Основное богословие — наука серьезная. Тем более, когда приступать к ней приходится уже на подготовительном курсе семинарии. Неделю назад мы приступили.
А сегодня пытались разобраться, что же все-таки общего есть у всех религий, даже самых непохожих. А также, в чем суть религии вообще, и что означает это слово. Разбирались два занятия подряд.
Когда дошли до «сути», вдруг выяснилось, что это не храмы, не иконы и даже не святыни с таинствами, а живая внутренняя связь с Богом. И вот тогда один из будущих пастырей (хотелось бы, чтоб стал им), вопросил совершенно открыто (они, вообще, все товарищи очень открытые) ): «А как это — внутренняя связь?»
Вспомнили беседу преподобного Серафима с Мотовиловым и его переживание благодати Духа Святого, встречу четырнадцатилетнего подростка — будущено митрополита Антония Сурожского — со Христом, а также рассказ из одной его книги:
В маленьком французском городке священник заметил, что в храм приходит один местный крестьянин. Он располагался напротив алтаря, где был сосуд со святыми дарами и молча сидел. Просто сидел, не двигаясь, не складывая молитвенно рук, не шевеля губами, а потом поднимался и уходил.
Так продолжалось довольно долго и, наконец, священник спросил его, что он здесь делает? «Я смотрю на Бога, — отвечал крестьянин, — Он смотрит на меня. И нам хорошо вдвоем».
Может быть, это и есть та самая связь? Живая, внутренняя.
Наверное, так и есть. Спаси Вас Господи, владыко.
Во славу Божию.
А если так, к ней и стремись.
имхо, это связь куда более сложна и многогранна — созерцание это лишь одна из граней
может быть, в какой то мере, как связь матери с ребенком… даже если нет детей рядом связь с ними остается.
Как связь отца с блудным сыном, он ведь, почувствовал, что тот возвращается и вышел на дорогу.
Хотя,.. тут такой момент, дети хуже чувствуют родителей, чем родители детей.
Чувство богообщения… св. Феофан Затворник говорит, что в малой мере, оно всегда должно присутствовать и нужно бить тревогу, коль скоро оно теряется, а свидетельствуется это чувство, ревностью о богоугождении — твердой, постоянной решимостью не смотря не на что, ни на какие внешние причины, ни на внутренние скорби и мрачности, быть христианином, быть с Богом и исполнять Его волю. Чувство веры и сыновней зависимости от Бога и желание быть с Ним. И это (чувство богообщения), конечно дело благодати…
После этого отрывка из книги митрополита Анатолия Сурожского о безмолвной молитве я стала православной.
В один не очень прекрасный момент окончательного отчаяния я задала вопрос как мне казалось в пустоту : «Для чего я живу, зачем это все вообще существует?»
И ответы посыпались буквально сразу.
Сначала я увидела интервью одного индийского гуру об осознанности в журнале, затем по ссылке от своей подруги с запада прочитала книгу Экхарта Толле об безмолвном присутствии. А потом увидела у мамы книгу А.Сурожского «Школа молитвы». И все это в течении нескольких суток.
И вот после отрывка про французского крестьянина в голове щелкнуло. Что все эти люди и престарелый йог, и немецкий дядька, и европейский проповедник говорили мне об одном и том же. О том что я знала с самого детства, но упорно игнорировала. Что смысл христианской жизни — в стяжании Святого Духа. Смысл жизни нашелся, а за ним пришла и вера.
Владыка Антоний предельно честен перед собой прежде всего.
Это и чувствуется во всех его книгах и выступлениях, это и привлекает множество тех, кто находится в поиске.
Это очень редкий особенный дар — мирить людей с Богом.
Хорошо.
Пожалуй, живая совесть это тоже связь души с Богом.