— Я слышала, что при хабаровской епархии открылся клуб анонимных наркоманов. Надо ли брать их под свою опеку, все-таки наркотики — это социальное зло?
— Это социальное бедствие, а не зло! Именно поэтому и «нужно брать таких людей под свою опеку». Им, попавшим в эту страшную зависимость, как никому другому необходима помощь Божия, а Господь через своих священнослужителей обязательно ее подаст.
Ребята — наркоманы, теперь уже бывшие, понимают и чувствуют это, посему и обратились к нам. Результат – люди остаются «чистыми», т.е. не употребляют наркотики. Сейчас они встречаются на территории Христорождественского храма (что возле вокзала) по вечерам, несколько раз в неделю (тел.31-01-31), около 50 человек еженедельно приходят на занятия. Открыты всем нуждающимся в поддержке. В каждом районе города должна быть такая община. К этому мы сейчас готовимся, с этой целью мы обратились к мэру Хабаровска с просьбой помочь. Александр Николаевич откликнулся, выделил несколько помещений.
Наркомания — это действительно страшное социальное бедствие, охватившее весь мир. Ужасно то, что в эту беду вовлечены дети. А работа и помощь этим людям, требует много душевных сил и помощи Божией.
В городе, где я живу, ведется активная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и насилия среди молодежи. Эта борьба идет по всем фронтам. В городе действуют молодежно-спортивные и творческие клубы, профессиональные курсы для девушек и парней. С ребятами работают специально подготовленные наставники, а по ночам улицы патрулируют добровольцы. Недавно прошел дополнительный набор родителей, которые, пройдя специальное обучение, уже присоединились к рядам тех мам и пап, кому не спится по ночам от мысли, что молодежь подвергается серьезной опасности. Теперь все они выходят в ночной дозор в составе «Родительского патруля». Низкий поклон тем людям, кому не безразлично будущее детей и молодёжи.
Благословите, Владыка.
Только Церковь имеет то, чего не имеет мир. И святая обязанность всех церковных людей помогать обрести здоровые устремления попавшим в страшную зависимость братьям и сёстрам.
Мне однажды пришлось помогать сыну моих друзей (наркоману, которого за его страсть гнали из всех корпоративов, где он работал) устроиться на работу в православное издательство. На следующий же день он позвонил мне и с изумлением сообщил, что на новом месте работы никто не матерится. С этого дня началось его выздоровление, которое длилось ещё не один год, но человек этот стал другим и полностью отказался от наркотиков, женился и готовится стать отцом.
Сохрани его, Господи, от искушений.
Владыка, можно ли 12шаговую программу АА (АН, Ал-Анон и др. ) назвать глубоко христианской?
Многие православные люди считают, что «большая книга» АА написана на американском (в негативном смысле) языке, и чужда Православию. Многие священнослужители предлагают следующую формулу исцеления от всех зависимостей — молиться, исповедоваться, причащаться — отвергая лечение в АА. Мне кажется, что это очень грустно, как Вы считаете?
Эта программа с явно протестантским уклоном.
Но в ней есть несомненные преимущества: она помогает человеку избавиться от самонадеяния и обрести надежду на Бога. Она обращает внутренний взор к миру духовному. Она учит открывать помыслы.
Все это свойственно и православной аскетике.
Если с «реабилитантами» будет рядом православный священник, он, несомненно, сможет привести их к Церкви. Чем мы сейчас и занимаемся.
Есть опыт реабилитации по программе АА и созданию групп поддержки на приходах. Этим занимался иеромонах Иона в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. Его книга «Сладкий плод горького древа или еще раз об алкоголизме и наркомании» вышла в 2004 году в издательстве «Даниловский Благовестник».
Сайт http://metanoia.msdm.ru/
С 2006 года московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «МЕТАНОЙЯ» , где помогают алкоголезависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими как игромания, сексоголизм, трудоголизм, интернет зависимость и пр. ), и их родственникам.
Руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками — Игумен Иона (Займовский) E-mail: iona@msdm.ru Aдрес: 113191, Москва, ул. Даниловский вал, д. 22
«МЕТАНОЙЯ» не является коммерческой организацией, этот православный центр существует на благотворительные средства.
Спаси и помилуй всех вас Господи! Помощи вам Божией в этом труде, важность которого невозможно переоценить. И не дай все нам Бог когда-нибудь оказаться в шкуре родителей этих бедных ребят, вразуми их Господи!
Владыка, от всей души поддерживаю ваше решение, сотрудничества с АН. Считаю, что это огромное количество душ человеческих, готовых к встрече со Христом. И кто, как не мы должны им в этом помочь. Тем более, что, в большенстве случаев, они ищут нашей поддержки. Я бы сказал, кричат о ней.
Так получилось в моей жизни, что мне пришлось столкнуться с наркотиками лицом к лицу. Увидеть, прочуствовать все это изнутри. Я благодарен ребятам из АН. В данный момент, я являюсь председателем подкомитета по связям с общественностью, а также на телефоне доверия нашего сообщества. В тоже время, как священник, пытаюсь показать своим собратьям, что это сотрудничество поможет многим ребятам прийти ко Христу. К моему большому сожалению, пока, не нахожу поддержки.
Спаси Вас, Господи. Прошу Ваших святых молитв.
Благодарю, о.Антоний. И призываю благословение Божие на Вас и всех Ваших собратьев.
Движение «Анонимных наркоманов» (АН, Эн-Эй) — это попытка спасти утопающих руками самих утопающих. Люди, пораженные этим страшным недугом, действительно, тонут. Часто они ищут соломинку, ибо другие, более надежные средства — медицинские, психологические уже испробованы, и чаще всего ее не обретают. Потому что наркомания — болезнь, которая поражает не только тело, или душу, но всего человека. И, прежде всего, его дух. К области духа относится, то, что составляет высшие и вечные жизненные ценности. Не все, а именно высшие и вечные: Бог, Родина, народ, любимый (в евангельском смысле) человек, долг, совесть, достоинство… Словом, то, ради чего можно пренебречь комфортом, отказаться от удовольствий, пожертвовать имением, временем, карьерой, жизнью.
Так вот, наркотик — это значимость, сиюминутное наслаждение, настолько яркое и сильное, что на сию минуту замещает собой все ценностное содержание. Затмевает все ценности, само становится сверхценностью. Кроме того, подлинные ценности формируются годами и десятилетиями, рождаются в поисках, преодолении многих тяжких испытаний, вырастают из сомнений, доходящих, порой, до отчаяния, из бесконечных, ежедневных понуждений к молитве и благочестию, изматывающего самонаблюдения-рефлексии. А тут — никаких мук и трудов: принял — и исчезли все проблемы, в миг все встало на «свои», места. Легко, хорошо, радостно. Только потом — муки тела, души и совести. Но это потом, да и снимаются они быстро очередным «принятием».
Очевидно, что лечить здесь нужно всего человека, но, прежде всего, дух: крепкий и здоровый дух просвещает душу, укрепляет тело. Восстанавливается та иерархия, которая установлена в нас Богом изначально: дух владеет душой, а она — телом. Не наоборот, как у наркомана. Можно ли сказать , что что существуют действенные, проверенные годами системы такого лечения? Нет. Во всяком случае, мне они не известны. Есть подходы, методы, которые пытаются это сделать, и АН, программа 12 шагов среди них. Они не приводят наркомана или алкоголика непосредственно ко Христу, а ориентируют его на «высшую силу» (не высшие, заметим). Они не нацеливают на покаяние в грехах, но взращивают способность видеть их во всем безобразии и погибельности (а отсюда и до исповеди недалеко), они не борются с гордыней — этой матерью всех пороков, но приводят к осознанию бессилия своего «я» и полному упованию на высшую силу.
Да, не все «реабилитанты» становятся при этом православными христианами. Но могут стать и все, если рядом окажется глубоко верующий человек или священник и начнет сеять. Ведь почва-то уже подготовлена. Остается довести до их умов и сердец, что «высшая сила» — это Святая Троица, Спаситель; отставить надежду на себя, значит попереть гордыню, открыть врата души навстречу благодати Святого Духа. Что за самонаблюдением должно обязательно следовать покаяние и исповедь. А все шаги 12-ти шаговой модели последовательно и ненавязчиво приводят в Церковь.
Так мы и пытаемся сеять.