Кирилло-Мефодиевские чтения. Секция филологическая.

На филологической секции сделал доклад: «Маленькие трагедии А.С.Пушкина — аскетический аспект». На примере «Скупого рыцаря».

Беда барона, на мой взгляд, не скупость, а гордыня. А Пушкин не только великий поэт, но и не менее великий человековед. Настолько тонко ему удается проследить движение человеческой души, историю ее падения.

Я постарался сопоставить монолог барона со словами святых отцов и подвижников благочестия. Набросал тезисы доклада, доложил. Хотел обработать их и разместить в блоге, но нет времени. Привожу в черновом варианте.

Прошу не судить строго.

Скупой рыцарьоксюморон. В скупости ли дело. Упоение миром, который человек сотворил в своей душе и живет им, и царствует в нем, и упивается этим. Основагордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». (о. Александр Ельчанинов)

 

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще не полный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете. (прп.ИоаннЛествичник)

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Не знаю, как это бывает, что многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли  бесстрастия. (прп.Иоанн Лествичник).

Мне всё послушно, яже ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

Сего сознанья

Гордость служит причиною сердечного ожесточения. (свт.Игнатий Брянчанинов)

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный…. вот он. Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица нетрогалась; я мог бы

Ее прогнать, но чтото мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме.

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается спутанным, так как оно заменяется различением «моего» и «не моего». (о. Александр Ельчанинов)

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения. (свт.Игнатий Брянчанинов)

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Не страх (о нет! кого бояться мне?

При мне мой меч: за злато отвечает

Честной булат), но сердце мне теснит

Какоето неведомое чувство

Нас уверяют медики: есть люди,

В убийстве находящие приятность.

Когда я ключ в замок влагаю, тоже

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе.

          (Отпирает сундук.)

                           Вот мое блаженство!

 

Зажгу свечу пред каждым сундуком,

И все их отопру, и стану сам

Средь них глядеть на блещущие груды.

(Зажигает свечи и отпирает сундуки один за другим.)

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую

 

но кто во след за мной

Приимет власть над нею? Мой наследник!

Безумец, расточитель молодой,

………………………………………………….

Он сундуки со смехом отопрет.

Итак, сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места. (о. Александр Ельчанинов)

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы.

Он разобьет священные сосуды,

Он грязь елеем царским напоит

Гордость —верный знакпустого человека, раба страстей, знак души, ккоторой учение Христово не нашло никакого доступа. (свт.Игнатий Брянчанинов)

О, если б мог от взоров недостойных

Я скрыть подвал! о, если б из могилы

Прийти я мог, сторожевою тенью

Сидеть на сундуке и от живых

Сокровища мои хранить, как ныне!..

ДИНАМИКА

Кто знает, сколько горьких воздержаний,

Обузданных страстей, тяжелых дум,

Дневных забот, ночей бессонных мне

Все это стоило? Иль скажет сын,

Что сердце у меня обросло мохом,

Чтоя не знал желаний, что меня

И совесть никогда не грызла, совесть,

Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы

Смущаются и мертвых высылают?..

 

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время как черные крылья мчат его к гибели. (о. Александр Ельчанинов)

 

 

Об этом прекрасно пишет Симеон Новый Богослов: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) внедрахсвоих. (о. АлександрЕльчанинов)

Вспомним, отчего умирает барон.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментария к записи “Кирилло-Мефодиевские чтения. Секция филологическая.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    Да, это видно в самом названии — «Скупой рыцарь».
    Скупой — чрезмерно, до жадности бережливый.
    Рыцарь — самоотверженный, благородный, великодушный человек.
    Эти два слова имеют противоположное значение, но суть- в другом.
    Этот человек одержим такой страстью, что упивается ею. Всё забыто,
    сын — ненавидим, в душе холод, ожесточение и темнота. Одно блаженство — сундуки с деньгами.
    Конечно,- это гордыня. Глядя на изображение, мне вспомнилась цитата из другого произведения А.С.Пушкина: «Там царь Кащей
    над златом чахнет.» Мне кажется, что Владыка неслучайно разместил рядом два поста — »Скупой рыцарь» и «Срочно нужна помощь.»
    Для электронного перевода денег, нужны личные данные получателя и его
    телефон (Western Union, VIANKOM), возможно ли это в открытом доступе?
    Напишите, пожалуйста.

  2. людмила:

    Не знаю насчет скупости, но не гордых людей сейчас наверное единицы, если не считать непосредственно служителей Божьих. Во всех сидит. У очень многих она даже считается добродетелью, дескать гордыня плохо, а гордость хорошо. Да что там про кого-то говорить, вот я почти 10 лет в церкви, ничего выдающегося во мне ваще нет, и знаю эту мерзость можно сказать в лицо, вернее в морду, и очень хочу ее выселить и все равно мысль, что » бабенка-то ты, Люда, не плохая» приносит почти что «чувство глубокого удовлетворения», а что говорить про тех бедолаг которые ее не видят. Увы мне, Господи!

  3. ЛЮДМИЛА:

    А это — вдогонку нашим размышлениям…

    Иногда так хочется
    Улучшить, поправить, изменить…
    Но это была бы другая жизнь!
    И я бы не была такой как есть…
    Какой?…

  4. Благословите владыка митрополит, почему то считал, что это пример любостяжания, сребролюбия. Или это страсти синергисты? Некий симбиоз страстей? Как блуд и чревоугодие? Уныние и печаль? Гордость Гнев Сребролюбие Тщеславие? Эдакий клубок змей..

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov