Завтра (уже сегодня) рано утром выезжаем в Комсомольск. Даст Бог — состоится очень важная встреча с руководителями спортивных ассоциаций, школ, секций нашего края. Дорогу перемело, когда вернемся — не известно, посему оставляю сразу два поста.
Многие святые отцы пишут, что молитву нужно правильно начинать, правильно совершать и правильно заканчивать. Этих правил немного, а о совершении молитвы всего одно. Не советов, а именно правил. О нем и хочу сказать несколькими словами глубоких аскетов.
Митрополит Антоний Сурожский писал, что рассеянность — одно из главных препятствий в молитве. Потому духовные наставники из столетия в столетие учат нас воспитывать в себе внимание, собранность.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит еще более определенно: Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.
В молитве никогда нельзя спешить.
Первые же слова молитвослова: постой немного, пока не улягутся чувства, а затем медленно, не борзяся (т.е. не спеша) начинай свое правило.
Перекрестись, — советует митрополит Антоний, — и постой спокойно. Затем произнеси одну фразу молитвы неспешно, собранно, не стараясь возбудить в себе никаких эмоций, но со всем убеждением. И так все утренние и вечерние молитвы.
Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусит великое благо внимания, тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем ко блаженному вниманию.
Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном.
Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию; последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое. Собственное внимание обуревается помыслами и мечтаниями, колеблется от них; благодатное — преисполнено твердости.
Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим и удобно приучишься ко вниманию.
Все так. А я почти из под палки заставляю себя встать и прочитать правила. И при этом за уши притягиваю свое внимание. И молитва получается так редко. Вот такая «подвижница». Одно только знаю, что если не заставлю себя пусть плохо, но делать это, я вообще ничего не смогу сделать. » Потому что веки их отяжелели». Нападает лень какая-то. Возьмет и вообще поселится (Спаси и Помилуй) рядом. И что за человек: все хорошее надо заставлять себя делать, а как пакость какую-нибудь- даже сгруппироваться не всегда успеваю, а уже готовность №1. Ужас.
Дорогая, тёзка! Хочу написать Вам слова, Великого Старца —
Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Они нужны всем нам.
Учиться молитве — дело долгое и труд великий, много надо терпения в этой школе.
Но зато тому, кто перенесет все тяготы этой науки,- жизнь становится в радость о Господе. Начните сей труд с приобретения внимания к своим помыслам и умения мгновенно обратить покаянный вздох ко Господу.
Спасибо! Дай Бог последнюю фразу претворить мне в жизнь, чтоб вошло в добрую привычку.
Помощи Божией, всем нам!
А картина замечательная!
Долго смотрел.
«Зацепило» яркое выражение добра и зла. Молитвы и «безмолитвие». Мира и беспокойства.
Художнику очень четко удалось разделить эти два разнящихся мира солнышком, которое, как бы подыгрывает гуслям псалмопевца, и, как живое, прячет (наверное из опасения) свое светлые лучи от темной жизни мрачного Саула.
5+