Молитва. Еще о ежедневном молитвенном правиле.

Разговор с Иоанном.

Православные христиане в своем обращении ко Господу часто используют молитвы из молитвословов, акафистников, сборников канонов. И это совершенно правильно: слова, собранные там (часто) рождались в душах людей высокой духовной жизни. В те святые моменты, когда происходила их встреча с Богом, когда их душ касалась Божья благодать.

Эти слова — искреннее обращение святых от всей полноты сердца. В них  содержится мольба, раскаяние, глубокая благодарность. И они, эти слова, способны заставить откликнутся тем же наши сердца. И если это происходит, мы должны включить такие молитвословия в свое правило, постоянно прибегать к ним. А если нет?

 Не следует удивляться или расстраиваться: все-таки опыт духовной жизни святых отличается от нашего. В этом случае посоветовал бы сделать вот что:

— выбрать немного времени, когда не куда спешить и никто не помешает. Просто побыть в тишине, помедлить, «дабы чувства пришли в тишину». А затем, не молясь, неспешно прочесть утренние молитвы. Осознать каждое слово, каждое предложение, каждую мысль.

— При этом какие-то молитвы будут понятны, вы согласитесь с ними: «Да, это то, что и я хотел бы сказать Богу». Отметьте их, включите в свое обязательное правило. Некоторые молитвы тоже будут понятны, но душу не заденут, останутся чужими, не станут вашими. Отметьте и их, но в обязательное правило можно пока не включать.

— Вполне возможно, вам известны какие-то иные молитвы, из других православных источников, которые глубоко трогают сердце, устремляют его к Богу. Пусть они тоже станут вашими ежедневными помощниками. (К таким относится молитва Оптинских старцев, свт.Дмитрия Ростовского и т.д.).

— И последнее. Перед вами — путь длиною в целый день. На этом пути вас ожидают разные события: ведомые и неизвестные. Обязательно обращайтесь ко Господу  о том, что вы знаете и ожидаете. От души, своими словами, как Тому, Кто вам очень дорог и Кому бесконечно дороги вы. Повторю: от себя и своими словами. Единственное, чего не стоит делать в последнем случае — многословить, конструировать сложные, превыспренние фразы и растекаться мыслью по древу.

Вот вам и ваше утреннее правило. Попытайтесь создать его сами. Если это не получится за один, другой раз — в третий все образуется, будьте усердны и искренни.

То же самое нужно сделать относительно вечерних молитв. Кроме совета о грядущем дне. Вместо него лучше вспомнить главные события дневного пути, поблагодарить Бога за Его конкретные благодеяния, покаяться в конкретных грехах. Опять же своими словами.

Пока все в следующий раз поговорим о том, как совершать молитвенное правило.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

18 комментариев к записи “Молитва. Еще о ежедневном молитвенном правиле.”

  1. Maria:

    Владыка, огромная Вам благодарность за молитвенные советы! А мне никак не давалась молитва св. Василия Великого, много лет «застревала» на ней, с усилием продолжая повторять и возвращаться, и снова возвращаться…И немедленно забывала о только что прочитанном, хотя все понятно. И совсем недавно, в очередной раз возвращаясь к началу, вдруг увидела ниточку: прими моления…остави нам прегрешения…очисти нас от скверны…даруй нам «всю настоящего жития нощь прейти, ожидая пришествия светлого»…
    Наверное, теперь эта молитва станет любимой.

  2. Miss:

    «- выбрать немного времени, когда не куда спешить и никто не помешает. Просто побыть в тишине, помедлить, «дабы чувства пришли в тишину». А затем, не молясь, неспешно прочесть утренние молитвы. Осознать каждое слово, каждое предложение, каждую мысль.

    — При этом какие-то молитвы будут понятны, вы согласитесь с ними: «Да, это то, что и я хотел бы сказать Богу». Отметьте их, включите в свое обязательное правило. Некоторые молитвы тоже будут понятны, но душу не заденут, останутся чужими, не станут вашими. Отметьте и их, но в обязательное правило можно пока не включать.»

    Мой опыт говорит, что молитвы силою берутся. Изначально я читала псалтырь, не нравился ни он, да и трудиться было сложно. Но я возвела себе правило, а через год я стала ему радоваться.
    Также важно возвести себе правило и выполнять, потому что иначе возникают отвлекающие причины.
    Ещё мой опыт говорит, что правило должно быть посильным, иначе его бросишь, потому что и такие соблазны были.
    И не все молитвы стоит выполнять, от некоторых у меня возникали проблемы…

    Святые с древних пор рекомендуют каждый день читать Псалтырь, отче наш, и НЗ, а общем, я о нашем правиле никогда не жалела

  3. Александр:

    Владыка, спасибо!
    Подтвердили мои мысли по поводу выстраивания правила.
    Молитва, конечно, берется силою… То только как бы вместо молитвы не стяжать умение «вычитки», оно стяжается проще, особенно людьми определенного склада характера — любящими «рецепты» в жизни. Это не плохо любить рецепты… Это просто вот так. Но плохо не молится.

    Я посмею добавить — если минимальное умение внимательно с пониманием читать молитву уже есть, наверно целесообразно молится по времени сколько можем и еще немного. По примеру добавления веса в штангу. Дабы было развитие. Но внимательно смотря за «качеством» что бы желание «поднять побольше» не испортило внимательную молитву, не превратило ее в вычитку текста. И еще — святой придумал молитву. Читая его молитву, наверно, должно стараться сделать ее своей… Т.е. немного уподобится в образе мысли тому святому. И так учится у него уже не только молитве.

  4. Miss:

    Александр, я поняла вас. Думаю в «вычитке» ничего страшного нет. Вообще, лучше меньше задумываться, рассуждать.
    Если каждый день за правило выполнять молитву ( без крайностей), то Господь сам выведет куда надо, и зачем.
    Если получается, то здорово творить искренню, умную, сердечную молитву, но все мы человеки, а большинство — миряне. Так что лучше для миряна бросить правило из-за отсутствия сердечной молитвы или читать вычитку? Молитва молитве учит, в первый раз будет вычитка, во второй, и в третий, а потом Господь поможет.
    у меня так было с псалтырем, а потом пошли чудеса, и отношение к Господу изменилось, а все потому что взялась за замечательное правило.

  5. Александр:

    Мисс, в «вычитке» страшного ровно то же самое что и в любом деле которое делают НЕПРАВИЛЬНО и при том считают, что количество когда нибудь перейдет в качество. Иногда переходит, только не благодаря повторению в течении десятков лет, а благодаря в какой то момент пришедшей мысли (сам нашел верный путь) или прочитанной мысли. Очень похоже, скажем, на многих тренеров по восточным мордобойствам, которые неумение толком научить навыку мордобойства прячутся за словами «надо прозаниматься лет 30 и тогда…». Хотя можно дать начальное мастерство лет за 3-5 любому здоровому. А если хорошая физическая форма то и за год. Похоже? Типа молитесь, поститесь и когда нибудь… А как конкретно это делать, а навык то много сложнее чем морду бить, не говорят. Часто не говорят. Хотя есть вполне интересные именно методы, например св.Феофана Затворника. Которые помогут научится молитве в некой мере не к смерти от старости, а в какие то разумные сроки. А дальше — совершенствоваться можно, понятно, бесконечно. Но азы, направление — поймано. А вычитка ради вычитки и послушания любой ценой очень вероятно направления не даст.

    Далее. Задумываться и рассуждать о своем духовном пути и практиках надо ОБЯЗАТЕЛЬНО. В меру сил. Рассудительность — добродетель. А нелюбовь к мысли анафемствована. А не прятаться за изображением чего-то смиренного из себя, что не смеет и задуматься. «Не искушай Господа своего» — не надо ждать чудесного просвящения только из-за своей формальной праведности — мол все-все прочитала, мало ли что не поняла. Оно может быть… Если Ему угодно. Но это особое Чудо. А не нормальное развитие.

    Опять же. При чем тут «сердечная молитва» или чудеса? Вычитка противостоит не им, а внимательной молитве, сосредоточеной, с пониманием чего конкретно молим то.. Той, которая вовсе не требует особых духовных дарований для своего начала. А вычитка сама по себе грозит перейти в «мантру» — зомбирующий речитатив. И, кстати, искатели чудес их тут найдут с бОльшим успехом, чем молитвенники. Т.к. практика становится прелЕсной и рогатые «друзья» готовы к чудесам.. своим.

    • ЛЮДМИЛА:

      Умно-сердечная молитва — дар Божий. Но получают ее те, кто старательно и трудолюбиво потрудится над словесной молитвой,- это первый этап. Умно-сердечная молитва — это дар монашествующим, отрекшимся от мира.

      Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

      • Александр:

        Угу. Только словесная молитва это не вычитка. Вычитка может быть у новоначального в первые несколько месяцев, ну пока в ЦСЯ освоится, привыкнет немного… Словестная это как раз то о чем я говорю — со вниманием, упор не на объем (все правило любой ценой), а на понимании и обращении своей просьбы этими вот словами к Богу. Умно-сердечная это уже сильно следующая вещь.

        • ЛЮДМИЛА:

          Нет у нас цели заморить себя и истощить, а цель молитвы — научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь.

          Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

          • Александр:

            А можно учить молитву не по общеблагим высказываниям (кстати, отключающим рассуждение), а по конкретным методам, ну вот как Владыка в старттопике писал? Делай так, так, обрати внимание на вот это. Машину ведь не учимся водить методом «водитель должен быть внимателен и дисциплинирован»? Нет, разбираем то и это… А молитва посложнее будет.

      • Какое талатливое противопоставление.
        С одной стороны — дар, т.е получен без каких-либо условий или усилий. С другой — внезапно — только монашествующим.

        Взаимоисключающий параграф (тм).

  6. miss:

    «Угу. Только словесная молитва это не вычитка. Вычитка может быть у новоначального в первые несколько месяцев, ну пока в ЦСЯ освоится, привыкнет немного… Словестная это как раз то о чем я говорю — со вниманием, упор не на объем (все правило любой ценой), а на понимании и обращении своей просьбы этими вот словами к Богу. Умно-сердечная это уже сильно следующая вещь.,»

    вы правы, трудится надо всегда, и в молитвенном правиле, но если очень трудно, то лучше прочесть «вычиткой», чем никак не прочесть.
    Сила некоторых молитв настолько высока, что даже обычная вычитка, помогает. Если это ново начальный, и ему не по силам молиться сердечно, лучше пусть вычиткой занимается.

    А рассуждение не всегда приводит к добру, можно до такого дорассуждаться….

    Вообще, молитвенное правило — это не спорт, но вы правы, система нужна нам всем, потому что мы не организованные. Если трудиться не скачками, а все время, пусть и по-немногу, то и Господь поможет. Очень действенные молитвы — это псалтырь, это Новый завет.

    • Александр:

      Что такое «сила некоторых молитв»? Она сама что ли действует, от факта воспроизведения (голосом или магнитофоном не важно)? Нет — только через нас. Важен не факт произнесения текста, важно то что Я говорю слова Богу. Личность человека обращается к Самому Творцу. Вот этим текстом, который сочинил святой до которого мне далеко, в чем и сила в отличии от самодельной молитвы менее выверенной (и все равно нужной).

      «под силу молится сердечно» это Вы сильно сказали… Сердечная молитва, как Отцы говорят, это очень высокое состояние молитвы. И оно вовсе не идет сразу за новоначальной словесной вычиткой. Ощущение «сладости» и прочего… Брянчанинов очень настойчиво отговаривает от ожидания таких вещей.

      Потому лучше не прочесть текст (времени нет, сил нет и т.д.) но хотя бы 1-2-3 молитвы именно помолится, а не только произнести губами. См. св.Феофана Затворника Слова о Молитве. Понятно, что лучше больше, но не за счет качества.

      Нерассуждение приводит ко злу намного чаще чем рассуждение. Все языческо-образные суеверия в церковной ограде от нерассуждения. Нет, можно не рассуждать. Когда есть умный и опытный духовник который ведет по жизни, в том числе помогает подобрать правила и методы. Но сколько таких? Вот и читаем… думаем… выводим.

      Новый Завет не молитвы. Это иное. Псалтирь тоже иная форма молитвы, чем чисто христианские молитвы, очень сложно псалмы читать с пониманием — сложные тексты, много ветхозаветных моментов. Вопрос не в «действенности» чего бы то ни было, не в «сердечном утешении» в чувствах благостынх (может они вообще слева? Да и чудеса слева бывают), а в богообщении. Учимся мы ему или нет. Грехи видеть свои лучше начинаем или нет (не просто нарушение поста или что такое простое). Господу мы в волю вверяемся или нет?

      Кстати. Аскет (т.е. практикующий христиан) слово почти однокоренное «атлету». Так звали любого подвизающегося, в том числе и в соревнованиях. И общего у спортсмена и молитвенника весьма много. См. примеры Отцов.

  7. Miss:

    Не вижу смысла дальше вести спор

  8. людмила:

    Спаси Господи Владыку Игнатия! И я согласна с Miss. То что говорят Отцы Церкви это безусловная истина. Но нам с нашей немощью и изнеженностью до них так далеко. Нет у нас такой веры, трудолюбия, сострадания, любви да и ничего можно сказать от них не осталось. Я говорю о большинстве людей (к коим отношу и себя). Мы уже скоро даже смысла этих слов понимать не будем. Так что если случилось это чудо чудное, диво дивное, что ты оказался в ограде Церкви, лучше конечно включить и разум и волю чтобы насколько возможно понять к Кому мы обращаемся с этими странными словами, называемыми молитвой. Это сложно, и тут не последнюю роль занимает умение заставить себя делать то, что надо( хотя это уже не без Божьей помощи ). Читать когда не хочется, что не всегда понимаешь. И если удается сделать- результат уже будет. В нашей школе все не любили «зубрилок», а ведь из них вырастали трудоголики и хорошие специалисты. «Терпение и труд все перетрут» — это про них. Любой труд имеет результат. А вот о «гонораре» лучше не мечтать и не думать. Мне кажется страшноватое это дело в духовном плане. Да еще нам. Потому что действительно «рабы неключимые» ни на что не способные.

    • ЛЮДМИЛА:

      От ЛЮДМИЛЫ — к людмиле…

      Дорогая тёзка, нам с Вами надо решить, как подписывать свои комментарии, т.к. наши мнения и взгляды не всегда будут совпадать. Предлагайте…

  9. людмила:

    Ой, я не знаю. Я точно что-то не то делаю. Собеседника надо видеть. Мне не хочется спорить. Я просто сказала свою точку зрения. Она конечно может быть ошибочной. Тем более, что я безусловно очень мирской человек, стою в ограде и не знаю когда дойду хотя бы до притвора. Простите меня.

    • ЛЮДМИЛА:

      Да не за что извиняться,всё нормально. Каждый из нас имеет
      право на свою точку зрения, ведь и возраст, и жизненный опыт,
      и эмоции у нас разные. Оставим всё-как есть. Будем писать свои имена разным размером шрифта.

      Помощи Божией!

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov