Здравствуйте Владыка Игнатий! Решили покрестить своего малыша в Спасо-Преображенском Соборе. Но теперь у нас возникла проблема, огласительные беседы перед таинством посещали в первый раз я , потом муж.
На исповедь конечно же пойдем. Но как нам быть если крестный наш живет не здесь, а заграницей это мой родной брат. И может прилететь сюда только на крещение, у него нет возможности посещать огласительные беседы и к исповеди он пока не готов. А друзей как то не хочется в крестные, потому что мы уверенны , что самый лучший крестный отец для нашего малыша это его дядя. Ведь мы крестились ранее без этого всего, получается мы незаконно крещенные? Ведь раньше огласительные беседы тоже были , но перед крещением. И почему в Хабаровских церквях и соборах ввели эту процедуру, а в Амурской области например нет. Знаю точно , на выходных знакомые крестят дочь. А почему тогда у нас такое? У нас есть огромнейшее желание покрестить малыша, получается из за нововедения мы не сможем теперь этого сделать? Или придется без крестного крестить малыша, чего бы конечно не хотелось. К Таинству Крещения мы уже подготовились все приобрели, ну нет к сожалению возможности у крестного посетить огласительные беседы. Как нам быть в этой ситуации, подскажите пожалуйста? Надеемся на Ваше понимание.
С Уважением
От души желаю здравствовать и Вам, и всей Вашей семье.
Прежде всего, хотел бы объяснить, что Святое Крещение — не процедура, а таинство — священнодействие, в котором человек обретает благодать Святого Духа. Процедура — нечто внешнее, формальное; таинство — глубоко внутреннее, преображающее влияние Господа на человеческую душу. Душа Вашего малыша чиста, открыта навстречу Богу, но неразумна, потому и в вере нетверда. Отсюда каждому младенцу необходимы наставники — крестные родители, которые будут по мере его взросления воспитывать крестника в вере и благочестии, как православного христианина. Именно для этого и совершается крещение. Именно для этого, как я понимаю, Вы хотите крестить своего малыша.
Ваш родственник, как Вы пишете, не готов к исповеди. В состоянии ли он в этом случае быть достойным крестным? Я не ставлю под сомнения его человеческие и нравственные качества, но крестным родителем может стать только человек верующий. Тот, кто знает свою веру, живет по ней и может научить тому же крестника. Если он таков, ему не нужна подготовка, если нет (а Вашем случае именно так и обстоит дело), подготовка необходима. Должны крестный отец и крестная мать знать свои духовные обязанности и исполнять их. Главное в этом. Свечи, крестик, рубашечка тоже нужны, но второстепенны.
То, что совершается в наших храмах, вовсе не нововведение. Так жила Церковь на протяжении двух тысячелетий своего существования: выбору и подготовке крестных уделялось всегда особое внимание. Так необходимо. Так правильно. Так спасительно. И если сейчас где-то крещение совершается без должного приготовления, это — неисправленные отголоски семидесятилетнего безбожного периода. Не станем на них ссылаться, не станем им следовать.
Как поступить в вашем случае? Просто: подобрать достойных, верующих крестных. Самый лучший дядя самым лучшим дядей и останется, а Ваша духовная семья обогатится новыми духовными родствениками.
От души желаю всей Вашей семье и малышу неизменной помощи Божией в духовном возрастании от силы в силу, как писал св. апостол Павел.
С благословением, митр. Игнатий.
Исходя из текста письма, можно с довольно большой степенью вероятности предположить, что и сами родители толком и твердо не определились в своей религиозной принадлежности. То есть не в готовности ради ребенка сходить на исповедь и посидеть на каких-то беседах, а затем время от времени приезжать на богослужение и причащать его. А в своей готовности следовать за Христом — с этим у них, вероятно, полная неясность. Отсюда вопрос: зачем вообще они хотят его крестить? «Так положено», «чтобы меньше болел», «чтобы Бог его защищал»? Это мотивы сами по себе просто суеверные. Сам факт крещения, естественно, автоматически ни от чего не защитит. Следовать за Христом и быть христианином — значит быть готовыми отдать Христу все, всю свою жизнь, и принять от Него тоже все. Если этой готовности нет, это значит, что люди просто еще сами не готовы, не сделали этот шаг. Возможно, когда-то дозреют. Но тогда надо ли им крестить ребенка сейчас, какой в этом смысл? Православное вероучение позволяет крестить младенца, но это именно позволение, а не предписание. Крестить младенца можно, но это еще не значит, что это всегда нужно. Может быть, в таких случаях лучше крестить ребенка в более старшем возрасте, а то и (сейчас ужасную вещь скажу :))вовсе не крестить, пока не вырастет и не примет решение сам (что совсем не означает, что не надо его знакомить с христианской верой)? Нам известны многие святые, крещеные в младенчестве, но и многие другие святые (выросшие в том числе в христианских семьях), принявшие крещение уже в зрелом возрасте. Возможно, такая практика в ряде случаев была бы разумна?
Сам факт крещения, естественно, автоматически ни от чего не защитит. Следовать за Христом и быть христианином — значит быть готовыми отдать Христу все, всю свою жизнь, и принять от Него тоже все. Если этой готовности нет, это значит, что люди просто еще сами не готовы, не сделали этот шаг. Возможно, когда-то дозреют.
С этим согласен полностью.
Почему «позволение, а не предписание». В учебнике православного догматического богословия цитируется следующий отрывок из Послания восточных Патриархов о Православной вере: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится…» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься.»
В «Послании» явно и недвусмысленно прослеживается юридически-католическое понимание крещения и спасения, что неудивительно, если вспомнить, что написано оно в 1848 г. В ответ можно процитировать, например, ряд отцов, которые придерживались иного мнения:
«крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении, потому что такое чувство, получаемое от освящения, есть умное дело. А младенцы еще несовершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа. И благодать св.крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра…потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение» (прп. Симеон Новый Богослов).
«Без…приготовления какая может быть польза от крещения? Какая может быть польза от крещения, когда мы принимаем его в возрасте, нисколько не понимая его значения? Когда мы, принимая его во младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Насчет «наказания за прародительский грех»: «младенцы, не принявшие крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя и не запечатлены, однако же и не худы» (свт. Григорий Богослов).
На этих отцов ссылается и Алексей Ильич Осипов, аргументируя свою позицию.
Но это ладно. В конце концов, могут быть правы авторы «Послания» и те из отцов, кто отстаивал крещение младенцев, или могут быть правы эти отцы. Православие настолько сложно, что почти на любую авторитетную цитату можно найти другую авторитетную цитату. Нагромождением цитат невозможно найти ответа, а догматические вопросы вообще возможно решать только на общецерковном уровне, мы сейчас на них не ответим.
Все, что мы можем сейчас зафиксировать — это то, что есть разные позиции в рамках одной и той же православной традиции. И, поскольку ни одна из них не осуждена на общецерковном уровне, то все они допустимы. Именно поэтому мы можем высказать надежное утверждение, что православная традиция крещение младенцев допускает (а вот утверждение, что она такое крещение предписывает, надежным уже не будет).
Но у нас вопрос практический: нужно ли крестить младенцев, если их родители и восприемники не являются практикующими христианами? Я считаю что нет, потому что в данном случае мы не видим не только веры самого младенца (что понятно), но и «веры приносящих»: родителей и восприемников. А ведь именно эта вера и является условием крещения младенца.
Не мне конечно судить, но интересно, а почему Господь сеял и у дороги, и на каменистой почве, а не требовал предъявить ему справку (а лучше и несколько)о составе почвы от агронома? Затрудняя людям путь по признаку «лучше меньше но лучше» не уподобляемся ли мы фарисеям?
Сеяние Христа — это не крещение, а Его проповедь. «Сеятель слово сеет.» (Мк.4,14). Из проповеди, конечно, не должен быть исключен никто. А приход к Нему, в том числе один из первых шагов, для крещения — это уже первые результаты, всходы. Если они есть, то надо и крестить. А если нет, и человек пришел не для того, чтобы жизнь свою посвятить Христу, а чтобы только получить от Него что-то, или вообще по посторонним мотивам («я-русский-значит-православный»), то значит и нет никаких всходов, нет результатов проповеди. Он не стал христианином, зачем же его крестить?
Да, притча о сеятеле несколько не о том.
Притча о сеятеле имеет другой смысл: Сам Спаситель его и раскрывает. А к рассуждениям о таинствах, возможно, более подойдут слова Христа о том, что не следует бросать святыню куда вздумается?
Ваше Высокопреосвящество, я вовсе не претендую на истину, притчи наверное действительно привел неправильно. И верю, что беседы перед крещением полезны. Но опасаюсь, что не получится ли так, что часть народа таковые ограничения оттолкнут, что люди эти выберут другой путь. И путь этот они выберут и своим детям. Причем так поступят вовсе не те, кому все безразлично. Равнодушный человек честно сходит на все встречи, выучит все правила, но все забудет после получения желаемого. Человек, желающий крещения ради каких-либо своих, далеких от спасения, целей, может и притвориться, и солгать. Человек, не желающий тратить время на три беседы, просто переедет мост, ибо в ЕАО достаточно одной беседы (некоторые именно так и поступают). Но вот ищущий, но не уверенный в правильности своего выбора, колеблющийся, вполне может просто продолжить поиск в другом месте. И его там радостно встретят. И он будет потерян.
Опасение того, что, столкнувшись с ограничениями, люди выберут другой путь, также весьма спорно. По всей вероятности, здесь имеются ввиду неопротестантские секты или католичество. Так в католичестве эти требования гораздо более высокие. Там катехизация продолжается не 3-4 беседы, а как минимум год. К чему бы и нам надо постепенно стремиться.
Насчет всех неопротестантов не скажу, но у баптистов тоже вновь пришедший проходит длительный срок подготовки, пока его не допустят до крещения.
То есть там эти ограничения гораздо сильнее, чем у нас.
Кроме того, именно наша всеядность в значительной степени в свое время и породила рост неопротестантских сект. Сначала человек, ничего не зная о Православии и не понимая, приходил, крестился, потом только пытался понять, куда это он попал. В условиях почти полного отсутствия катехизации, разобраться в православной вере самостоятельно не мог. И, услышав баптистскую или пятидесятническую проповедь (где ему объясняли, какие мы все «небиблейские язычники»), оказывался беззащитен перед ней. Простая и по виду убедительная проповедь неопротестантов не вызывала вопросов и критического отношения. Это результаты крещения без подготовки.
И, наконец, если даже человек в ходе катехизации придет к выводу, что Православие — это не для него, что ему чуждо православное вероучение, молитвенная, сакраментальная, обрядовая, дисциплинарная и т.д. практика, и пойдет искать Бога в других конфессиях, то это же вполне положительный результат. Человек сделал сознательный выбор. И хорошо, что он сделал его сразу, а не после крещения.
Максиму
Знаешь, иногда у людей бывает неопреодолимость желание прийти к Богу и жить с Ним, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. И случается оно вдруг.
А в позиции русский-православный никакого криминала нет….
Если у человека возникает непреодолимое стремление к Богу, то неужели катехизические беседы его в этом желании остановят? Или они ему, наоборот, помогут?
Относительно русский-православный — это отдельная большая тема, и если Владыка посчитает ее важной и интересной, то, возможно, и вынесет как отдельную тему.
Здесь только кратко отвечу. Тогда надо признать нормой и «испанец значит католик», «армянин значит монофизит», «японец значит синтоист» и «индус значит индуист». А у меня вот ительменские корни есть, так может мне в шаманизм перейти? Разве это основание для религиозного выбора?
Здравствуйте! Со мной произошла такая же история. Мои знакомые из Амурской области попросили меня быть кресным их сына. Они специально приехали в Хабаровск для этого. Естественно времени на прохождение огашения у меня не было. Я позвонил настоятелю нашего храма и спросил как поступить. Батюшка выслушал и благословил крестить ребёнка. Правда это было разрешено в виде исключения, так как батюшка меня знал лично.
Интересно. Нашел программу катехизации в Федоровском соборе Санкт-Петербурга (настоятель — митрофорный протоиерей Александр Сорокин): http://feosobor.ru/archives/2114
Всечестный Владыко! Дорогие братия и сестры!
А почему бы не предложить этим людям другой, более удобный и подходящий вариант — пройти дяде оглашение по месту его жительства. В большинстве стран мира есть православные храмы и православное духовенство, и если любого священника попросить провести огласительную беседу, после которой выдать что-то типа «справки» в свободной форме — я думаю, этот вариант будет намного более удобным и приемлемым. Хотя, конечно, сомнения в компетентности будущего крестного на данный момент есть. Но для этого и существует оглашение!!!