Мотивационно-смысловые факторы пастырского служения

Недавно встречался со своим научным руководителем. Это Рубцов Виталий Владимирович весьма известный российский психолог, доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО. Совместно определяли название моей новой научной работы: к сожалению, и его, и содержание пришлось кардинально изменить. Теперь мое исследование посвящено тому, что движет пастырем в его служении и что должно двигать.

Отсюда — выход на исследование и решение многих проблем: каковы признаки пастырского призвания и отбор абитуриентов в семинарии, причины и следствия пастырского «выгорания» и многие другие. Вот кое-что из ее описания.

Актуальность исследования.  В обосновании акцент необходимо сделать на понятии «служение»  как  показателе особого уровня развития личности, качественного перехода на иной (чем как это понимается в деятельности, служение как приверженность организации, идентификация с ней и т.д.) пласт осмысленности цели жизни, акцент на неизученности служения как психологического феномена. Далее о важности этой темы в контексте духовного развития личности, пастырское служение как один из возможных вариантов изучения этого феномена на выборке, для которой служения является основной составляющей его профессионального самосознания. Акцент на подходах, обоснование изучения мотивационной и смысловой сферы личности как возможных факторах, позволяющих раскрыть личностное содержание служения, как некой духовной миссии, связанной с духовными переживаниями. Уровень разработанности.

Объект исследования: пастырское служение

Предмет  исследования: мотивационно-смысловые факторы пастырского служения

Цель  исследования: определить структурные и содержательные компоненты  мотивации и смысловой сферы пастыря, как факторов исполнения духовной миссии служения.

Гипотеза исследования: Духовная миссия «пастырское служение»  определяется особой структурой мотивации и смыслового содержания. Системообразующим компонентом структуры является смысловое переживание «служения» как духовного состояния.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

– дать теоретическое обоснование пастырского служения как высшего духовного состояния.

-определить базовые мотивационно-смысловые составляющие психологической модели пастырского служения как системы объективных (цели, задачи, содержание, функции служения) и субъективных (когнитивных, аффективных, мотивационных смысловых, связанных с религиозной направленностью служения) структур;

— определить процедуры и методы организации исследования и сбора эмпирических данных;

 -провести эмпирическое исследование мотивационно-смысловых факторов пастырского служения;

— дать статистическую и качественную интерпретацию полученных эмпирических результатов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

14 комментариев к записи “Мотивационно-смысловые факторы пастырского служения”

  1. Сабурова Светлана:

    Дорогой Владыка.
    Глубоко поддерживаю Вас в Ваших научных трудах.
    Спасибо Вам, что понимаете актуальность темы. Безусловно, мотивационно-смысловая сфера является основной жизненной ценностью для человека. Именно ценностью! Понимание смысла своего существования, а тем более если это касается еще и своей профессиональной деятельности — делает человека духовно стабильным, а следовательно мотивированным на нравственное существование, постоянное духовное развитие.
    Я так же как и Вы, Владыка, пишу диссертацию. Я очень рада, что наши темы почти похожи. Но мое исследование — мотивационно — смысловые детерминанты профессиональной деятельности музыканта. Как то мы с Вами, на семинарском занятии даже говорили о музыке. » Может ли быть музыка духовна»?» — спросила я Вас тогда.
    Деятельность музыканта — это точно — духовна! Что ж, придется доказать. ))))
    Всего доброго Вам, Владыка.
    С глубоким уважением, Светлана. ))))

    • Митрополит Игнатий:

      Планируете ли Вы в Вашем исследовании затронуть творческие аспекты деятельности музыканта?

  2. «обоснование пастырского служения как высшего духовного состояния»
    а я думала стяжание Духа — высшее духовное состояние.

    зато неверующий поп — явление фактическое в постсоветском пространстве, когда рукополагали по принципу целесообразности.

    • ЛЮДМИЛА:

      —-Теперь мое исследование посвящено тому, что движет пастырем в его служении и что должно двигать. —-

      А я всегда думала, что это — Любовь к Богу и людям.
      Непросто, принять это — как объект научного исследования.

  3. Певец Караоке:

    А кто-нибудь может дать точное определение духовного состояния? И какую-нибудь простую градацию?

    • Да все просто — рукоположился в священники и — опа! — уже высшее духовное состояние)

      • Певец Караоке:

        Так это половая дискриминация была б. Если соседка сверху за неделю не прекратит вопли по ночам, я соглашусь что ей физически не доступны высшие состояния, а пока не позволяет.

        Стал гуглить (правда интересно стало), среди ссылок на йогу откопал только это:

        «Итак, Духовная практика — направленный процесс преобразования человеком собственной энергийной проекции к некоторому телосу, или же «высшему духовному состоянию». Последний термин, взятый из словаря мистики, отражает важнейшую черту телоса: его мета-антропологический, трансцендирующий характер. Искомое практики — реализация бытийного назначения человека, и в исихазме в качестве телоса выступает «обожение» (θεωσιζ), совершенное соединение человеческих энергий с энергией Божественной, благодатью.»

        http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/horuzhiy_pravoslavnaya_askeza_46-all.shtml

      • Инна:

        стало быть вам оно недоступно)))

    • ЛЮДМИЛА:

      «В мирском языке духовность обычно отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний в различных областях искусства, культуры, науки. А под воспитанием понимается планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

      Рассмотрим, как определяется духовность в православии. Одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».

      Протоиерей Виктор Дорофеев (Московские Епархиальные Ведомости)

  4. Инна:

    Хорошая тема и обоснование очень стройное.
    Честно говоря, я удивлена, так как знаю Вы хорошо знаете и любите А.Ильина и предполагала, что вы тяготеете к проблематике творчества, самопознания ….

    Научных успехов Вам, Владыко.

    • Митрополит Игнатий:

      Иван Александрович работал в том направлении, которое мне очень близко.

      Он прекрасно рассмотрел такие категории, как вера, любовь, семья, правосознание и др. в духовно-философско- психологической парадигме. Основание которой, на мой взгляд, прекрасно выстроил.

      Думаю, Вы понимаете, что и моя нынешняя работа тоже связана с его творчеством весьма тесно.

      И благодарю за пожелания.

  5. иерей Алексей:

    Добрый день уважаемый Владыка. А свои пожелания и мысли в блог писать или еще куда?

  6. Митрополит Игнатий:

    Это зависит от Вашего желания.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov