Первое приветствие.

Ниже — мое приветствие участникам первых Кирилло-Мефодиевских чтений в Хабаровске. Оно готовится к публикации в сборнике. Вот я и решил, а почему бы, собственно, не поприветствовать и моих посетителей?

Приветствие Игнатия,
Митрополита Хабаровского и Приамурского,
ректора Хабаровской духовной семинарии

Дорогие участники нашей конференции, друзья, братья, сестры!

Нашей конференцией — совместным, соборным со-бытием открываются дни Славянской Письменности и Культуры Хабаровского края. Вот уже более десяти лет они совершаются по всей России. Всякий раз главным городом праздника становится один из городов нашего Отечества, но этим деятельность не ограничивается — продолжается во многих других местах. Программа их весьма широка и разнообразна: чтения, выставки, концерты…

Какова цель? С одной стороны — безусловно, обращение к духовному наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, их подвигу и творчеству. Попытка еще раз вспомнить его изначальный смысл, как вектор, неизменно указывающий нам направление русского исторического пути. Постоянный, раз и навсегда заданный нам Богом через Своих угодников — равноапостольных братьев.

С другой стороны — это возможность определить, где, в какой точке нашего пути мы обретаемся, достойно ли продолжаем то святое и спасительное для нас же самих дело, которое начали свв. Кирилл и Мефодий. В чем преуспели, что утеряли, в чем изменили своему предназначению. И, наконец, совершив такую «корректировку», определить, куда и как двигаться далее.

Каждый народ — а мы с вами и считаемся, и являемся народом — имеет в своей основе очень определенные и очень важные для него онтологические истины. Они неизменны, установлены Богом и определяют смысл существования данного народа. Они, повторю, неизменны и Божественны. Они — как изначальное горчичное семя, в котором заключено все будущее древо со всеми особенностями и историей развития: от едва заметного побега до зрелого плода.

Этим семенем, ядром, душой каждого народа является его вера. Она и образует во времени многообразную, многоликую жизненную сферу, которая называется культурой. Сюда относятся ее высокие проявления: литература, проза и поэзия, архитектура, живопись, музыка. Но не только. В широком понимании культура — это все то, в чем проявились вовне мировоззрение, мироощущение народа: его язык, обычаи и традиции, быт, семейный и общественный уклад, народное искусство и ремесла.

Своеобразие веры обуславливает своеобразие культуры. Каждый народ, как говорил наш замечательный писатель и философ И.А. Ильин, по-своему думает, по-своему смеется, по-своему танцует, по-своему создает семьи, по-своему умирает, по-своему смотрит на мир. Это великое разнообразие культур — тоже Божественная данность и заданность, каждая из которых является тем цветком в луговом разнотравии, который, будучи особенным и неповторимым, составляет общий его биоценоз.

Сейчас происходит размывание границ культур, формирование монокультуры секулярного, западного образца. Культуры потребления «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской». Это как ступень ко глобализации, приходу антихриста и концу человеческой истории.

Чем дальше человечество движется по пути своего развития, а если говорить по Евангелию, чем дальше человечество движется к последней точке своего исторического существования — к Страшному суду и концу света — тем меньше человек это осознает. «По причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Беззакония умножатся потому, что человек начнёт жить вполне по своей воле, отвергнув Бога, отвергнув высшие ценности, которые Господь вложил в его душу. Поэтому так важно, что мы собрались на этот форум, посвященный Дням славянской письменности и культуры.

Святейший Патриарх, обращаясь к своей пастве, а значит и к нам, живущим на восточных рубежах России, сказал такие слова: «Сегодня у нас есть возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей. В жизни святых братьев мы можем видеть замечательный пример действия спасительного и благодатного промысла Божьего об очень многих народах не только славянских, но и христианских»[1].

Создание письменности, перевод Священного Писания и богослужения на наш язык, язык наших предков, открыли славянским народам путь к самобытному, духовному, культурному, общественному и государственному развитию. Трудно представить себе, что бы было с нами, если б не замечательный подвиг просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. Только Промысел Божий, который явили нам эти братья, позволил  маленьким, разбросанным восточно-славянским племенам создать единое, самое большое в мире государство, такую культуру, уникальность которой до сих пор мы даже осознать не можем, будучи сами ее носителями.

Не смотря на все политические, экономические, социальные, внутренние и внешние распри, мы продолжаем оставаться единым славянским народом. Именно этот факт явился прочным фундаментом создания многонациональной России, которая объединяла в себе на протяжении тысячи лет разные этносы, племена, народы, разные культуры. Под покровом Православия, государственной религии, все они существовали и развивались.

Нам предстоит большая, замечательная работа. Подготовлены доклады и сообщения. Будем слушать друг друга, будем осмыслять сказанное, будем делиться своими мыслями и переживаниями. Но цель у нас должна быть одна, та, что поставили великие солунские братья: быть людьми православными, беречь свою веру, хранить и развивать свою культуру, быть тем самым народом, которым нам благословил быть Господь.


[1] ПатриаршееприветствиеучастникампразднованияДняславянскойписьменностиикультуры. // http://www.patriarchia.ru/db/text/1492438.html (датадоступа 23 мая 2011 г.).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

6 комментариев к записи “Первое приветствие.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    —- душой каждого народа является его вера —-

    Откину мусор
    Лишних слов, оставлю то,
    Что вечно — веру…

  2. Вова:

    Конец света уже здесь… в каждом

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov