Кирилло-Мефодиевские чтения. Секция культурологическая.

Сегодня выступал перед студентами и преподавателями Хабаровского института культуры. Говорил об основах культуры православной. Но не об одном из блоков «Основ религиозной культуры и светской этики», а о действительных, глубинных основах нашей русской цивилизации.

 

Ниже — тезисы доклада.

 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура есть явление внутреннее: она исходит из глубины человеческой души. И из глубины человеческой души возникает. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.

Значение христианства в истории огромно. Оно внесло в культуру человечества новый, благодатный дух. Он оживил ее природу, ее душу. Каковы свойства этого духа?

1. Это дух внутренний. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,21).

Согласно этому, все внешнее, материальное, чувственное само по себе не имеет безусловной ценности. Это не значит, что оно всецело и окончательно отметается. Нет, внешнее — это то, в чем дух проявляется и совершенствуется. Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.

Нравственное состояние человека ценится не по его делам, а по  внутреннему состоянию его души и сердца. Произведение искусства художественно не тогда, когда эффектно и оригинально, но когда оно имеет духовный замысел и раскрывает его. Подлинное право существует только там, где люди обладают высоким правосознанием. Хозяйственные вопросы и затруднения разрешаются именно изнутри, — через воспитание людей к братству и справедливости. Только так воспитанные люди найдут и внешние формы братской жизни. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа.

2. Дух христианства есть дух любви. «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4,8).

Любовь — это способность принимать и творить В любви любящий духовно срастается с любимым предметом; он отдает себя ему и принимает его в себя. Возникает новое, подобно тому, как в браке и деторождении; создание же нового есть творчество

В этой культуре ученый, которым владеет не любовь к изучаемому предмету, а пустое и жадное любопытство, ученым не является. В ней не может быть черствой благотворительности. А также холодного, праздно играющего, хотя бы и ярко-назойливым искусства. Политическая жизнь должна быть основана на началах любви — к родине, к нации. Она требует милости от суда; человечности в обращении; и умеет жалеть бессрочного каторжника, осужденного за зверство.

3. Далее, дух христианства есть дух созерцания; он учит нас «смотреть» в чувственно «невидимое» (2 Кор. 4,18. Евр. 11,27).

У человека имеется особая сила духовного, сердечного созерцания, которой дано видеть Бога и узнавать все божественное в мире. Именно ею добываются высшие, благодатные синтезы в науке; именно она творит всякое истинно-художественное искусство.

4. Дух христианства есть дух совершенствования. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,48).

Это не значит, что человек совершен или по крайней мере близок к совершенству. Но это значит, что он имеет перед своим духовным взором Божие совершенство, которым он и измеряет все житейские дела и жизненные обстояния. Он учится отличать приятное, комфортное, от того, что на самом деле хорошо. Научившись различать эти два вида ценностей, человек умеет предпочитать именно совершенное, добиваться его, служить ему, беречь его и, в случае надобности, умирать за него. Он чувствует себя обязанным совершенствоваться. Отсюда появляется живой опыт греха; и потому человек судит себя кается и очищается; и в каждом деле, в каждом поступке сравнивает себя с совершенным образом.

Таков дух христианства, нвшедший свое выражение в христианской культуре. Это дух внутренний; дух любви; дух созерцания; дух совершенствования.

Каждому из нас дано внести христианский дух во все, что бы он ни начал делать: в науку, в искусство, в семейную жизнь, в воспитание, в политику, в службу, в труд, в общественную жизнь и в хозяйствование. И тем самым творить живую христианскую культуру.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Кирилло-Мефодиевские чтения. Секция культурологическая.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    О душе…

    Простор открыт
    Для тех, кто ищет глубину
    В дали небесной…

    • Митрополит Игнатий:

      Благодарю. Насколько могу судить, Вы — автор?

      • ЛЮДМИЛА:

        К сожалению — нет, но из запомнившихся.
        И ещё одно…

        Что дальше?
        Не дано нам знать…
        Осталось жить
        И верить в лучшее
        В себе и людях…

  2. Lenok:

    Здравствуйте. Публикуйте больше таких материалов как
    приятно вас читать. Спасибо за ваши труды.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov