может смутить его публичное обсуждение независимо от того хорошее оно или нет»
    — Ну тогда необходимо закрыть все православные СМИ, ведь они пишут о людях Церкви — священниках, мирянах. Не будем давать повода к тщеславию!? А на самом деле Церковь должна являть пример жизни по Евангелию окружающим — это её обязанность! Лучший пример, того, что Евангелие живёт и действует сегодня — рассказывать о людях Церкви — немощных телом , но сильных Духом! Помните слова Спасителя: Сила моя совершается в немощи! (2Кор.12:9)

    • Архиепископ Игнатий:

      Лучший пример, того, что Евангелие живёт и действует сегодня – рассказывать о людях Церкви

      Полностью согласен. Вы и Ваш отдел, отец Роман, должны сделать это одним из главных направлений своей деятельности.

      • albert_nik:

        Мне кажется, что Владыка только одним своим присутсвием в блоге делает больше любого отдела! :)))
        Очень подкупает открытость и возможность прямого контакта со священноначальником такой огромной епархии!
        Просим Ваших молитв и благославения, Владыко Игнатий…

  5. Певец Караоке:

    Интересная тема.
    Думаю, обе стороны абсолютно правы.
    Просто единственной правильной реакцией на статью о своей персоне, должно быть — «Я не добираю. Надо постараться больше».
    Этому меня научил один еврей пианист.
    Мы по молодости работали на музыккльной ниве. Не ради денег, просто для развития..
    Через какое-то время у него дома можно было грамоты и статьи из газет вешать вместо обоев.
    Я их просто не читал. Не люблю необъективность.
    А он читал.
    И после каждой статьи играл всю ночь. Говорил «нужно развиваться, я не добираю».

    С другой стороны, это вызывало реальную зависть у многих хороших (возможно более достойных) людей, что было очень грустно.

    Опять же, с другой стороны, православный человек обязан бороться с завистью и тщеславием, обязан принять этот вызов и победить.
    Поводов в жизни предоставиться и без блога архиепископа..

    Опять же с другой (их много, да))стороны, если бы все православные вели себя как христиане, включая и духовенство и мирян (в первую очередь прихожан) — мы бы давно жили в другой стране. Необходимо оценивать свои (наши) силы в жесткой связи с реальностью, и не помешать появлению кротости и смирения у объекта.

    • любовь:

      «Говорил “нужно развиваться, я не добираю”- хорошее наставление ! Вам, уважаеыый, певец моя искренняя благодарность: ваш приход в блогосферу — как первый весенний дождик для меня !

  6. Владимир:

    —Ну тогда необходимо закрыть все православные СМИ, ведь они пишут о людях Церкви – священниках, мирянах. Не будем давать повода к тщеславию!?

    Это уже крайности. Они пишут о людях, но не в такой откровенной форме, по крайней мере церковные журналисты.

    О тщеславии очень хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «»Самая скрытая из всех душевных страстей — тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение божественное»».

    Похвала должна быть осторожной. Посмотрите как осторожно ап. Павел хвалит своих соработников на ниве Христовой в своих посланиях, как заботливо он увещевает ап. Тимофея, какие назидания даёт ап. Титу, ап.Филимону — в них нет той восторженности личностью, восторг только от дел проповеди, а не от того, что кто-то из них очень светлый и хороший. Думаю, это связано с тем пониманием духовной жизни, что оставлена нам в писаниях святых отцов.

    «»Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает»». — преп. Иоанн Лествичник.

    — А на самом деле Церковь должна являть пример жизни по Евангелию окружающим – это её обязанность!

    Если христианин живёт по Евангелию, то он, по слову Спасителя, сам становится светильником, стоящим на верху горы. Это не мои выдумки, это толкования святых отцов на место из Евангелия от Матфея. Церковь свидетельствует о таких светильниках и они все находятся в лике святых: явленных и не явленных. Но это те святые, которые уже скончались во Христе, а пока человек живёт в этом мире он постоянно балансирует между добром и злом, грехом и заповедями Божиими и святые говорили, что даже на смертном одре человека может одолеть нечистая похоть (это из Древнего Патерика). Когда святого праведного Иоанна Кронштадтского упрекали в том, что он ведёт неправильную духовную жизнь он отвечал всегда одно: не извольте беспокоиться, смерть всё расставит по своим местам. Только смерть может быть критерием человека, правильности или неправильности жизни, а до тех пор человек никак не может быть примером, т.к. он постоянно ходит, что называется, по лезвию ножа, рискуя упасть или повредиться.

    Такие установки духовной безопасности мы получили от Церкви через чтения аскетических трудов, в частности, от творений святителя Игнатия Брянчанинова.

    Поэтому мне хотелось бы понять более глубокие мотивы рассуждений владыки, чем представленные как семейные отношения? Сказать, что Евангельские мотивы — не могу: слишком пафосно, но хотя бы где-то рядом. Надеюсь, меня не зачислят в ряды оппозиции?!

  7. Таисия:

    Владимир, поверьте, владыка Игнатий очень хорошо разбирается в людях. И если он написал об этих людях, то значит он знает, что они в силах справиться с таким искушением, как возможное тщестлавие.
    Да и для них лишняя тренировка (бороться с тщеславием) не помешает. 🙂
    Да и… как-то не очень вежливо с Вашей стороны учить Архиерея, что правильно, а что нет. Может, лучше, молча принять его решение, а на досуге поразмышлять над мотивами? 🙂

    • Владимир:

      Уважаемая Таисия, если Вы внимательно прочитали моё сообщение, то я выделил другую проблему: духовная безопасность публичной оценки личности. Насколько владыка хорошо разбирается в людях не знаю, а поверить Вам на слово — не могу: чужая душа — потёмки. Лучше самому присмотреться и убедиться. Каждый человек в той или иной степени имеет свойство «прогонять» через себя различные ситуации (так называемый метод интроспекции), вот от этого и родилось несколько вопросов (правда, получилось немного эмоционально). Вот и вся «замудрёность». Я увидел эту ситуацию с одной позиции, владыка имеет представление с иной, о.Роман с третьей и т.д.
      Поэтому говорить, что я кого-то учу (тем более архиерея?! я знаю своё место в социальной, а тем более церковной нише) — поспешные выводы. Я изложил представление, сформировавшееся не только из личного опыта, но и из прочтения кое какой духовной литературы в надежде, что владыка даст тоже более развёрнутый ответ (хотя понимаю, что надеяться, может быть, и не стоит, поскольку архиерейская занятость колоссальна по сравнению с моей).

      • Архиепископ Игнатий:

        я знаю своё место в социальной, а тем более церковной нише

        Вот этого как раз, я и не увидел.

        • Владимир:

          Очень жаль. Простите, если обидел.

          • Архиепископ Игнатий:

            Очень жаль.

            Жаль будет, если Вы не услышите то, что сказано в сообщении «Прежде чем становиться христианином, нужно сначала человеком стать». Помните, если это произойдет, значит Ваша душа серьезно повреждена. Рано или поздно Вы сами в том убедитесь, но лучше пораньше — тогда исцелиться легче.

            Простите, если обидел.

            А по-моему, Вы сами обиделись.

  8. albert_nik:

    Булат Шалвович Oкуджава

    Пожелание друзьям
    Ю.Трифонову

    Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
    Высокопарных слов не стоит опасаться.
    Давайте говорить друг другу комплименты —
    ведь это все любви счастливые моменты.

    Давайте горевать и плакать откровенно,
    то вместе, то поврозь, а то попеременно.
    Не нужно придавать значения злословью —
    поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

    Давайте понимать друг друга с полуслова,
    чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
    Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
    тем более, что жизнь короткая такая.

    1975

  9. Ксения:

    У Владыки светлая душа. Он всегда готов помочь людям духовно. И его статьи — этому подтверждение.
    Каждый, даже самый короткий пост — побуждение к духовной жизни, к переосмыслению и внешней деятельности.

  10. Наталья:

    Христос Воскресе, Владыка! Благословите! Для нас радостно и неожиданно такое открытое приятие Вами людей… Мы воспитывались в другой духовной школе… Мы знали, что нельзя говорить так открыто о духовных успехах и личных дарованиях своих знакомых, священников — и говорили — между собой,радуясь и благодаря Бога, что рядом есть такие люди… Мы помогали друг другу на приходе носить «тяготы друг друга» — кто-то может потерпеть, кто-то — нет, вместе — легче… И радовались друг за друга, учились друг у друга… К Архиерею относились с благоговением, как к Евхаристическому Христу… То, что позволяют люди в Вашем блоге, даже не снилось…
    Мы давно сроднились между собой — православные хабаровчане — ведь питает нас Господь из одной Чаши… И мы видим, как с годами мы становимся другими, об этом хочется писать… Господь Сам нас взыскал, погибающих овец, Сам нас ведет путем спасения, а мы славим Его и благодарим, благодарим и за тех, кто рядом с нами, кто терпит наши немощи и дарит нам свою любовь, за тех, кто уже преселился в обители небесные… Владыка, Вы нас усыновили — удочерили, от Вашего взгляда (пастыря и психолога), пожалуй ,вряд ли что ускользнет, но, как все дети мы тайно ждем, чтобы нас похвалили (пусть авансом), погладили по голове, были рядом в трудный час… А мы будем стараться быть лучше, с Божией помощью. Простите нас и благословите.

  11. Дорогой,Владимир.
    Вас интересно читать и ваши рассуждения,на мой взгляд, весьма уместны.
    Я думаю ,что Владыка Игнатий просто поделился с нами своей радостью ,что у него такие замечательные помощники.
    И, возможно, не стоить делать далеко идущие выводы.
    Конечно,жизнь покажет.
    А сейчас порадуемся вместе с ними.
    И дай Бог ,чтобы и Серега и Илюха оправдали доверие Владыки.

  12. Вера:

    КОГДА НАША РЕЛИГИЯ СТАНОВИТСЯ ИГРОЙ, ПОКАЗНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ, ТО МЫ НАХОДИМСЯ НА ГРАНИ ИДОЛОПОКЛОНСТВА. Сказано об израильтянах у подножья горы Синай, что “сел народ есть и пить, а после встал играть” (Исх.32:6). Они забыли слова, внушающие благоговейный страх, которые они слышали из уст Самого Бога. Их поклонение приняло форму игры, а следующая ступень была демонической – поклонение золотому тельцу. Если наше поклонение приобретает характер театральной игры, то результатом для нас сегодня также будет бесовство.
    Еще одним путем, как душевная природа проявляет себя, является возведение человеческих лидеров на то место, которое принадлежит только Иисусу. Хорошо выражать благодарность и признательность служителям, которые помогли нам, но никогда не предлагайте им какого-то рода душевную лесть, которая граничит с идолопоклонством.
    Много лет назад я был знаком с благочестивым и успешным шведским пастором, возглавлявшим самую большую на то время пятидесят- ническую церковь в Европе. Время от времени ему приходилось говорить своему собранию: “Пожалуйста, не возводите меня на пьедестал, потому что если вы сделаете это, то Бог должен будет позволить мне упасть”.
    За последние годы мы наблюдали то, как успешные и одаренные Божьи служителя заканчивали крахом по одной простой причине – они позволили своим последователям возвести их на пьедестал. Господь Бог есть Бог-ревнитель. Он сказал:
    …славы Моей не дам иному.
    Исаия 48:11. ( Из проповеди Дерека Принса)

  13. Певец Караоке:

    Сильно, Вера.
    Спасибо Вам.

  14. Vikk:

    Думается, что Владыка может хвалить кого считает нужным и как нужным, в том числе и публично. Исходя из Вашей логики Владимир и награды и грамоты за успехи вручать нельзя. А уж возведение в сан раньше обычного времени или что то в этом роде — страшное введение в искушение…(причем публичное — перед глазами сего прихода + гости — ОУЖС!
    Но что положительного и это нравиться — забота о ближних — мол «надлежит прийти соблазнам, но горе тому через кого придет соблазн»! Крутота!

  15. Наталья:

    Похоже, комментарии «Веры» в мой адрес. Ни капли лести. Каждое слово можно раскрыть в лицах, обстоятельствах, событиях — все выстрадано. Мы все вместе молились в планетарии, о возрождении Иннокентьевской Церкви, потом — на Серафимовой горке, о возведении часовни преп. Серафима Саровского, потом — о возрождении Градо -Хабаровского Успенского собора, Никольского храма, Елизаветинского храма… Церковные уроки усвоены, если не на «отлично», то вполне «удовлетворительно». Благодарение Господу — как итог жизни в Церкви.Немало наших сомолитвенников сегодня в Церкви Небесной — монахиня Елисавета, монахиня Екатерина, Нина, Ольга, Ольга, Алла, Алла, Петр, Владимир, Анатолий, Евгений … . Мы свидетели их жизни и смерти, они — нашей,все проходит в этой жизни, только Любовь остается. Кратко: слезы в радость претворились, вот и благодарим…

  16. Юлия:

    …Вас не смущает, что люди смущаются тем, что Вы о них публично пишите? …
    А Вам не приходило в голову, что статьи о людях размещены только с их согласия? Без него, я уверена, вряд ли это бы случилось!

  17. Владимир:

    Ваше Высокопреосвященство!
    Мне хотелось бы извиниться перед Вами за резкий тон моих сообщений в Вашем блоге, за непочтительное к Вам обращение: не по статусу и не по возрасту. Сама эта резкость не была вызвана чем-то личным, это дурная привычка не видеть за интернет-сообщениями живых людей: ни их чувств, ни их эмоций, а просто безликих собеседников. Моё непочтительное общение с Вами и с собеседниками нельзя оправдать ни моей невоспитанностью, ни интернет-привычкой. Просто прошу прощения.
    Прошу простить и за мою книжную «аскетику»: книжное понимание прочитанного без опыта и молитвенного осмысления. У каждого человека свой жизненный опыт без права отрицания другими.
    Хотелось одновременно с моими извинениями поблагодарить Вас за Ваше терпение, снисходительность и деликатность.
    Надеюсь, что мою невежливость простят и все остальные читатели блога.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov