Получил сегодня по почте стихотворение от Марии Нехорошевой, камчатской поэтессы. Той самой Марии, что написала замечательные стихи к арт-рок мистерии «Дорога к храму», к предполагаемому спектаклю по картинам Чюрлениса.
Наши размышления с читателями и обмен мнениями побудил ее написать еще одно стихотворение, на сей раз к полотну Эль Греко «Вознесение Марии». Предлагаю вам. Эти слова-образы передают и мое впечатление, и даже добавляют многое.
Уходят в бездну контуры Толедо,
Размытые в оливах влажной чернью.
Но сумрак наплывающего неба
Охвачен ровным светом невечерним.
Там, в вышине, в опаловом сиянье,
Пречистой Девы в небо погруженье,
И с Нею, словно тихое всплыванье,
Парящих тихих Ангелов движенье.
Подъем почти отвесно вертикален,
Уже не подчинен земным законам,
Почти невероятно нереален
И вихревыми вспышками наполнен.
В свеченье красок вспыхивают лица,
Фигуры переходят в ореолы,
Реальность чуда зримая струится,
И снова опускаются покровы.
Еще один – последний – молний росчерк!
В последний раз охватываем зреньем
В межзвездной невесомости и мощи
Полет Марии в новом измеренье.
Нисходит свет на поднятые лица,
Еще чуть видно воздуха круженье.
Сверкающая розовая птица
Парит над головами в отдаленье.
О, нет ! Этот в центре с остреньким носиком, желтой хламидой опоясанный, с мрачными черными крыльями ?! Это — ангел ?! Да еще и виолончель?! С Марииными образами еще как-то примиряет «розовая птица», но не с Эль Греко !!!Навсегда — никакого Эль и никакого Греко !
Любовь, у вас еще будет встреча с Эль Греко, обязательно будет. Да, многофигурность, да странная вытянутость, но какая устремленность в небо…рождающаяся невесомость, возникающая среди земных фигур
Может быть, в библиотеке взять хорошие иллюстрации?
Да… и ещё столько света !!! Для меня его работы — средство от депрессии! Сильно! Мощно! Светопобеждающе!
У Марии только что вышла вторая книга стихов «Белый город»! (Ещё совсем тёпленькая)
Такая же чистая, светлая и глубокая… как и первая!
Картина какая-то «тяжелая», не ощущается той легкой воздушности, которая присуща иконографии. Понятно, что это не икона, но картина как-то сама по себе немного мрачновата.
А вот стихи прекрасны и удивительно, что навеяны они (если я правильно понял) как раз этой картиной.
Вот что говорит о этой картине Максим Петров — автор книги:
«Художественные традиции эпохи и формирование индивидуального живописного стиля Эль Греко»
«Это произведение далеко не безупречно, хотя и принадлежит к числу прославленных поздних созданий Эль Греко. Как будто что-то надломилось в смертельно больном, угасающем мастере. Надо преодолеть первое ощущение вычурности и некоторой слащавости, чтобы оценить замысел картины и ее оригинальное изобразительное решение.
Узкая вертикаль композиции «Вознесения Марии» заполнена сверкающими, как самоцветы, сине-стальными, розово-красными, желто-зелеными цветовыми пятнами на сумрачном вихревом фоне. Кажется, все типы движений, которые характерны для Эль Греко и находятся за гранью реального, соединены в этом полотне. Формы растворяются в мерцающем свете, который то сгущает краски в тени, то обесцвечивает добела. Запрокинутые лица лишаются каких-либо определенных черт, неожиданны резкие ракурсы, масштабы фигур, их пропорции. Летящий по диагонали ангел с огромными черно-белыми крыльями приобщает зрителя к ощущению начинающегося полета.
Идущее в заоблачные выси, озаренное сиянием небесных светил движение в картине Эль Греко ничего общего не имеет с эффектами барочной живописи, подчиняясь законам иного, воображаемого мира. В ней смещены все реальные представления. Изображенный тип полета можно назвать медленным «всплыванием». Стихия воздуха кажется стихией воды, сквозь «толщу» которой неестественно удлиненные фигуры Марии и ангелов «всплывают» из глубин «солдатиками». Уходит в бездну смутный неузнаваемо преображенный Толедо, растворяясь во мраке, сливаясь с изображенным справа таинственным морским заливом. О реальности напоминает лишь букет роз и лилий на переднем плане, который звучит здесь сентиментальной нотой. Картина создает смятенный и беспокойный образ: «Земля плывет как зыбкая вода».
А у меня, когда я впервые увидела картину ли, икону «Вознесение Марии», было чувство, что открылось окно в пространство, и я увидела падающий в космические бездны город и поднимающуюся фигуру Пресвятой Девы. Причем движение было совершенно явное, контуры города пропадали и темнели, а взвихренное серебряное, опаловое сияние и невесомые фигуры двух нижних ангелов создавали иллюзию сильного вертикального подъема Марии. И мимо моего «окна» проплывала обретающая на глазах невесомость фигура Марии. Вот это совершенно чудесное «всплывание-полет», тихое наплывание неба навстречу больше всего поражало. Там, очень высоко, воображение дорисовывало уже совсем невесомые фигуры, становившиеся светлыми ореолами…игрой света…нереальностью.
Это впечатление было настолько ясным, что не забывалось несколько лет. Я стала читать об Эль Греко все, что попадалось, а написано о нем немного. Однажды увидела и статью Максима Петрова (я тогда не запомнила его фамилию), но впечатление-совпадение было удивительным: вертикаль полета-падения и «всплывание» странно совпадали, как будто два человека видели одинаковое явление. Не могу согласиться только с выводом о «надломленности» мастера, писавшего это полотно. Мне оно кажется совершением чуда на глазах зрителя. Еще одно такое впечатление было от картины Босха (не могу найти ее и названия не знаю), где ангелы уносят человеческую душу. Тот же самый полет с обретением невесомости…
И еще одна картина Эль Греко вызвала огромное волнение – «Портрет кардинала (будущегоВеликого Инквизитора) Ниньо де Гевара. Как будто в алом огне бьющих молний будущего суда сидит человек – воплощение власти земной и сурового закона. И тоже понадобилось несколько лет, чтобы этот портрет вдруг внезапно возник в стихотворной форме…
Мария, может быть, Вы говорите о картине Босха — Вознесение в Эмпирей?
По этой ссылке, можно увидеть эту картину:
http://smallbay.ru/bosch.html
Людмила, спасибо! Наверное, я видела фрагмент этой картины, потому что несколько лет искала картину, на которой было огромное (космическое) пространство и маленькая фигурка, которую поддерживали два ангела, в левом верхнем углу. Увидела случайно на книжной ярмарке в Москве раскрытый альбом Босха с этим фрагментом, но пробежала очень быстро в надежде потом найти и поближе посмотреть. Этой надежде уже лет восемь, и, если бы не Вы, наверное, не нашла. Да, здесь тоже это обретение невесомости…на мой взгляд.
Но в «Вознесении Марии» все более мощно.
Спасибо!
Мария, мне хотелось бы поделиться с Вами, и другими гостями блога Владыки Игнатия, стихами, написанными жизнеописателем, духовником, поэтом, преданным другом, а в дальнейшем—монахом и епископом Венанцием Фортунатом, по рассказам святой Радегонды, о жизни которой я узнала на сайте
«Православие.Ru».
В далеком VI веке, когда Церковь была единой, жила в Европе женщина редкой красоты по имени Радегонда. Волею судьбы она сделалась королевой франков, хотя с раннего детства мечтала только о Боге. Больше всего на свете ей хотелось стать монахиней и создать вокруг себя гармоничную атмосферу общинножития. И однажды мечта осуществилась. В городке Пуатье, что во Франции, основанном еще Юлием Цезарем, появилось аббатство святого Креста. Святая Радегонда прожила в нем тридцать лет, непрерывно излучая духовную силу и радость, и, несмотря на затворничество, заметно влияла на мирскую жизнь. Авторитет ее был огромен еще в ту, средневековую пору. Но и сегодня, как и на протяжении последующих четырнадцати столетий истории, она остается одной из самых любимых французских святых.
Отголосок её святой жизни мы можем услышать в стихах Венанция Фортуната, они дошли до нашего времени:
«Я видела женщин, которых гнали в рабство.
Их руки были связаны и волосы растрепаны.
Одна ступала разутой ногой в кровь мужа,
Другая спотыкалась о тело брата.
Каждая плакала о своём , а я — обо всех.
Об умерших родителях, и о тех, кто жив.
Слёзы иссякли. Вздохи замолкли. Тоска не утихла.
Слушаю ветер — не принесёт ли он вести?
Но не приходят ко мне родные тени.
Пропасть разверзлась между мною и близкими.
Где они? Спрашиваю я ветер и облака.
Птица бы, что ли, донесла мне весть!
Ах, когда бы ни данный мной обет!
Я поплыла бы к ним в грозу по волнам.
Моряки трепетали бы, но не я.
Разбился б корабль — я поплыла бы на доске.
Не нашлось бы доски — пустилась бы вплавь…»
Людмила, спасибо за Радегонду и за стихи о ней! Вы очень много знаете, я уже давно это вижу. Спасибо. А мне даже немного страшновато от совпадений…но у меня тоже есть стихи на похожую тему. Всегда очень сильное воздействие оказывала на меня Великая Отечественная война и татаро-монгольское иго… Когда-то на лекции в библиотеке Владыка рассказывал, как шли потоки русских людей на восток, в рабство. Шли по выжженной земле, шли женщины-христианки, чтобы рожать на чужой земле сыновей-врагов Руси…
И запомнились слова, что нет такой раны, чтоб не прошла сквозь сердце, а народ все не опомнится от греха братоубийства…
Потому и пришел странно возникший страшный народ из степи — по грехам нашим.
Не могу удержаться — приведу.
В Орду
В тяжелый плен
Без солнца и без срока,
Громадной вереницею идем.
И наши слезы жадная дорога
Глотает вместе с пылью и дождем.
Бичи свистят,
И кони ржут, взлетая,
Гортанно восклицают палачи,
Навеки нас с родными разлучая,
И сердце помраченное молчит.
Под стон берез
У выжженных порогов,
Под смертный оклик птиц,
Летящих прочь,
На чуждую и грозную дорогу
Ступаем в обезумевшую ночь.
И раны нет
Такой, чтоб не сквозь сердце,
И боль молчит,
Бессмысленно тупа.
Во всей Вселенной
Никуда не деться.
Она темна,
Безмолвна и слепа…
Когда-нибудь
Весной зеленозвездной
Поднимет реки талая вода,
И прорастут цветы
Сквозь наши слезы,
Вернемся мы –
Вернемся навсегда…
Спасибо, Мария. за стихи, за слова, которые оказались так близки моему
душевному состоянию.
И раны нет
Такой, чтоб не сквозь сердце,
И боль молчит,
Бессмысленно тупа.
Во всей Вселенной
Никуда не деться.
Она темна,
Безмолвна и слепа…
У нас на Святой земле —боль, страдания, кровь, жертвы с обоих сторон. Кажется, что нет просвета.
Но, как гласит восточная пословица: «Самое темное время ночи приходит перед рассветом».
Молитесь о Святой земле, просите мира Иерусалиму!
Хорошо, Людмила, обязательно…
«Вот это совершенно чудесное «всплывание-полет»» — может ли человек передать духовное событие в зримых образах, кроме иконописных ? Влиять на воображение человеческое можно с помощью зрительных образов, как и словесных. А то, что автор пишет картины на пределе человеческих сил видно как раз в колорите. Свет положен лишь на ткани, а даже лица почти в тени. Похоже, как если бы некто принимал образ ангела света, но сам не был бы таковым. «Картина создает смятенный и беспокойный образ: » — Мария и сама признает, что именно рождается как отклик на данное зрелище. Удивительно, но ясно видя всю неестественность, темность, некрасивость, мрачность картины и ее образов, вывод делается о некоей значительности автора…Куда-то плывут эти некрасивые существа…