Совершенно не вызывают теплого отклика руки и колорит картин Эль Греко. Синюшные, коричневые, неестественно истонченные, колючие на вид — руки мертвецов…Увы мне…
Синюшные, коричневые, колючие на вид — руки мертвецов
Такое впечатление может возникнуть и возникает: даже самая хорошая репродукция не передает колорит (и, соответственно, настроение) оригинала. А здесь — не самые хорошие.
Но дело в другом. Первое оригинальное полотно Эль Греко я увидел в Толедо, в храме маленького женского католического монастыря. Это было «Вознесение Марии» (т.е. Успение Богородицы). Очень большая по размеру многофигурная композиция оказалась расположенной в апсиде алтаря, довольно высоко. Как известно, в католических храмах иконостасы отсутствуют, и алтари от храма не отделяются. А в некоторых местах всем: и прихожанам, и паломникам, и туристам разрешается подниматься на алтарный помост, ходить в алтарном пространстве. Здесь тоже разрешалось, и потому я не упустил возможность рассмотреть картину поближе.
Возникала сложная, смешанная гамма чувств-впечатлений-настроений. Такая, что и сейчас трудно поддается анализу: с одной стороны — скученная массивность фигур, тяжелые складки одежд, неестественно вытянутые тела, неестественные позы. Конечно руки, неестественно истонченные. Но в этой неестественности открывалась и неотмирность, и устремленность ввысь. Потом были другие храмы и музеи. Другие картины.
Творчество Эль Греко — 16-й-17-й века. Конец и начало, соответственно. А это — эпоха доминирования «земного реализма» в иконописи и живописи: вспомним торжествующую плоть рубенсовских персонажей или психологизм героев Веласкеса. Точный, но все же земной, человеческий. Из этого и предстояло гениальному художнику с Крита Доменикосу Теотокопулосу создавать стиль, который бы смог выразить в его полотнах небесное, реальности духовного мира.
Да, фигуры его картин отличаются от тех, что явлены в иконах византийских и особенно русских, они не в Царствии Божием, не в Небе. Но и не на земле — едва касаются ее стопами, или не касаются вообще. Да, они лишены строгой иконной аскетичности, но вытянуты и истончены, как бы устремлены «от долу — горе». Да, эти картины выполнены не в обратной перспективе, но трехмерность нашего, материального мира сведена в них к минимуму. А стиль испанского грека позволяет видеть их одновременно в нескольких ракурсах.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Это Википедия. С ней соглашусь.
«Я рисую, чтобы сделать людей святыми, светлыми, потому что свет побеждает смерть… А я хочу победить смерть.» (Эль Греко)
«Эль Греко» — фильм Янниса Смарагдиса.
Возможно, музыка Вангелиса — из этого фильма,
даст возможность, почувствовать картины художника.
http://www.youtube.com/watch?v=kKkgapgnfNw&feature=related
Тому, кто ещё не знаком с творчеством Эль Греко, можно начать знакомство в «Сказках картинной галереи»
http://www.youtube.com/watch?v=23QnlK3gnKU&playnext=1&list=PL58B4072560B19490&feature=results_main
Благодарю, Людмила, прослушал.
Правда показалось, что музыка не о том. Не о том, что я увидел у Эль Греко.
Не могу не откликнуться…давно уже ожившей для меня в воображении картиной Эль Греко…
Вознесение Марии. Эль Греко
Уходят в бездну контуры Толедо,
Размытые в оливах влажной чернью.
Но сумрак наплывающего неба
Охвачен ровным светом невечерним.
Там, в вышине, в опаловом сиянье,
Пречистой Девы в небо погруженье,
И с Нею, словно тихое всплыванье,
Парящих тихих Ангелов движенье.
Подъем почти отвесно вертикален,
Уже не подчинен земным законам,
Почти невероятно нереален
И вихревыми вспышками наполнен.
В свеченье красок вспыхивают лица,
Фигуры переходят в ореолы,
Реальность чуда зримая струится,
И снова опускаются покровы.
Еще один – последний – молний росчерк!
В последний раз охватываем зреньем
В межзвездной невесомости и мощи
Полет Марии в новом измеренье.
Нисходит свет на поднятые лица,
Еще чуть видно воздуха круженье.
Сверкающая розовая птица
Парит над головами в отдаленье.
Ну, Мария! Опять нет никаких слов.
Но маленький совет — немного подработать смысл и форму четвертого четверостишья.
«…А я хочу победить смерть.» — какое искушение !
Владыка, благословите! Обязательно посмотрю четвертое четверостишие, обязательно. Только…стихотворение это не новое, оно уже опубликовано, тут должен быть смущенный смайлик. И ведь мне тоже казалось, что надо что-то неуловимое переделать, но слишком было неуловимо, ускользнуло и растаяло. Теперь подумаю.
Дорогой Владыка, у меня вышла вторая книжка «Белый Город», завтра хочу отправить ее Вам! Там есть досадные опечатки…но я их поправлю, чтобы не потерялся смысл.